Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

 

Общественный контроль в России. Практика и методики

Блок 2. Общественный контроль воспитательных колоний и особенности работы с ними

 

Подузова И.В.[*] Садовникова М.Н.[**] Особенности общественного контроля
и работы с воспитательными колониями и воспитанниками
(Республика Марий Эл и Иркутская область)

 

В Российской Федерации не существует специализированного закона, который объединяет работу всех государственных структур с подростками, совершающими правонарушения и преступления. Федеральный закон РФ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" регулирует работу лишь некоторых учреждений. В итоге, существуют различные типы закрытых учреждений, имеющих различное ведомственное подчинение и различные функции, сохраняя при этом ряд пересекающихся. Работа этих закрытых учреждений регулируется разными законами РФ.

Система закрытых учреждений включает:

1. Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа органов управления образованием.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям открытого типа относятся:

    1) специальные общеобразовательные школы открытого типа;
    2) специальные профессиональные училища открытого типа;
    3) другие виды образовательных учреждений открытого типа для несовершеннолетних, нуждающихся в особых условиях воспитания.

Специальные учебно-воспитательные учреждения открытого типа в соответствии с уставами указанных учреждений или положениями о них принимают для содержания, воспитания и обучения лиц в возрасте от восьми до восемнадцати лет, требующих специального педагогического подхода, на основании постановления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, заключения психолого-медико-педагогической комиссии и с согласия несовершеннолетних, достигших возраста четырнадцати лет, их родителей или иных законных представителей.

К специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованием относятся:

    1) специальные общеобразовательные школы закрытого типа;
    2) специальные профессиональные училища закрытого типа;
    3) специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

В специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" могут быть помещены несовершеннолетние в возрасте от одиннадцати до восемнадцати лет, нуждающиеся в особых условиях воспитания, обучения и требующие специального педагогического подхода в случаях, если они не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что к моменту совершения общественно опасного деяния не достигли возраста, с которого наступает уголовная ответственность; достигли возраста наступления уголовной ответственности, но не подлежат уголовной ответственности в связи с тем, что вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством, во время совершения общественно опасного деяния не могли в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими. В соответствии со ст. 92 Уголовного кодекса России несовершеннолетний, осужденный к лишению свободы за совершение преступления средней тяжести, может быть освобожден судом от наказания и помещен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием. Помещение в такое учреждение применяется как принудительная мера воспитательного воздействия в целях исправления несовершеннолетнего, нуждающегося в особых условиях воспитания, обучения и требующего специального педагогического подхода. Несовершеннолетний может быть помещен в учреждение до достижения возраста 18 лет, но не более чем на три года. Пребывание несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа прекращается до истечения срока, установленного судом, если судом будет признано, что несовершеннолетний не нуждается больше в применении данной меры.

Основаниями содержания несовершеннолетних в специальных общеобразовательных школах закрытого типа и специальных профессиональных училищах закрытого типа являются: постановление судьи, приговор суда.

Несовершеннолетний может быть направлен в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа до достижения им возраста восемнадцати лет, но не более чем на три года.

2. Центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей, которые являются подразделениями Министерства внутренних дел.

Центры обеспечивают круглосуточный прием и временное содержание несовершеннолетних правонарушителей в целях защиты их жизни, здоровья и предупреждения повторных правонарушений.

В центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел могут быть помещены несовершеннолетние:

  1. направляемые по приговору суда или по постановлению судьи в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

  2. временно ожидающие рассмотрения судом вопроса о помещении их в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа;

  3. самовольно ушедшие из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;

  4. совершившие общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям;

  5. совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность, в случаях, если личности несовершеннолетних не установлены, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям;

  6. совершившие правонарушение, влекущее административную ответственность, в случаях, если их личность не установлена, либо если они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, либо если они проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено правонарушение, однако вследствие удаленности места их проживания не могут быть переданы родителям или иным законным представителям.

Основаниями помещения несовершеннолетних в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел являются: приговор суда или постановление судьи.

Несовершеннолетние могут быть помещены в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел на срок не более 48 часов, в исключительных случаях.

3. Отделения для несовершеннолетних психиатрических больниц, интернатов для отстающих в развитии детей и подростков, относящихся к системе учреждений Министерства здравоохранения России. В эти учреждения помещают, в том числе принудительно по решению суда, больных психическими заболеваниями, требующих изоляции от общества несовершеннолетних.

4. Реабилитационные центры, находящиеся в ведомстве Министерства социальной защиты, и образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящиеся в ведомстве Министерства социальной защиты и Министерства образования.

В них принимают для содержания, воспитания, обучения, последующего устройства и подготовки к самостоятельной жизни несовершеннолетних в случаях смерти родителей, лишения их родительских прав, ограничения их в родительских правах, признания родителей недееспособными, длительной болезни родителей, уклонения родителей от воспитания детей, а также в других случаях отсутствия родительского попечения.

5. Отделения для несовершеннолетних следственных изоляторов, где отбывают наказание несовершеннолетние, достигшие возраста наступления уголовной ответственности, обвиняемые, подозреваемые в совершении преступления до вынесения приговора суда. Следственные изоляторы находятся в подчинении Департамента исполнения наказаний Министерства юстиции России и осуществляют свою деятельность в соответствии с Федеральным законом РФ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".

6. Воспитательные колонии для несовершеннолетних преступников, которые находятся в ведомстве Департамента исполнения наказаний Министерства юстиции Российской Федерации.

