Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

 

Общественный контроль в России. Практика и методики

Блок 2. Общественный контроль воспитательных колоний и особенности работы с ними

 

Назаров А.Д.[*] Опыт работы с Канской ВК (Красноярский край) и Абаканской ВК (Республика Хакасия)

 

C 2002 года Юридическая клиника КрасГУ при поддержке ГУИН МЮ РФ по Красноярскому краю и НПО "Международная Тюремная Реформа" реализует проект "Шаг навстречу" для Канской воспитательной колонии.

С 2004 года проект распространен и на Абаканскую ВК, где содержатся около 60% воспитанников из Красноярского края. Проект получил поддержку УИН МЮ РФ по Республике Хакасия.

Работа по проекту строится следующим образом:
1. С периодичностью один раз в месяц в ВК выезжает группа преподавателей, аспирантов и студентов КрасГУ для проведения индивидуальных и групповых правовых консультаций и занятий, психологических, социальных консультаций и тренингов с воспитанниками. Одновременно проводятся семинары и дискуссии с сотрудниками ВК по проблемам перевоспитания и использования новых технологий в работе с воспитанниками.

Сотрудники Юридической клиники КрасГУ отвечают на письма воспитанников ВК (дистанционное консультирование).

Во время приезда в ВК "студенческо-преподавательского десанта" проводятся воспитательно-тематические мероприятия: КВНы "Город будущего", конкурсы "Прошу слова", "Город мастеров", спартакиады "Звезда надежды", новогодние праздники, мероприятия, посвященные Дню защиты детей и др.

Студенты и воспитанники работают также в творческих мастерских ("Клуб любителей поэзии", театральная студия, ВИА "КВК", компьютерная газета "КВК", фотостенгазета "КВК", радиопередача "Говорит КВК", спортклуб, клуб обучения компьютерной грамотности, клуб "АиФ" ("Аквариум, флора и фауна" - создание "живых уголков" в корпусах ВК), школа подготовки к поступлению в ВУЗы и техникумы, художественная студия, кружок "Умелые руки", КВН, клуб бардовской песни и обучения игре на гитаре, турклуб и др.).

2. Выездные психолого-правовые интенсивы
В 2003-2004 годах проведены выездные психолого-правовые интенсивы:

  1. в апреле 2003 года - в санатории "Лесной" в г. Красноярске;
  2. в августе-сентябре 2003 года - в оздоровительном детском лагере ГУИН МЮ РФ по Красноярскому краю "Республика Солнечная";
  3. в январе 2004 года - в Красноярском кадетском корпусе, "Рождество без решетки";
  4. в мае 2004 года - в оздоровительном лагере "Гренада";
  5. в июле 2004 года - в оздоровительном лагере "Очуры" УИН МЮ РФ по Республике Хакасия.

Выездные психолого-правовые интенсивы будут проводиться и в дальнейшем.

На психолого-правовые интенсивы направляются воспитанники, которые успешно готовятся к условно-досрочному освобождению (20-25 человек, в порядке ст. 97 УИК РФ). Совместно с преподавателями, аспирантами, студентами Юридической клиники КрасГУ, сотрудниками системы УИС воспитанники участвуют в правовых занятиях, социальных, психологических тренингах, воспитательно-тематических мероприятиях, учатся жить и общаться в "условиях свободы", участвуют в занятиях по этикету, посещают музеи, театры, выставки, знакомятся с достопримечательностями Красноярского края и Республики Хакасия, делают полезные для будущей своей жизни визиты на промышленные предприятия, в учебные заведения, встречаются с интересными людьми и т.п.

Стремление воспитанников попасть в "группу на выезд" дисциплинирует их. Адаптационный эффект подобных выездов крайне высок - ведь за время изоляции у подростков возникает информационный дефицит, происходит потеря многих социальных навыков, т.к. четко регламентированная жизнь в ВК - по распорядку и по команде - делает из них иждивенцев, не умеющих преодолевать трудные ситуации и т.п.

3. Психолого-правовые интенсивы непосредственно в ВК для всех воспитанников
В 2004 году в КВК и АВК проведено 5 таких интенсивов.

Планируется и в дальнейшем ежемесячное проведение подобных интенсивов продолжительностью 3-7 дней.

Во время таких интенсивов преподаватели, аспиранты, студенты КрасГУ от подъема до отбоя живут и работают с воспитанниками. В тесном контакте с воспитателями, психологами, педагогами школы и ПТУ, другими сотрудниками ВК они в рамках распорядка дня проводят в отделениях и отрядах индивидуальные и групповые занятия и консультации по правовым вопросам, психологические, социальные тренинги и консультации, занятия по подготовке к освобождению, воспитательно-тематические, культурно-массовые и спортивные мероприятия, "Вечерние огоньки" в отделениях - со свечой, песнями под гитару, творческие мастерские и т.п.

Обязательными мероприятиями такого интенсива являются воспитательно-тематические выезды групп воспитанников (до 25 человек в группе) в порядке ст. 134 УИК РФ в города Канск, Минусинск, Абакан - в музеи, православные храмы, воинские части и т.п. В ходе таких поездок восстанавливаются и отрабатываются утраченные социальные навыки законопослушной жизни на свободе (при покупке мороженого, при посещении магазинов и кафе, общественных заведений и т.д.), делаются визиты в ВУЗы и средне-специальные учебные заведения с профориентационной целью.