Воспитательные колонии являются наиболее закрытыми учреждениями указанной системы. В воспитательных колониях отбывают наказание несовершеннолетние, достигшие наступления возраста уголовной ответственности, осужденные за совершение преступления приговором суда. Воспитательные колонии осуществляют свою деятельность на основании Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и Правил внутреннего распорядка воспитательных колоний.

В воспитательную колонию направляют подростков с 14 до 18 лет. Достигшие 18-летнего возраста подростки могут быть оставлены в воспитательной колонии до 21 года по постановлению начальника воспитательной колонии, санкционированному прокурором, если они не характеризуются отрицательно. По достижении ими 21 года воспитанники переводятся в исправительные колонии общего режима.

Сегодня на территории Российской Федерации расположено 62 воспитательные колонии: 58 для мальчиков, 3 для девочек и одна смешанного типа.

В каждой колонии содержатся от 200 до 400 воспитанников.

Например, в Новотроицкой воспитательной колонии УИН МЮ РФ по Республике Марий Эл на 1 января 2004 года содержались 360 воспитанников, а на 1 января 2005 года - 304 воспитанника.

Особенности положения ВК - как части уголовно-исполнительной системы, как закрытого учреждения для несовершеннолетних, где действуют минимальные стандарты прав человека и прав ребенка (несовершеннолетних). Причины особой уязвимости воспитанников ВК.

На сегодняшний день воспитательные колонии являются закрытыми учреждениями. Срок отбывания наказания подростками в этих учреждениях достигает 7 лет. На территорию ВК имеют беспрепятственный доступ только сотрудники ВК и сотрудники местных УИНов по служебным удостоверениям, а также прокуратура по надзору за исполнением наказания.

ВК охраняются отделом охраны. Так же, как и в исправительных колониях для взрослых, по периметру ВК имеются вышки с охранниками, служебные собаки. На территории колонии действует отдел режима, который периодически осуществляет проверки на предмет соблюдения УИК.

Несмотря на то, что воспитательные колонии являются подразделениями уголовно-исполнительной системы, осуществляют свою деятельность на основании Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а подростки в ВК отбывают наказание по приговору уголовных судов, вынесенному на основании Уголовного кодекса, российское законодательство выделяет особенности отбывания наказания в этих учреждениях. Уголовно-исполнительный кодекс увеличивает количество мер поощрения в воспитательных колониях. Воспитанники имеют право посещать культурно-зрелищные и спортивные мероприятия за пределами колонии, имеют право выхода за пределы колонии в сопровождении сотрудников колонии, родителей, лиц, их заменяющих, или иных близких родственников.

В воспитательных колониях должен организовываться учебно-воспитательный процесс в целях подготовки несовершеннолетних к самостоятельной жизни. Они должны иметь возможность получить основное общее образование, начальное профессиональное образование. Несовершеннолетним осужденным, достигшим 16 лет, должно быть предоставлено право обучаться заочно в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования.

Ст. 142 УИК РФ обязывает воспитательные колонии создавать попечительские советы из представителей государственных предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан.

При отрядах колоний могут создаваться родительские комитеты из родителей, лиц, их заменяющих, и других близких родственников осужденных.

При проведении общественного контроля в ВК надо иметь в виду, что к проведению общественного контроля можно привлекать представителей попечительского совета и родительских комитетов.

Необходимо отметить, что в воспитательных колониях отбывают наказание подростки, 90% которых - из неблагополучных семей.

По российскому законодательству детьми считаются лица, не достигшие 18-летнего возраста, поэтому воспитательные колонии являются учреждениями, в которых содержатся дети, а это значит, что помимо документов, защищающих права человека, на их деятельность распространяются документы, защищающие права ребенка. В воспитательных колониях должны гарантироваться права, предусмотренные Конвенцией о правах ребенка, Минимальными стандартными правилами ООН, которые касаются отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Руководящими принципами ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, Правилами ООН, касающимися защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

Необходимо отметить, что, несмотря на то, что у воспитанников колоний в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством РФ и международными договорами больше преимуществ по сравнению со взрослыми осужденными (поскольку функции ВК состоят в воспитании и реабилитации подростков), механизмов защиты у них гораздо меньше. Гораздо реже из ВК поступают жалобы от воспитанников и на условия содержания, и на обращение. Надо отметить, что отсутствие жалоб из ВК не показатель соблюдения прав воспитанников, а наоборот, показатель того, что им неизвестен механизм защиты или же они боятся писать такие жалобы. При общественном контроле ВК наиболее действенным механизмом выявления фактов нарушений являются личные беседы с воспитанниками, обсуждение проблем в группах.

При проведении общественного контроля ВК необходимо обращать внимание на деятельность прокуратуры по надзору за исполнением наказаний. Прокуратура в силу своих функций является органом, который должен защищать права осужденных, однако практика показывает, что иногда прокурор по надзору заставляет сотрудников ухудшать положение воспитанников. Например, выносит предписание администрации за организацию выездов воспитанников или выносит предписание убрать личные вещи. При организации общественного контроля необходимо выяснять у сотрудников, какова роль прокуратуры по надзору в этом учреждении.

Методы работы с воспитанниками и воспитательными колониями.