4. Воспитательные тематические акции
В порядке ст. 134 УИК РФ проведены воспитательно-тематические выезды для участия несовершеннолетних осужденных в воспитательно-тематических акциях:

  1. в октябре 2003 года - "Время перемен" (презентация проекта перед студентами, СМИ и общественностью г. Красноярска в ДК "Комбайностроитель");
  2. в декабре 2003 года - "Живая душа" (выступление воспитанников в Школе искусств г. Канска перед участниками краевого семинара судей, прокуроров и руководителей органов МВД);
  3. в апреле 2004 года - гала-концерт "Покаяние" (краевой Дворец культуры);
  4. 1 июня 2004 года - концерт ВИА "КВК" в честь Дня защиты детей в ИК-22, ИК-6 и в Сибирском Сафари Клубе.

Практика проведения подобных мероприятий будет продолжена.

5. Конкурсы.

Весной 2004 года в соответствии со ст. 97 УИК РФ 5 воспитанников КВК и АВК совместно со студентами системы профтехобразования Сибирского региона участвовали в течение 4 дней в региональном финале конкурса "Права человека в современном мире", который проводился Институтом психологии и педагогики развития СО РАН под эгидой Верховного Комиссара ООН по правам человека и МИД РФ.

Воспитанник КВК В. Ковальский занял на конкурсе I место (впоследствии ГУИН МЮ РФ он был признан лучшим учеником системы УИС России), воспитанники АВК Д. Фролов и Н. Дьяконов заняли II и III места.

В 2004 году в ВК проведен конкурс сочинений "Работа над ошибками". Организаторами данного конкурса являлись московский Центр содействия реформе уголовного правосудия, всероссийская радиопередача "Облака" и Красноярский Краевой Общественный комитет по защите прав человека.

Программа деятельности по проекту предполагает проведение среди воспитанников КВК и АВК подобных мероприятий и участие ребят в доступных для них международных, всероссийских и региональных конкурсах.

6. Обучение и получение профессии
При поддержке руководства системы УИС и администрации ВК преподаватели, аспиранты, студенты - участники проекта "Шаг навстречу" - сумели пробудить у воспитанников желание получить образование.

В 2004 году в КВК один воспитанник поступил на заочное обучение в Красноярский педуниверситет на специальность "Менеджмент и предпринимательство", один - в Красноярский железнодорожный техникум, один - в Красноярский межрегиональный юридический колледж при КрасГУ, двое воспитанников восстановились заочно в Красноярский монтажный техникум и Канский политехнический колледж. Один воспитанник КВК успешно продолжает учебу на третьем курсе Канского педагогического колледжа, два воспитанника АВК успешно учатся заочно на третьем курсе в Красноярской Технологической Академии.

Для поступления в учебные заведения воспитанники КВК в порядке ст. 97 УИК РФ получили в 2004 году отпуска, к сожалению, не учебные (о них не говорится в УИК РФ), а обычные.

Профориентационная работа по поступлению воспитанников на заочные и дистанционные формы обучения в учебные заведения продолжается.

Реализаторы проекта прилагают свои усилия для открытия на базе профучилища в КВК востребованных в гражданской жизни специальностей. Уже ведется обучение по специальностям: автослесарь, водитель грузового транспорта, гончарный мастер, строитель. В ближайшем будущем будут открыты в ПУ специальности - оператор ПВЭМ, токарь, газоэлектросварщик, слесарь-сантехник и др.

7. Общественный Центр помощи
В мае 2004 года в офисе Юридической клиники КрасГУ по адресу: г. Красноярск, ул. Железнодорожников, д. 15, начал свою работу Общественный Центр помощи воспитанникам ВК. Под деятельность данного Центра на 2004 год был получен Грант Красноярского Молодежного Форума. Волонтеры Центра - преподаватели, аспиранты, студенты КрасГУ, родители воспитанников, бывшие воспитанники.

Более 30 воспитанников обратились в 2004 году в Центр за различной помощью - юридические, психологические консультации, постановка на учет в милиции, регистрация в ПВС органов милиции, трудоустройство, поиск варианта получения профессии, материальная поддержка на первых порах, вопросы жилья и т.п. Кроме того, вместе со студентами бывшие воспитанники проводят свой досуг: ходят в театры, на студенческие мероприятия, на "Столбы", готовят программы психолого-правовых интенсивов для воспитанников ВК, просто общаются.

Центр работает в тесном контакте с государственным Красноярским Краевым Центром социальной адаптации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, Управлением социальной защиты населения Администрации края, Центрами занятости населения. Подобные учреждения государственного типа жизненно необходимы для многих лиц, делающих первые шаги после освобождения из мест изоляции.

8. Социальные акции
Юридическая клиника КрасГУ регулярно проводит среди населения социальные акции по сбору книг и канцтоваров для воспитанников, осуществляет поиск спонсоров для приобретения компьютеров, принтеров, ксероксов, спортинвентаря, музыкальной аппаратуры и т.п.

В канун нового 2004 года всем воспитанникам КВК и АВК, а также детям сотрудников КВК были вручены новогодние подарки. Следует заметить, что дети сотрудников ВК также участвуют во всех выездных мероприятиях по проекту - посещают музеи, театры, экскурсии, кафе и т.п.

9. Международные специализированные Школы
В 2002-2004 годах Московское представительство Фонда Форда избирало Красноярск местом проведения Международной Летней Правовой Студенческой Школы "Защита прав осужденных, находящихся в местах лишения свободы".

В 2004 году первая часть Школы была проведена в г. Красноярске, а вторая часть - в Хакасии.

На всех Школах проект "Шаг навстречу" занимал важное место в передаче красноярского опыта по работе с воспитанниками ВК.

Реализаторы проекта намерены и впредь проводить такие Школы для правозащитников и студентов России и стран СНГ.

10. Работа во взрослой колонии
Учитывая, что по достижению 18-21 года воспитанники направляются для отбывания наказания во взрослые ИК, клиницисты проводят свои мероприятия в ИК-31, ИК-27, а также в других колониях Красноярского края и Республики Хакасия: индивидуальные юридические консультации и занятия, социально-психологические тренинги, воспитательно-тематические мероприятия и акции и т.д.

Все участники проекта - и со стороны КрасГУ, и со стороны системы УИС, и со стороны государственных и общественных структур отмечают положительный его эффект: улучшение социально-психологического климата в ВК, дисциплины, применение европейских и международных стандартов в деятельности пенитенциарной системы и ее сотрудников.

Преподаватели, аспиранты, студенты КрасГУ, культивируя свою субкультуру, сумели установить доверительные, дружественные отношения с воспитанниками, показывая им другой, позитивный, мир, другие ценности и другие отношения, сумели передать им много полезного для их перевоспитания и безболезненной адаптации в общество. Из 64 воспитанников, которые освободились по УДО и которые были участниками выездных психолого-правовых тренингов, лишь двое совершили новые преступления, не сумев нормально адаптироваться в обществе.

Юридическая клиника КрасГУ продолжает свою работу по проекту "Шаг навстречу", при поддержке органов государственной законодательной и исполнительной власти Красноярского края и Республики Хакасия:

  1. на уровне местных муниципальных властей разрабатываются программы реабилитации и адаптации осужденных в общество, особенно - молодых осужденных, осуществляется поддержка деятельности Центров социальной адаптации лиц, освободившихся из мест лишения свободы.

  2. реанимируется деятельность попечительских советов ВК.
Разработаны Концепции реализации проекта "Шаг навстречу" для Канской и Абаканской ВК. Все мероприятия по проекту тщательно планируются, начиная с перспективного планирования и заканчивая конкретными мероприятиями (интенсив, воспитательно-тематическое мероприятие и т.п.).

Реабилитация несовершеннолетних осужденных в Хакасии

V психолого-правовой интенсив в рамках Международного экспериментального социально-правового проекта "Шаг навстречу" прошел с 5 по 15 июля 2004 г. в Республике Хакасия.

22 воспитанника Абаканской воспитательной колонии прошли курс реабилитации по экспериментальной авторской методике, которую использовали ее разработчики - преподаватели, аспиранты и студенты Юридической клиники Красноярского государственного университета, администрация и сотрудники Абаканской ВК.

Участники проекта жили как свободные люди в летних домиках на берегу Енисея в живописном реликтовом сосновом бору в оздоровительном лагере "Очуры". На костре каждый день дежурная группа готовила для всех завтраки, обеды, ужины, а общий стол с вкусной пищей создавал ощущение праздника в большой дружной семье.

Как и положено на интенсиве, в его программе каждая минута была занята познавательными и полезными для участников делами: психологические, социальные тренинги, готовящие воспитанников к жизни после освобождения и не позволяющие им утратить в колонии человеческие качества, юридические занятия и консультации.

Все дни шла познавательная и азартная экономико-правовая игра "Фирма". Три виртуальные "фирмы" разработали свои уставы, избрали руководящие органы, составили свои финансово-хозяйственные программы и зарабатывали виртуальные деньги.

Каждый день - спорт, бассейн, концерты, музыка, трудовые десанты и полюбившийся всем "вечерний огонек" у костра с песней под гитару и искренними разговорами на жизненно важные темы.

Познавательной, возвращающей в нормальную жизнь была и экскурсионная часть интенсива: поездка на Большой Салбыкский Курган, где все у настоящих шаманов с бубном прошли обряд очищения от злых духов; знакомство с Саяно-Шушенской ГЭС, форелевым хозяйством; посещение уникального краеведческого музея им. Мартьянова в старинном Минусинске, этнографического музея под открытым небом в Шушенском - места ссылки В.И. Ленина; купание в лечебном соленом озере Тагарском и дегустация минеральных напитков на заводе Тагарского; визит в музей олимпийского чемпиона Ивана Ярыгина в п. Сизая; воспитательно-тематические мероприятия во взрослых мужских колониях № 53 и № 35 в г. Абакане.

Другой, добрый и интересный, мир, другие человеческие отношения, другие позитивно-значимые ценности, дружный и сплоченный единой идеей коллектив… Реализаторы проекта уверены в некриминальном будущем своих воспитанников. И есть уверенность, что студенты, прошедшие школу интенсива, впоследствии будут гуманными, справедливыми и высоко профессиональными следователями, прокурорами, судьями, адвокатами, психологами и социальными работниками. Ведь они в реальной жизни интенсива увидели изломы юных человеческих судеб.

Высокую оценку уникальной для России адаптационной технологии работы с воспитанниками ВК через их "погружения в свободу" дали гости интенсива - 21 участник III Международной Летней правовой студенческой школы "Право за решеткой" и международный эксперт из Фонда Форда господин Борислав Петранов.

"Дублеры" в Канске

Необычный тренинг провели в Канской воспитательной колонии преподаватели, аспиранты и студенты Юридической клиники Красноярского государственного университета.