Существуют различные формы и методы работы с воспитанниками и воспитательными колониями, которые прямо или косвенно влияют на улучшение ситуации с правами человека в ВК и являются элементами общественного контроля. Одна из форм работы - сотрудничество с общественными объединениями. Правовой основой такого сотрудничества является ст. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, в которой говорится, что "уголовно-исполнительное законодательство РФ основано на принципах законности, гуманизма, демократизма…". Свое развитие этот принцип находит в ст. 23 УИК РФ, которая называет основные направления деятельности общественных объединений в пенитенциарных учреждениях:

    - содействие в работе учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание;
    - участие в исправлении осужденных;
    - осуществление контроля за деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовное наказание, на основании и в порядке, предусмотренных законодательством России.

Ст. 23 УИК РФ перечисляет основные направления деятельности общественных организаций в системе исполнения наказаний, а значит, не исключаются и иные направления. Но на практике этими основными направлениями охватывается деятельность общественных формирований в пенитенциарной системе.

Прежде чем начинать работу с воспитательной колонией, надо принять основной и главный принцип сотрудничества с пенитенциарной системой: "Мы приходим не для того, чтобы "накопать" какую-то сенсацию, а для того чтобы вместе работать и двигаться к достижению единой цели - способствовать возвращению подростков, совершивших преступление, в общество, для того чтобы защитить права подростков в местах лишения свободы".

Также важно осознать, что правозащитная организация, если она собирается достичь определенных результатов сотрудничества с пенитенциарной системой именно в работе с воспитательными колониями, приходит не на один день или не на один год для реализации какого-то одного проекта, она приходит для продолжительного многолетнего сотрудничества. Только в этом случае, если сотрудники колонии поймут, что организация, пришедшая к ним, имеет серьезные продолжительные намерения, они будут сотрудничать с вами, доверять вам, перестанут скрывать свои проблемы, а наоборот, будут пытаться говорить о них, чтобы преодолевать трудности сообща.

Например, Иркутский Молодежный Фонд правозащитников "Ювента" работает в Ангарской воспитательной колонии четыре года, Йошкар-олинская городская общественная организация "Человек и Закон" работает в Новотроицкой воспитательной колонии три года, выезжая туда практически каждое воскресенье, а иногда и в другие дни. В организациях работают волонтеры - студенты, часто меняется состав команды, всегда и всех участников команды пропускают на территорию колоний. В Новотроицкой и Ангарской воспитательных колониях для сотрудников и волонтеров имеются постоянные пропуска, в Ангарскую воспитательную колонию пропускают сотрудников и волонтеров Фонда "Ювента" без предварительного согласования с руководством. Такой подход является важным показателем общественного контроля - сложно подготовить к приезду правозащитников колонию (они ведь не вышестоящее начальство), да и возни много. Было бы проще - не пустить, но пропускают, значит, правозащитники видят обычную жизнь колоний.

Находясь в колониях, сотрудники и волонтеры "распространяются" по всей территории - работают и в отрядах, и в школе, и в кабинете психолога, и в клубе, а значит, знают ситуацию. Ребята, которые приходят на занятия, часто меняются, им самим интереснее побывать как можно в большем количестве групп, и потому общение с ними не носит формального характера. Правозащитники стараются больше узнать о них, да и сами воспитанники охотно говорят о себе.

Однако организации добились такого успеха не сразу. Только постоянное длительное сотрудничество и видимые изменения в колониях позволили администрациям колоний поверить в эффективность работы правозащитников. Трудно было представить 3-4 года назад, когда состоялись первые визиты правозащитников в колонии, что у них будут постоянные пропуска и беспрепятственный доступ, что на проходной их не будут досматривать, проверяя, что сотрудники общественных организаций проносят с собой для занятий.

Хотелось бы отметить и такой факт, что по анализу ОВР Новотроицкой воспитательной колонии за последние два года рецидив в колонии снизился с 70 до 50 процентов.

Выделим основные методы работы с воспитанниками, которые применяют в своей работе правозащитники из Иркутска и Йошкар-Олы. Данные методы работы и являются элементами общественного контроля:

1) личный прием
Индивидуальное юридическое и психологическое консультирование воспитанников.

В Новотроицкой воспитательной колонии, например, ежемесячно проводится индивидуальное юридическое консультирование воспитанников юристом общественной организации "Человек и Закон". Индивидуальная работа психолога организации проходит в карантинном отделении.

В Ангарской воспитательной колонии юридические консультации предоставляются студентами юридических вузов во время их воскресных посещений колонии, индивидуальное психологическое консультирование осуществляется опытными психологами с привлечением психологов воспитательной колонии.

Очень важно привлекать для работы в колониях психологов извне. Привлеченные специалисты - это всегда иной взгляд на работу с трудными подростками, новые формы и методы психологической адаптации.

Во время личных бесед и консультаций воспитанники много рассказывают, в том числе и о ситуации в колонии, жалуются на сотрудников, которые с ними плохо обращаются. После получения информации организации могут принимать меры к устранению нарушений, не указывая на подростков, от которых поступила информация.

2) подарки
Воспитательные колонии на сегодняшний день действительно не имеют достаточного финансирования из бюджетов. Собственных средств также бывает недостаточно для обустройства колонии. Правозащитные организации могут оказывать содействие в привлечении дополнительных ресурсов для колоний. Но не в коем случае на этом не должны основываться взаимоотношения с колонией. Более того, если вас будут пускать на территорию колонии за то, что вы оказываете материальную поддержку, то если она прекратится, двери перед организацией могут закрыться навсегда.

Например, общественная организация "Человек и Закон" в рамках различных проектов приобрела для реализации данных проектов в колонии телевизор, флипчарт и два видеомагнитофона, но все это оборудование используется только для проведения занятий с воспитанниками и находится в специально оборудованном для проведения занятий помещении, которое выделила колония. Один видеомагнитофон находится в карантинном отделении и также используется для проведения занятий с воспитанниками. Важно, чтобы сотрудники колонии знали, что все оборудование передается в колонию не просто так, а для работы с воспитанниками.

Иркутский Молодежный Фонд правозащитников "Ювента" передал в Ангарскую воспитательную колонию видеомагнитофон, флипчарт, спортивный инвентарь, оформил живой уголок (аквариумы, цветы, др.), приобрел аудиоплееры в кабинет психологической разгрузки, постоянно пополняет библиотеку литературой, приобрел парикмахерское оборудование и др.

Также организации могут оказывать содействие в проведении различных акций в колонии, в том числе и с подарками для воспитанников. Главное, чтобы организация хорошо обдумала цели проведения предлагаемых акций и результаты их проведения.

Три года подряд общественная организация "Человек и Закон" принимала участие, наряду со многими организациями России, в проведении акции "Рождество за решеткой" при поддержке Фонда гражданских свобод. Каждый воспитанник в колонии и СИЗО получал подарок, в котором были самые необходимые для него вещи: мыло, зубная щетка, зубная паста, конверты, тетради, ручки и т.д. Пакеты с подарками вручались лично каждому воспитаннику. В последнее Рождество акция не проводилась, и это никаким образом не повлияло на взаимоотношения ни с сотрудниками, ни с воспитанниками.

Большое значение могут иметь акции по сбору книг и видеокассет для колонии (с привлечением студентов). Такие акции показывают сотрудникам колонии, что правозащитникам небезразличны проблемы колонии, более того, они привлекают внимание населения к проблемам содержания осужденных. Так, например, общественной организацией "Человек и Закон" была проведена акция по сбору книг и комнатных растений для колоний, в которой многие приняли участие.

3) правовое образование воспитанников
Правовое просвещение воспитанников колонии также является элементом общественного контроля. В силу своего возраста и недостатка образования воспитанники колоний часто даже не осознают, что нарушаются их права. Они просто незнакомы с теми правами, которые должны соблюдаться. Узнав на лекциях о своих правах, воспитанники сами смогут оценить, нарушаются ли они, и начать отстаивать свои права. Занятия по правовому просвещению должны вестись не только по темам основных прав человека, но в большей мере по проблемам, которые встретятся подросткам при их интеграции в общество (трудоустройство, образование, взаимоотношения в семье, жилищные вопросы и т.д.).

Данная система занятий должна быть основана на методике, разработанной специально для подростков, где помимо традиционного теоретического материала используются игровые формы обучения: ролевые игры, тренинги, дискуссии, а также просмотр видеофильмов. Сами занятия должны не только иметь правовой характер, но и включать моральный, этический аспект просвещения ребят.

Занятия в воспитательных колониях лучше проводить в свободное время воспитанников, чтобы на занятия могли прийти все заинтересованные подростки.

Для проведения занятий определены две схемы:

    А) Для подростков, которым предстоит отбывать еще более половины срока наказания. Такие занятия предполагают помощь в адаптации к условиям отбывания наказания, разрешение каких-либо ситуаций, а также психологическую и юридическую помощь. Предполагается изучение жизни такого подростка, уровня его образования, навыков, его ближайшего бытового окружения, семьи, друзей для того, чтобы помочь ему наладить с ними контакты путем переписки, организации свиданий и т.д.

    Б) Для подростков, срок отбывания наказания которых истекает или которым осталось отбывать менее половины срока наказания. Эти занятия будут в большей мере направлены на адаптацию таких подростков к условиям жизни "вне колючей проволоки", их реабилитацию (необходимо восстановить тот "мостик" в жизнь, с которого подросток оступился; помочь ему в трудоустройстве, в возвращении в семью, на учебу и т.д.). Так же, как и в первой схеме, подростку нужно помочь наладить контакты с внешним миром. (Удивительно, но при посещении Ангарской воспитательной колонии большинство просьб заключенных к председателю и членам Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области сводилось к установлению контактов с родственниками. Это еще раз доказывает, что дети одиноки, им чаще всего не на кого рассчитывать.)

4) культурные и просветительские мероприятия
Общественные организации, работая в воспитательных колониях, могут содействовать в проведении различных культурных мероприятий, помогать в организации концертов, спортивных мероприятий, викторин, конкурсов.

Сама по себе организация таких мероприятий является соблюдением прав воспитанников на развитие. Отсутствие таких мероприятий будет являться нарушением их прав.

Например, в Ангарской воспитательной колонии, благодаря работе фонда "Ювента", проведено несколько концертов, поставлен спектакль. В Новотроицкой воспитательной колонии с помощью сотрудников организации "Человек и Закон" прошел концерт бардовской песни. Предполагается проведение дня толерантности с приглашением различных национальных ансамблей.

5) вывоз воспитанников за пределы колонии
Общественные организации могут содействовать, а также сами инициировать вывозы ребят за пределы воспитательных колоний, что позволяет уголовно-исполнительное законодательство.

Существуют разные формы выездов:

    1. Выезды для проведения культурно-массовых мероприятий с участием воспитанников (участие воспитанников в КВНах, концертах, спортивных соревнованиях с учащимися общеобразовательных школ).

    2. Выезды воспитанников для показа ими спектаклей, эстрадных представлений. Так, воспитанники Новотроицкой воспитательной колонии со спектаклем "Сказ про Федота-стрельца" объехали взрослые колонии и выступали во Дворце культуры.