Целую неделю с 16 по 22 августа 2004 года 18 аспирантов и студентов с 6 по 22 часов "дублировали" повседневную сложную работу начальников трех отрядов и воспитателей 15-ти отделений. Вот почему VI психолого-правовой интенсив в рамках Международного экспериментального социально-правового проекта "Шаг навстречу" получил название "Дублеры".

Но сначала "дублеры" прошли курс ускоренной подготовки. Первые занятия провел лично начальник ГУИН МЮ РФ по Красноярскому граю генерал-лейтенант Владимир Константинович Шаешников. "Я очень хочу, чтобы сегодняшние дублеры, став через несколько лет следователями, прокурорами, судьями, не бездумно назначали 7, 10, 16 лет лишения свободы, а глубоко разбирались бы с каждой человеческой судьбой, особенно - с юной. Я хочу, чтобы тюрем, особенно для молодых, было минимум, и для этого я - "за" общение сегодняшних мальчишек из колонии с современными студентами, которые могут увести их из преступного мира", - говорил генерал в напутствие "дублерам".

Очень полезными были лекции и сотрудников КВК - воспитателей, психологов, медиков, оперативников.

Вооруженные знаниями, "дублеры" взялись за работу: совместная утренняя гимнастика, наведение порядка в спальных корпусах, совместные с воспитанниками завтраки, обеды и ужины, ремонтные дела на строящихся новой школе, часовенке, "отоварка", получение с воспитанниками посылок, воспитательные беседы с мальчишками, юридические консультации, планерки у начальника ВК…

А еще в рамках распорядка дня "дублеры" проводили психологические тренинги и консультации, творческие мастерские - клуб любителей поэзии, театральная студия, мастерская музыки и танца, спортивный клуб, "Фотостенгазета", компьютерная газета КВК, кружок прикладного творчества, занятия в "Школе подготовки к освобождению".

Очень интересно прошли защиты воспитанниками разработанных ими с участием "дублеров" проектов "Воспитательный Центр Будущего", интеллектуальная игра-дискуссия "Человек и тюрьма", ролевая игра "Дисциплинарный суд в ВК".

48 лучших воспитанников КВК совершили воспитательно-тематические выезды в Канск в порядке ст. 134 УИК РФ: побывали в торговом комплексе "Алпи", поиграли на игровых автоматах, отведали мороженое в летнем кафе, посоревновались с сотрудниками КВК в стрельбе из пневматической винтовки в летнем парке, посетили краеведческий музей, поставили свечи в православном храме, погуляли по центральной площади и сфотографировались у фонтанов. Самым интересным было посещение военного аэродрома, где каждый из воспитанников мог надеть костюм и шлем летчика, посидеть на месте пилота и штурмана в суперсовременном истребителе.

Два дня в КВК шли малые Олимпийские игры, и чемпионов награждали золотыми, серебряными, бронзовыми медалями.

Каждый день в отделениях отрядов проходил "вечерний огонек" со свечой. Это было лучше любого тренинга, так как мальчишки впервые называли друг друга по именам, смотрели на окружающих не "замороженным", а человеческим взглядом, учились говорить от души на человеческие темы. Воспитанники очень ждали и любили "огоньки", которые сближали ребят со студентами. А в последний день "огоньки" закончились общим костром с песнями под гитару и дружеской беседой.

Очень много общения было у "дублеров" с сотрудниками КВК. И это выглядело как интерактивный семинар, так как аспиранты и студенты зашли в КВК со своей гуманистической идеологией, проповедуя уважительное отношение к человеческому достоинству воспитанника, доброжелательность. Уже на второй день администрация КВК разрешила написать на казенной бирке воспитанника рядом с его фамилией имя (правда, лишь на время интенсива). С середины интенсива все сотрудники ВК, в том числе и младший персонал, вели общение с воспитанниками в доброжелательном тоне, а многие дисциплинарные проступки молодых правонарушителей карались в ВК не путем помещения в ДИЗО, а профилактическими беседами. Уверены, что в ВК должна культивироваться не "карательная", а "воспитательная" модель перевоспитательных процессов.

Самые активные участники интенсива получили сертификаты-благодарности за подписью профессора А.С. Горелика. Этот документ должен стать хорошим аргументом в суде в пользу воспитанника, когда решается вопрос о его условно-досрочном освобождении.

Психолого-правовой интенсив в Абакане

С 8 по 12 сентября 2004 года 15 преподавателей, аспирантов и студентов Юридической Клиники Красноярского Государственного Университета при поддержке НПО "Международная Тюремная Реформа" провели очередной VII психолого-правовой интенсив в Абаканской детской колонии.

На этот раз клиницисты - юристы, психологи, социальные работники "дублировали" членов совета коллектива отряда - ответственных за дисциплину, спорт, культработу, выпуск стенгазеты, за санитарное состояние. Вот почему интенсив был назван "Дублеры-2".

День интенсива начинался с 6 часов утра и до 22 часов аспиранты и студенты были с воспитанниками: вместе делали все необходимое в отрядах, вместе завтракали, обедали, ужинали, вместе участвовали в сельхозработах, проводили различные индивидуальные и групповые правовые, психологические, социальные консультации, игры, тренинги, энергжайзеры… В завершение дня в каждом отделении отряда проходил "вечерний огонек" со свечой и душевным разговором о добрых человеческих взаимоотношениях, с исполнением замечательных лирических песен под гитару.