    3. Выезды воспитанников для посещения музеев, кинотеатров, театров.

    4. Выезды в специальные летние, зимние лагеря за пределами колонии, организованные общественными организациями. Например, уже сейчас имеется договоренность с колонией и Управлением исполнения наказаний о проведении общественной организацией "Человек и Закон" в марте 2-дневного и в июле 4-дневного выездного лагеря для 10 и 15 воспитанников, с привлечением студентов-волонтеров.

    5. Выезды воспитанников за пределы колонии для встречи с родственниками. Например, общественной организацией "Человек и Закон", в рамках проекта, поддержанного PRI, были инициированы выезды домой воспитанников, к которым не могут приехать на свидание родители. Уже прошло два выезда в соседнюю Республику Чувашия. В первом случае к двум братьям в течение 9 месяцев не мог приехать отец, поскольку он один остался с их маленькой сестренкой, во втором случае воспитанник не видел своих родных 3,5 года. Сотрудники организации вместе с сотрудником колонии отвозили ребят домой, на 4-5 часов оставляли с родителями и отвозили обратно.

6) работа с сотрудниками колонии
Часто в адрес правозащитников можно услышать упрек в том, что они занимаются проблемами осужденных, воспитанников колоний, но не обращают внимания на нужды персонала и вообще на персонал учреждений.

Очень важна роль общественных организаций в работе с сотрудниками пенитенциарных учреждений. Необходимо пытаться изменять их взгляд на работу, обучать новым методикам работы, рассказывать о новых стандартах, которые действуют в мире.

Кроме того, непосредственная работа с сотрудниками, являясь формой общественного контроля, позволяет получить очень много информации. Сотрудники рассказывают не только о своих проблемах, но и о проблемах, связанных с содержанием воспитанников, отношением к воспитанникам, они сами готовы сотрудничать с правозащитниками с целью устранения нарушений.

В рамках своей деятельности правозащитники могут поднимать авторитет сотрудников, приглашать их на различные конференции, семинары, "круглые столы", приглашать на международные, столичные и местные семинары, что не может не способствовать изменению отношения сотрудников ВК и к своей работе, и к тем подросткам, которые находятся в колонии, а также изменению микроклимата в колонии.

Например, Фонд "Ювента" публикует работы сотрудников, совместные сборники материалов, в которых сотрудники могут высказать свое мнение, что способствует более активному внедрению различных новых методов работы. Многие сотрудники колонии стремятся получить высшее или второе высшее образование.

В мае 2004 года 32 человека (10 представителей пенитенциарной системы Иркутска, 10 сотрудников пенитенциарной системы Йошкар-Олы, 6 представителей правозащитной организации "Ювента", 6 сотрудников ОО "Человек и Закон") участвовали в семинаре "Права человека и социальная работа с несовершеннолетними, находящимися в местах лишения свободы и обвиняемыми в совершении преступлений", в рамках которого повысили уровень знаний в области прав человека, прав ребенка, посетили учреждения для детей-правонарушителей в Польше, обменялись опытом с польскими коллегами.

В Йошкар-Оле общественная организация "Человек и Закон", в рамках проекта "Мир без насилия" при финансовой поддержке Европейской Комиссии, провела 18 семинаров с сотрудниками воспитательной колонии, СИЗО, УИН. В результате проведения семинаров существенно улучшается психологический климат в колонии, меняется отношение к воспитанникам. На семинарах сотрудники колонии сами неоднократно поднимали тему нарушения прав воспитанников, предлагали варианты решения проблемы. Например, на одном из семинаров очень активно обсуждалась проблема криминальной иерархии в отношениях воспитанников. Сотрудники колонии с сожалением констатировали, что такая ситуация поддерживается самим персоналом. Вместе пытались выработать предложения по изменению ситуации. Единичные посещения не позволили бы выявить столько проблем с соблюдением прав воспитанников, сколько открывается при работе, с одной стороны, с сотрудниками, с другой, - с воспитанниками, а также при непосредственном посещении всех помещений колонии и знакомстве с условиями содержания.

7) посещение помещений на территории колонии
Конечно, не стоит забывать и об условиях содержания воспитанников. Указанные выше формы работы дают доступ к различным помещениям, сам факт, что на территорию колоний постоянно приходят посторонние лица, стимулирует администрацию учреждений улучшать условия содержания. Несмотря на это, есть помещения, которые необходимо посетить специально, чтобы посмотреть насколько условия содержания соответствуют стандартам соблюдения прав несовершеннолетних. Это СУЗы, дисциплинарный изолятор. Такие посещения могут проходить как в рамках посещений учреждения членами Общественного или попечительского совета, если сотрудники организации входят в состав совета, так и могут быть инициированы самими сотрудниками организаций, работающих в колонии.

Как положительный пример, хочется отметить, что к председателю Фонда "Ювента" обратился начальник колонии с просьбой разработать дизайн учреждения, поскольку взгляд со стороны очень важен.

Еще один пример. В Новотроицкой воспитательной колонии в ДИЗО "шуба" со стен была убрана еще два года назад по рекомендации сотрудников общественной организации, посещающих колонию и, соответственно, ДИЗО. В то время как в ШИЗО других исправительных колоний "шубу" стали убирать только в 2004 году, и тоже после посещений ШИЗО представителями общественности.

Механизм общественного контроля как базис всех инициатив в ВК, как одна из прямых либо вспомогательных задач любого проекта, реализуемого в ВК.

Многим хотелось бы увидеть прямую статистику изменений после посещений воспитательных колоний правозащитниками. Но невозможно рассказать обо всех изменениях, которые происходили за время работы и к которым правозащитные организации имеют непосредственное отношение.

Уместно выделить две категории воздействия правозащитников на жизнь пенитенциарной системы в рамках осуществления общественного контроля:

А) Непосредственное, прямое воздействие.
Очень важно отметить, что за последние несколько лет ситуация в воспитательных колониях существенно изменилась. В тех колониях, где работают правозащитные организации, реализуя свои проекты, существенно лучше условия содержания, обращение с воспитанниками. С ними проводится гораздо больше мероприятий силами сотрудников колонии. В любом случае, все проекты и программы прямо или косвенно являются механизмом общественного контроля.

За последний год общественная организация "Человек и Закон", кроме постоянных визитов, посещала Новотроицкую колонию с гостями. В НВК приезжали сотрудники Московского представительства Европейской Комиссии, дважды - сотрудники Польского Хельсинкского Фонда по правам человека, сотрудники Иркутского фонда правозащитников "Ювента", сотрудники Посольства США, сотрудники Казанского фонда "Азамат" и ни разу не возникло препятствий в доступе в колонию. Гости могли пообщаться и с воспитанниками, и с сотрудниками.

В Ангарской воспитательной колонии побывали гости из Польского Хельсинкского Фонда по правам человека, организации "Международная тюремная реформа", Каритас Франция, московской организации "Центр содействия реформе уголовного правосудия", общественной организации "Человек и Закон".

У правозащитников имеются постоянные пропуска, по которым они в любой день без предупреждения могут попасть в колонию.

Правозащитникам разрешают проводить занятия и в отрядах, и в школе, и в клубе. Допускают посещать все места в колонии.

Еще пять лет назад невозможно было представить, чтобы правозащитники обучали сотрудников колоний правам человека, сейчас это происходит.

Важно, что сотрудники воспитательных колоний осведомлены о формах работы правозащитников. Зная, что Марианна Садовникова - руководитель Фонда "Ювента" - является членом Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области (комиссии, которая является действительно "работающей", а не формально существующей, как во многих регионах), Ирина Подузова - председатель организации "Человек и Закон" - является председателем Общественного совета при начальнике Управления исполнения наказаний МЮ РФ по Республике Марий Эл, сотрудники колоний не боятся визитов правозащитников. Это может означать только одно - им больше нечего скрывать, нечего бояться.

Б) Косвенное, опосредованное воздействие.
Например, в Ангарской ВК и Новотроицкой ВК созданы попечительские советы, в состав которых входят представители многих общественных организаций.

Колонии стало посещать множество других общественных структур. Сами сотрудники стали привлекать студентов для прохождения практики в колонии.

Косвенное, опосредованное воздействие выражается и в действиях сотрудников, что, по нашему мнению, более важно.

Специфика общественного контроля ВК.
При осуществлении общественного контроля в ВК необходимо понимать, что, помимо соблюдения стандартов содержания осужденных под стражей, соблюдения прав человека, в воспитательных колониях необходимо обращать внимание на дополнительные условия. Поскольку на деятельность ВК распространяются международные нормы, направленные на защиту прав детей, то общественный контроль в ВК надо проводить более широко и обращать внимание не только на условия содержания, питание и отсутствие фактов жестокого обращения, но и на методы работы с воспитанниками, привлечение к работе общественных и других структур.

Поскольку на работу воспитательных колоний распространяется Конвенция о правах ребенка, Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних, Правила ООН, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы, то надо знать, что в правиле 1.3. Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил) отмечается необходимость "позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом".

Уголовно-исполнительный кодекс РФ позволяет на сегодняшний день осуществлять и реализовывать предписанные международными документами стандарты, поэтому, проводя общественный контроль в воспитательных колониях, необходимо, помимо прочего, обращать внимание на:

  1. наличие проектов и программ, направленных на реабилитацию подростков, действующих в воспитательной колонии и реализовывающихся как силами самих сотрудников, так и силами привлеченных специалистов;

  2. проведение с воспитанниками культурных и спортивных мероприятий: количество этих мероприятий, участие в мероприятиях людей извне, количество участвующих в мероприятиях воспитанников;

  3. организацию образовательного процесса: наличие школы, училища, учебных предметов, учебников и канцелярских принадлежностей для обучения. Например, в Новотроицкой воспитательной колонии отсутствует такой предмет, как иностранный язык, что является нарушением прав воспитанников, поскольку в общеобразовательных школах изучение иностранного языка входит в программу. О таких фактах необходимо говорить и решать проблемы сообща, собирая "круглые столы", делая различные запросы и т.д.;

  4. организацию и проведение кружковых занятий с воспитанниками;

  5. доступ общественных организаций со своими инициативами в колонию (количество работающих общественных организаций, количество реализованных проектов, причины отказа в работе общественных организаций на территории колонии, если таковые имеются);

  6. применение мер поощрения и взыскания сотрудниками колонии к воспитанникам (количество мер поощрения и взыскания, причины применения мер поощрения и взыскания). Интерес общественности к применению мер поощрения и взыскания будет, с одной стороны, сдерживать сотрудников в применении излишних мер наказания, а с другой стороны, стимулировать применение мер поощрения;

  7. осуществление выездов воспитанников за пределы колонии (наличие выездов, виды выездов);

  8. наличие, состав и работа попечительского совета при ВК, родительских комитетов.