Полезными для ребят были интерактивные занятия "Наши права. Наши обязанности". Был сделан масштабный экскурс в рассмотрение прав и обязанностей человека и гражданина, предусмотренных в различных отраслях права.

В программе интенсива нашлось место и для культурно-познавательных дел: игра "Вокруг смеха!", гала-концерт "Звезды АВК", настоящий костер для всех участников интенсива и песни бардов около него, спортивные состязания, правда, с элементами юмора - "Веселые старты" с участием студентов. 14 лучших воспитанников в порядке ст. 134 УИК РФ совершили воспитательно-тематический выезд: в Минусинске посетили знаменитый краеведческий музей им. Мартьянова, в Абакане - Хакасский Государственный Университет: осмотрели музей этнографии, попутешествовали по Интернету в компьютерном классе, позанимались в студенческой библиотеке и даже поприсутствовали на настоящей лекции по теории государства и права у студентов 5-го курса юридического факультета.

А еще все участники выезда прошли социальный тренинг по этикету, когда каждый демонстрировал правила вежливости при покупке мороженого в киосках, шашлыков в летнем кафе.

Во время выезда студенты организовали встречи воспитанников из Абакана со своими родственниками, которые влились в состав группы и были участниками всех мероприятий, заключительное из которых - посещение с миссией покаяния православного храма в Абакане.

Все мероприятия проведенного интенсива были направлены на воспитание добрых человеческих взаимоотношений между всеми его участниками, на подготовку ребят к освобождению и к нормальной законопослушной жизни после освобождения.

С клиницистами из Красноярска все эти дни работали опытные наставники - психологи и воспитатели АВК. Как сильные профессионалы, они помогали студентам в реализации их планов, проводили планерки, приходили на помощь в трудных ситуациях.

Российские и немецкие студенты в Канской ВК

С 1 по 4 октября 2004 года в Канской детской колонии при поддержке ГУИН МЮ РФ по Красноярскому краю и НПО "Международная Тюремная Реформа" прошел очередной VIII психолого-правовой интенсив в рамках Международного экспериментального социально-правового проекта "Шаг навстречу".

15 студентов и аспирантов КрасГУ, в том числе - 5 студентов из Баварского Университета Германии с подъема и до отбоя проводили разнообразную работу в трех отрядах Канской ВК: индивидуальные и групповые юридические, социальные и психологические консультации, игры и тренинги. Был проведен вечер российско-германской дружбы: немецкие студенты рассказали много нового и интересного о Европе и Германии, исполнили под гитару немецкие песни, провели интерактивный урок немецкого языка, а россияне - и студенты, и воспитанники - с гордостью рассказывали немцам о Сибири, о российском характере, показали большую и разнообразную концертную программу, где прозвучали различные замечательные песни и стихи о России, были исполнены современные молодежные танцы.

Очень интересной получилась дискуссия в отрядах о праве на собственное мнение, где в тесной взаимосвязи анализировались права и обязанности законопослушного гражданина.

Кульминацией интенсива была родительская конференция, на которую прибыли около 200 родных и близких ребят. На этой конференции при всех 29 воспитанников были условно-досрочно освобождены домой. Многие из них - участники психолого-правовых интенсивов, с которыми студенты не потеряют связи "на воле", по мере возможности помогут войти в русло нормальной жизни.

Когда на конференции настало время свободного общения родных и близких со своими любимыми чадами, студенты собрали вокруг себя тех, к кому по разным причинам никто не приехал. Торжественно были распакованы привезенные студентами коробки с конфетами, пряниками, печеньем - подарки ребятам от спонсоров - хлебозавода "Красноярский хлеб" и кондитерской фабрики "Верес" из Железногорска, был сделан общий стол и началось веселое чаепитие. Вот почему этот интенсив мы условно назвали "Дублеры", на какой-то миг студенты попробовали "сдублировать" родных и близких для ребят, что очень было удачно и к месту

По традиции каждый вечер заканчивался "вечерним огоньком" в отделениях - со свечой, гитарой и душевным разговором. Не было воспитанника, который остался бы без внимания со стороны студентов.

В свою очередь и воспитанники отвечали тем же, не выпускали студентов из поля своего внимания ни на секунду, особенно - немецких парней и девчат, которые впоследствии, на планерках, не могли скрыть своего восхищения от доброты, теплоты, воспитанности и общительности наших канских пацанов.

Совершенно не комплексуя, немецкие студенты, как и российские, стояли в строю со своими подопечными, строем и с песней шли в столовую, стояли в общей очереди за пищей и ели на завтраки, обеды и ужины все то же самое, что и воспитанники.

Изумление и восторг выразили иностранцы, когда увидели диковинные творения рук воспитанников в гончарном цехе, выставки поделок в школе и профтехучилище, когда узнали, что в ПТУ обучают профессиям каменщика, деревообработчика, автослесаря и водителя. Не скрывали эмоций, видя красивое новое трехэтажное здание школы, деревянную церковь, которые вот- вот должны быть достроены руками ребят.

Участники интенсива поздравили с профессиональным праздником учителей школы и ПТУ, осмотрели новый компьютерный класс в школе, провели серию деловых встреч с администрацией, сотрудниками ВК, педагогами, культработниками, чтобы сверить планы деятельности на предстоящий учебный год.

Было решено, что этот год пройдет под лейтмотивом культа знаний. По инициативе и при поддержке начальника ГУИН МЮ РФ по краю, генерал-лейтенанта В. К. Шаешникова в этом году три воспитанника получили отпуска и, как обычные граждане России, сдали документы на заочное обучение, выдержали вступительные экзамены и стали студентами: один - Красноярского педуниверситета (специальность "Менеджмент и предпринимательство"), другой - железнодорожного техникума, третий - юридического колледжа.

Первый пример оказался заразительным: появились новые желающие учиться заочно и дистанционно в вузах и техникумах - поступить или возобновить учебу там, откуда они ушли в неволю. Студенты с помощью родителей ребят, педагогов школы и ПТУ, сотрудников и администрации КВК готовы выступить в роли кураторов.

Конечно, жизненно необходимы для этого дополнения в УИК РФ, которые прямо, а не косвенно предусматривали бы право на учебный отпуск для воспитанников- абитуриентов и студентов.

"Живая душа": воспитательно-тематическое мероприятие в Канской детской колонии

22 декабря 2004 года благодаря усилиям педагогов и сотрудников Канской детской колонии и при финансовой поддержке Юридической клиники Красноярского госуниверситета спортивный зал КВК преобразился: уютно были расставлены столики, вывешены стенгазеты, сделаны для распродажи гостям выставки изделий гончарного цеха и профессионального училища.

Колония встречала гостей из краевых и муниципальных властных структур, а самое главное, впервые в честь юбилея школы КВК (65-летия) на мероприятие были приглашены педагоги - ветераны, нынешние пенсионеры.

Гостям показали все помещения КВК, причем экскурсоводами были сами воспитанники - с ними можно было без проблем пообщаться обо всем, что связано с их жизнью в колонии.

В мероприятии принимали участие все воспитанники КВК: по задумке организаторов они должны были услышать из уст учителей и сотрудников КВК, что для них они, прежде всего - дети, "живые души", которые нужно исправившимися вернуть обществу обратно. В то же время, воспитанники должны были увидеть и услышать другие "живые души" - своих учителей и сотрудников, которые с полной отдачей выполняли и выполняют свой гражданский и профессиональный долг.

Прозвучало благословление отца Вячеслава - настоятеля Канского прихода, а затем началась большая программа "Живая душа". Ветераны не скрывали своих слез радости в том, что о них помнят, с волнением слушали проникновенные истории о своем жизненном пути, еще больше волновались, получая грамоты, подарки, а самое главное - благодарственные слова, песни, стихи, танцы от лица воспитанников, учителей и сотрудников, причем было очень много совместных выступлений ребят и их старших наставников. Даже сам заместитель начальника КВК С.Р. Храмкин не удержался и спел для ветеранов песню под собственный аккомпанемент на электрогитаре.

А когда зажглось множество маленьких свечей-сердечек на финале мероприятия, все стоя приветствовали юбиляров - педагогов общеобразовательной школы КВК.

Конечно же, были подарки. К примеру, ГУИН МЮ РФ по краю полностью оплатило для КВК приобретение и монтаж оборудования для кабельного телевидения.

Юридическая клиника КрасГУ с помощью спонсоров подарила школе цифровую фотокамеру, оплатила приобретение новогодних подарков для детей сотрудников и персонала КВК, а также для воспитанников КВК.

Работающая в КВК съемочная группа общественного телевидения из Бельгии подарила колонии чудотворную икону для открывающейся новой большой деревянной церкви на территории КВК.

А начальник отдела школ Главного управления образования Администрации края А.Н. Кочетков сообщил о том, что в школу КВК передается новый, второй по счету, современный компьютерный класс.

Торжественные церемонии завершились серьезным разговором на "круглом столе" о проблемах исправления и перевоспитания несовершеннолетних правонарушителей, возвращения их в общество.

Новогодний праздник в КВК

Новогоднее воспитательно-тематическое мероприятие в Канской детской колонии вновь прошло с участием студентов, аспирантов и преподавателей юридического института КрасГУ.

Генеральная репетиция до начала новогоднего спектакля (он готовился за несколько дней до вечера, и это были совместные творческие поиски студентов КрасГУ, воспитанников и их наставников из КВК), а затем - большой новогодний праздник вокруг новогодней елки: новогодняя сказка, Дед Мороз, Снегурочка - все было на празднике. Много загадок, шуток, конкурсов, призов…

Юридическая Клиника КрасГУ, как и в прошлом году, приготовила подарки для детей сотрудников КВК и воспитанников.

Главный подарок для воспитанников - это ксерокс, принтер и сканер для спецчасти КВК: ведь от работы этого подразделения колонии зависят движение по линии условно-досрочного освобождения воспитанников, их надзорные жалобы, "помиловки" и др.

А сладкие призы от фабрики "Рот-Фронт" - это уже возвращение в свободное детство. Тут же сразу были объявлены два конкурса:

    - "Очумелые ручки" - конкурс изделий из фольги шоколада;
    - "Моя жизнь после Амнистии" - конкурс сочинений на обертке шоколадки: ведь 2005 - это год амнистии в честь 60-летия Великой Победы.

Призы в первом конкурсе - денежное пополнение лицевого счета победителей от каждого из трех отрядов, призы во втором конкурсе - мороженое за каждое сочинение.

Новогодний праздник завершился новогодними огоньками в отрядах КВК.

Несмотря на большое разнообразие проводимых в ВК воспитательно-тематических мероприятий, стержнем всей деятельности преподавателей, аспирантов и студентов Юридической клиники КрасГУ являлось и является оказание воспитанникам квалифицированной юридической помощи.