При осуществлении общественного контроля рекомендуется применять те методы и формы, которые указаны выше:

    - личные приемы воспитанников (юридическое, психологическое консультирование);
    - правовое образование воспитанников;
    - культурные и просветительские мероприятия;
    - вывозы воспитанников за пределы колонии;
    - организация работы с сотрудниками (семинары, "круглые столы", диспуты и т.д.);
    - организация посещения помещений.

Условия, основания, ограничения, договоренности, договоры, использовавшиеся для реализации проекта. Роль начальника УИН, помощника начальника УИН по правам человека, начальника ВК, замначальника ВК по воспитательной работе, воспитателей отрядов, спецчасти, спецотдела УИН, отдела по воспитательной работе УИН.

При работе с пенитенциарной системой всегда лучше оформить взаимоотношения официально. Можно составить договоры о совместной деятельности, о партнерском взаимодействии, о сотрудничестве, также можно применять соглашения или протоколы о намерениях.

Правозащитная организация сама может предложить заключение такого соглашения, предоставив проект договора или соглашения на рассмотрение администрации учреждения. В соглашении должно отражаться взаимовыгодное сотрудничество. Подобное соглашение не может содержать санкций в отношении администрации. Важно отразить в соглашении, что правозащитная организация осуществляет свою деятельность в соответствии с УИК РФ и международными договорами. Для администрации учреждения важно, чтобы правозащитники, работающие в учреждении, не нарушали законодательство и осознавали последствия нарушений.

Например, у ОО "Человек и Закон" и Фонда "Ювента" заключены договоры о партнерском взаимодействии с Новотроицкой и Ангарской воспитательными колониями. В работе с учреждениями пенитенциарной системы необходимо понимать, что вся их деятельность строится на строгом иерархическом подчинении. Но это не значит, что мы должны спрашивать разрешение в Москве.

Существует два пути взаимодействия:

  1. Непосредственно с колонией. Начальник колонии самостоятельно сообщает о сотрудничестве с правозащитной организацией в Управление исполнения наказания субъекта Федерации. Этот случай применим, если начальник колонии готов к сотрудничеству. В этом случае роль начальника колонии имеет очень большое значение.

  2. Если руководство колонии изначально против сотрудничества с правозащитниками, то его можно наладить через начальника или заместителя начальника по воспитательной работе Управления исполнения наказаний субъекта Федерации. Тогда будет задействован административный ресурс сверху, в этом случае может быть более серьезное сопротивление со стороны сотрудников колонии, в том числе со стороны начальника.

В любом случае необходимо попытаться убедить начальника колонии и заместителя начальника по воспитательной работе в необходимости работы правозащитников, в противном случае очень сложно будет наладить эффективную работу в колонии. Очень сложно будет получить разрешение на постоянные посещения и добиться эффективного общественного контроля ВК.

Очень важна роль отдела воспитательной работы (ОВР) колоний, воспитателей отрядов. Если отдел охраны и отдел режима никогда не станут сторонниками правозащитников, поскольку правозащитники всегда будут мешать их работе, то ОВР должен стать первым помощником, поскольку деятельность правозащитников - это помощь воспитательному отделу. Более того, правозащитники, работая в ВК, часто в своих рекомендациях советуют увеличивать численность сотрудников ОВР и уменьшать численность сотрудников охраны и режима.

Именно воспитатели могут предоставить большое количество информации, полезной для проведения общественного контроля: этим сотрудникам нечего бояться и они в курсе всех проблем.

Также рекомендуется привлекать к деятельности по общественному контролю ВК помощника начальника УИН по правам человека. Можно обратить внимание на полезность его обучения правам человека.

Например, после участия помощника начальника УИН по правам человека из Марий Эл в семинаре Польского Хельсинского Фонда по правам человека и посещения польских учреждений для несовершеннолетних, он стал активно сотрудничать с организацией "Человек и Закон".

Результаты проектов в ВК. Критерии эффективности. Выявленные в ходе реализации проектов факты нарушений и результаты по их устранению.

Реализация любых инициатив общественников в воспитательных колониях, наряду с целями реабилитации и адаптации несовершеннолетних, ведет к открытости системы, к открытости колонии, к соблюдению прав несовершеннолетних.

Показатели эффективности реализации проектов в ВК:

    А) Прямое воздействие на воспитанников и сотрудников; на условия содержания воспитанников и условия работы сотрудников:
    1. Количество участвующих в программах подростков и результаты этих программ. Например, сколько подростков посещает занятия по правовому просвещению и как они используют эти знания. По оценке ОВР Новотроицкой воспитательной колонии Республики Марий Эл, ребята, которые участвуют в программах организации "Человек и Закон", стали увереннее в себе, могут грамотно выразить свою позицию при взаимоотношениях с сотрудниками колонии, самостоятельно обжаловать их действия.

    2. Увеличение информации о защите прав несовершеннолетних в колониях и создание более эффективного механизма защиты прав подростков. Например, после семинаров с сотрудниками НВК последние самостоятельно сделали стенды в каждом отряде о правах и обязанностях воспитанников, появилась прямая телефонная линия "Воспитанник - начальник ВК".

    3. Изменение отношения к воспитанникам со стороны сотрудников, увольнение сотрудников, которые нарушали права несовершеннолетних. Например, сами воспитанники в НВК Марий Эл замечают, что существенно изменилось отношение к ним за последний год. В 2004 году по настоятельной просьбе организации не были продлены контракты с двумя воспитателями, на которых постоянно жаловались мальчишки, что последние применяют к ним физическую силу.

    4. Изменение отношения сотрудников к своим должностными обязанностям (наличие проявленных сотрудниками творческих инициатив в колонии). Например, после посещения семинара в Польше начальник психологической лаборатории Ангарской воспитательной колонии выиграла грант Губернского Собрания общественности по Иркутской области - оформление комнаты психологической разгрузки для сотрудников (для воспитанников такая комната имелась).

    5. Существенное изменение условий содержания воспитанников и условий работы сотрудников. Например, в Ангарской воспитательной колонии в 2004 году стал проводиться ремонт в клубе, оборудован фонтан, изменился распорядок дня на летний период (все по инициативе Фонда "Ювента").

    Б) Косвенное воздействие на изменение ситуации в колонии:
    1. Доступ представителей общественности в воспитательные колонии. Упрощение процедуры доступа на территорию ВК представителей общественных организаций после реализации проектов и программ в ВК, увеличение количества посетителей (общественные организации, студенты и иные представители учебных заведений, гости из других регионов России и международные гости).

    2. Привлечение к работе в ВК иных общественных объединений. Увеличение количества общественных организаций, которые осуществляют свои проекты на территории колонии.

    3. Снижение фактов нарушений прав несовершеннолетних.

    4. Снижение рецидива преступлений в среде несовершеннолетних.

Важно отметить еще один принцип работы с воспитательными колониями: пытаться решать выявленные проблемы и устранять факты нарушений сначала на уровне правозащитная организация - администрация учреждения. Только в случае, если администрация отказывается устранять выявленные организациями в ходе работы в ВК нарушения необходимо выходить на Управление исполнения наказаний субъекта и привлекать к проблеме внимание общественности.

Важно освещать в прессе деятельность общественных организаций на территории ВК. Это стимулирует и администрации колоний к сотрудничеству и активизирует деятельность общественных организаций в ВК.

Необходимость, возможность и попытки переноса практики общественного контроля в ВК на "детские" учреждения иных систем.

Представляется важным, чтобы рекомендации, указанные в данной статье, применялись не только при работе в ВК, но и практика общественного контроля распространялась бы на иные закрытые учреждения для несовершеннолетних. Особенно важно, если будет возможен общественный контроль в Центрах временного содержания несовершеннолетних при МВД.

Указанные формы и методы работы, если адаптировать их к другим закрытым учреждениям для несовершеннолетних, вполне применимы. Особое внимание необходимо обратить на работу с сотрудниками этих учреждений, непосредственную работу с воспитанниками и осмотр условий содержания.

В настоящее время уже предпринимаются попытки переноса деятельности в иные учреждения. Привлекаются к участию в семинарах сотрудники ПДН МВД, прокуратуры, Министерства образования и социальной защиты. Сотрудников правозащитных организаций приглашают на различные "круглые столы" и семинары с выступлениями, касающимися защиты прав ребенка. Вносятся предложения по созданию организации общественного контроля закрытых детских учреждений.

Еще раз хотелось бы отметить, что в правиле 1.3. Минимальных стандартных правил ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил) отмечается необходимость "позитивных мер, предполагающих полную мобилизацию всех возможных ресурсов, включая семью, добровольцев и другие группы общества, а также школы и другие общественные институты, с целью содействия благополучию подростка, с тем чтобы сократить необходимость вмешательства со стороны закона, и эффективного, справедливого и гуманного обращения с подростком, находящимся в конфликте с законом". К сожалению, люди, окружающие современного российского подростка, совершившего преступление, не готовы к его реабилитации. Многие сотрудники, которые работают с трудными подростками, не осознают своего значения и своей роли в жизни подростка, а значит, и в благополучии всего общества. Вместо того чтобы содействовать защите прав несовершеннолетних, сами нарушают их права. Изменить ситуацию сегодня можно - необходимо менять подход в работе государственных служб. Сегодня это задача правозащитных организаций. Очень много необходимо сделать именно сейчас, в период изменения приоритетов в сторону соблюдения прав человека.

Именно общественные организации могут менять правоприменительную практику, создавать механизмы общественного контроля за закрытыми учреждениями для несовершеннолетних, давать рекомендации по организации работы закрытых учреждений, а также лоббировать изменения в законодательстве.

Если в отделениях милиции Российской Федерации так же, как, например, в полицейских участках Польши, будут висеть плакаты "Права человека начинаются с прав ребенка", то это уже будет большой заслугой общественных организаций. Ведь уже сейчас в воспитательных колониях, в которых работают правозащитники, можно увидеть многочисленные стенды с перечислением прав ребенка и механизмов их защиты и почтовые ящики для предложений, жалоб и рекомендаций, которые направляются непосредственно начальнику УИС, и это уже очень много. Пять лет назад в воспитательные колонии вообще не было доступа, а речь о правах ребенка даже не заводилась.

Хотелось бы рекомендовать правозащитным организациям в субъектах Федерации обратить внимание на систему закрытых учреждений для несовершеннолетних в своем регионе и попытаться создать механизм общественного контроля.


[*] Подузова Ирина Вячеславовна, председатель Йошкар-олинской городской общественной организации "Человек и Закон", председатель Общественного совета при УИН Минюста России по Республике Марий Эл.

[**] Садовникова Марианна Николаевна, руководитель Иркутского молодежного фонда правозащитников "Ювента", член Комиссии по правам человека при губернаторе Иркутской области.

 

Назад К содержанию Вперед