В этом направлении нами наработаны свои технологии, с отдельными аспектами которых можно поделиться.

Особенности оказания юридической помощи осужденным, отбывающим наказание в воспитательных колониях
При оказании юридической помощи несовершеннолетним воспитанникам необходимо иметь в виду следующее:

Во-первых, подростки не сразу спешат за получением такой помощи - их нужно "приучить к себе", приехать несколько раз. Только завоевав расположение к себе, можно надеяться, что подростки придут на консультации. Причем очень важно, чтобы позитивный настрой к студентам проявили неформальные лидеры ВК (обычно это осужденные старше 18 лет), тогда и остальные отбывающие наказание смелее пойдут на прием.

Во-вторых, значительное количество осужденных инфантильно относятся к возможности бесплатно проконсультироваться у юриста:

  • более трети подростков имеют легкую степень дебильности, а отсюда, опять же, "показатель интеллекта, стремящийся к нулю";
  • значительная часть подростков не осознали всех премудростей своего осуждения, тех прав, которые по закону принадлежат им, а соответственно, они не в состоянии самостоятельно определить предмет консультации у юриста, ее необходимость и значимость.

Проводить консультации подростков лучше или в отряде, или в помещении для воспитательной работы, в клубе, в школе, т.е. там, где несовершеннолетний осужденный чувствует себя комфортнее. И, конечно же, разговор должен быть приватным, даже если в помещении присутствуют представители администрации ВК, другие студенты, другие осужденные.

Студент, проводящий консультацию с подростком, просто обязан знать основные постулаты педагогики, психологии, а также особенности общения со спецконтингентом несовершеннолетних.

Очень сложно консультировать подростка, не установив с ним психологического контакта. Основной ключ к контакту - доброжелательный тон, определенная степень сострадания, "перемешанная" с оптимистическими установками на скорую будущую жизнь на свободе, и никакого назидательства и нравоучительства по поводу содеянного, предыдущего поведения и образа жизни. Следует отметить, что юристу сложно с первого раза "входить" в подобное общение.

Официоз нужен в начале встречи: "Здравствуйте, меня зовут..., я студент ... курса юридического …, сотрудник юридической клиники... А как зовут Вас?.. Если Вы не возражаете, я буду называть Вас по имени?.. Нам будет проще общаться, если я буду обращаться к Вам на "ты", Вы ведь моложе меня".

Если по всем позициям подросток дал свое разрешение, то дальше общение строится легко, но не надо выстраивать ситуацию так, чтобы подросток обращался к консультанту на "ты". Эти попытки следует деликатно и профессионально пресечь сразу же, особенно девушкам. Самое большое, на что можно пойти в общении, это разрешить обращаться к себе по имени, но на "Вы" (на "ты" в нашей практике мы допускаем общение студента с воспитанниками при работе в психолого-правовых проектах, когда осужденный становится частью жизни студента, "родным", за которого студент чувствует ответственность, которому импонирует в общении).

Следует сразу же быть готовым к тому, что подростку на консультации сложно будет изложить определенные тонкости своей проблемы, некоторые детали своего дела, важные для юриста. Подросток может просто забыть их, не придать им значения, неверно изложить их консультанту. Поэтому требуется значительное количество времени, выдержки, профессионального мастерства, чтобы получить от осужденного необходимую для консультации информацию.

В большинстве случаев предмет консультации примерно следующий:

  • "несправедливо осудили" ("много дали", "осудили за то, чего я не совершал", "я защищался, защищал кого-то", "хотел только попугать", "взял намного меньше, чем предъявили в обвинении" и т.д.) - как написать надзорную жалобу;
  • как уйти по УДО, амнистии, помилованию (кстати, подростки намного реже, чем взрослые, пишут ходатайства о помиловании, хотя шансы быть помилованным у них есть).

В этой связи бывает эффективной групповая консультация или какое-либо мероприятие с подростками на правовую тему.

В нашей практике консультирования несовершеннолетних осужденных мы пришли к тому, что очень эффективно, когда юрист работает в паре с психологом, социальным работником. Это снимает во многом проблемы с установлением психологического контакта, а также дает подростку помимо юридической помощи еще и социально-правовую поддержку. Практика показала, что в большинстве случаев несовершеннолетним еще в большей мере, чем взрослым, нужно не решение юридической проблемы, а просто общение со свежим и умным человеком из "другого мира". "Информационный голод" и нахождение в постоянном стрессе, в рамках "тюремной субкультуры", на которую подростки реагируют особенно остро, притягивает несовершеннолетнего осужденного к студенту (особенно к студенткам) настолько прочно, что студент иногда может оказаться рабом такого общения. Вот где, как воздух, необходим багаж психологических и педагогических познаний, высокая эрудиция, разносторонний интеллект, собственный житейский опыт. Главное в таком общении - не фальшивить, "не умничать", не казаться лучше и умнее, чем есть на самом деле, не выбирать менторского тона. Естественное поведение, искренность, заинтересованность и реальная оценка своих сил и возможностей принесут свою пользу.

А еще с несовершеннолетними легче работается тем, кто едет к ним не просто консультировать. Регулярные визиты студентов с интересными воспитательными мероприятиями (беседы, лекции, концерты, спортсоревнования, шахматные турниры, раздача книг, собранных в результате социально значимых акций, и др.) делают студентов кумирами в колонии, которых ждут, которых уважают и которым доверяют.

Каждый приезд в воспитательную колонию для проведения проектных мероприятий - это специфическая форма проведения общественного визита для осуществления процедур общественного контроля в учреждении на предмет соблюдения в нем со стороны персонала необходимых международных, европейских и национальных пенитенциарных стандартов.

Для осуществления такого контроля состав группы визита всегда профессионально подготовленный: есть юристы, психологи, социальные работники, педагоги. Нередко в группу включаются журналисты, медики, ветераны, Уполномоченные по правам человека и ребенка в крае.

Все помещения ВК для наших групп открыты в плане посещения, в том числе - ДИЗО, карантин, СУС, изолированный участок т.п. Собственно, преподаватели и студенты не представляют своей программы пребывания в ВК без посещения максимального количества объектов в колонии: в жилых помещениях они работают с воспитанниками, в столовой вместе с ними питаются, исходя из условий проектной деятельности, реализаторы вместе с воспитанниками бывают в спортзале, клубе, психологической лаборатории, библиотеке, помещениях для воспитательной работы, часовенках, школе, профучилище, медсанчасти, производственных цехах, на спортплощадках, в комнатах для свиданий и т.д. Имеют доступ в спецчасти к личным делам воспитанников, к любой другой документации, не помеченной грифом секретности.

Беспрепятственно реализаторы проекта, они же - члены группы общественного визита, могут общаться, в том числе и наедине, с воспитанниками, с сотрудниками ВК и вольнонаемным персоналом, могут принять участие в работе проводящегося ежедневно оперативного совещания у начальника ВК, в заседании дисциплинарной или иной комиссии, в рассмотрении судьей дела об условно-досрочном освобождении воспитанника или иного дела.

В случае выявления каких-либо нарушений, реализаторы проекта - общественные контролеры - сообщают об этом в частных беседах соответствующим сотрудникам или руководителям колонии, доводят необходимую информацию на оперативных совещаниях при начальнике ВК, а также в устной или письменной форме сообщают об этом в адрес руководства колонии и управлений исполнения наказаний. А при необходимости - в органы прокуратуры.

После скрупулезного обсуждения выявленных в ходе визита недостатков, их обсуждения, руководитель колонии дает своим подчиненным указания по их устранению.

Иногда по тем или иным вопросам позиции правозащитников, сотрудников и администрации колоний не совпадают, проводится дискуссия, и окончательное решение принимает начальник ГУИН (УИН).

Как правило, в подшефных нам колониях не возникает проблем с питанием, обучением, медобслуживанием, получением передач и т.п.

Основные дискуссии разворачиваются вокруг следующих ситуаций:

  • нас шокирует черный цвет одежды ("робы"), а также тот факт, что воспитанники не имеют права в холодное время года под "робу" надеть свои личные теплые вещи, которые хранятся на складе или которые могут быть им переданы родственниками;

  • нам не понятно, почему администрация колоний не заменит унизительные бирки на одежде воспитанников, где значатся фамилии и инициалы, но нет имени, на эстетичные бейджи (соответственно, воспитанники не знают имен друг друга, обращаются друг к другу по кличкам);

  • нас шокирует хождение воспитанников строем и с песней по территории колонии, при этом необходимо сильным ударом об асфальт притопывать своей обувью, которая от этого быстро изнашивается и рвется;

  • нас возмущает грубое подчас общение с воспитанниками сотрудников службы охраны, режима, оперативной, дежурной служб, особенно со стороны молодых сотрудников;

  • нам не понятно, почему в ВК не ведется борьба с курением, а также с насаждением тюремной субкультуры негативными лидерами при молчаливом согласии персонала ВК;

  • мы не являемся сторонниками той политики руководства системы УИС, когда при любом удобном случае воспитанника после исполнения ему 18 лет стараются направить в ИК, а не оставить в ВК, в том числе и в составе "низовой администрации";

  • мы бьем тревогу по поводу медленного решения спецчастями проблем, связанных с выдачей по просьбе воспитанников ксерокопий их приговоров из личных дел;

  • и др.

По поводу этих и других проблем, выявленных в ходе визитирования ВК, мы проводим кропотливую работу для их разрешения на уровне руководства колоний, УИС регионов, при проведении заседаний Общественных советов при УИС регионов, семинаров и совещаний и т.п.

На наш взгляд, лишь подобный комплексный подход в проведении визитирования в ВК, связанный с одновременной реализацией во благо системы и воспитанников программных мероприятий социально-правового проекта, дает позитивный результат в изменении ситуации в ВК к лучшему. К тому же, вообще контроль и только контроль всегда вызывал и будет вызывать негативную реакцию со стороны сотрудников и руководства в системе УИС. А вот сотрудничество системы УИС с НПО - взаимовыгодное, взаимополезное, даже если оно предполагает проведение со стороны НПО контрольных миссий в УИС, дискуссий по острым проблемным ситуациям, воспринимается с заинтересованностью и производит значительный положительный социальный эффект.

Приложение №1

Приложение №2



[*] Александр Дмитриевич Назаров, кандидат юридических наук, доцент кафедры уголовного процесса Красноярского госуниверситета, заместитель председателя Красноярского краевого Общественного Комитета по защите прав человека и руководителя Юридической клиники КрасГУ, член Общественного совета при ГУИН Минюста России по Красноярскому краю.

 

Назад К содержанию Вперед