09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Пакет документов по созданию частных детских домов
Концепция негосударственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Настоящая концепция содержит основные принципы создания негосударственного, воспитательно-образовательного, реабилитационного учреждения (детского дома, пансиона), наиболее приближенного к семейному типу проживания для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, не имеющих надлежащих условий для воспитания в родной семье и не имеющих отклонений в психическом развитии.
Пансион создается в соответствии с традициями российской благотворительности и предполагает полное или частичное покрытие расходов, связанных с содержанием и воспитание детей за счет добровольных взносов и пожертвований физических и юридических лиц.
Предлагаемая концепция разработана на основе деятельности негосударственного образовательного учреждения для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей/ детского дома "Пансиона семейного воспитания", созданного Благотворительным фондом "Отчий дом". Концепция разработана с учетом действующих нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность образовательных учреждений по социальной защите и охране прав детей в Российской Федерации и Московской области.
I Обоснование необходимости изменения ситуации.
Актуальность предлагаемой концепции вызвана назревшей потребностью разрешить противоречие между высоким уровнем требований, предъявляемых сегодня обществом к воспитанию и содержанию в государственных образовательных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их подготовке к самостоятельной жизни и низким уровнем исполнения так называемого "социального заказа". На практике, большая часть выпускников интернатных учреждений оказывается неспособной стать достойной частью общества, зачастую повторяя, асоциальный, жизненный путь своих родителей.
В настоящее время в системе образования России существует целый ряд апробированных ин вариативных моделей развития учреждений, оказывающих социально-психологическую и медико-педагогическую помощь детям и подросткам, попавшим в трудную жизненную ситуацию, детям, ставшими сиротами при живых родителях.
Указанная сеть образовательных учреждений представлена детскими домами различного типа (дошкольные, школьные, смешанные), школами-интернатами для детей-сирот с физическими и умственными недостатками в развитии, центрами медико-психолого-педагогической помощи детям и подросткам, приютами для временного пребывания детей и т.д.
Однако педагогическая система воспитания и образования воспитанников этих учреждений способствует развитию иждивенческих наклонностей у детей, не формирует у них достаточных навыков к самостоятельной жизни в обществе. Отсутствие образа семьи, семейных отношений ограничивает возможность выпускникам детских домов и школ-интернатов создать нормальную семью, найти свое место в жизни. В результате налицо - социальная неустроенность выпускников этих учреждений, не умеющих адаптироваться в обычной жизни.
Все это, а также структура организации этих учреждений, невозможность обеспечить в них непрерывность образовательного и воспитательного процесса, психологическую защищенность ребенка, не позволяет говорить о полном благополучии в системе социальной защиты детства, а самое главное, о достойном воспитании полноценного гражданина в существующих условиях, на современном этапе развития нашего общества.
Существует еще одно противоречие - между обязанностью государства совершенствовать и развивать существующую систему интернатных учреждений, и невозможностью ее финансировать в полном объеме.
Поэтому, мы считаем, что государство может совершенствовать эту систему, создавая экспериментальные модели только за счет соединения усилий различных негосударственных и общественных структур и привлечения внебюджетных средств на условиях долевого принципа (кооперации).
II Описание структуры, принципы и задачи учреждения.
Основная цель данной концепции состоит в определении социально-психологических условий и факторов, оптимизирующих воспитание и образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, максимально приближенных к семейным, в образовательных учреждениях нового типа.
Исходя из основной цели деятельности "Пансиона семейного воспитания" (детского дома) определены главные задачи:
Основные принципы деятельности пансиона:
Важным аспектом предлагаемой модели является использование в полной мере социального окружения учреждения. ("Пансион семейного воспитания" расположен на территории муниципалитета "Можайский" Западного административного округа г. Москвы по адресу: ул. Маршала Неделина, дом 16, корп.1)
Пансион (детский дом) органично вписывается и дополняет существующую систему социальной защиты, образовательного пространства и досуговой деятельности Западного Административного Округа г. Москвы, как альтернативное учреждение, действующее в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Органами управления учреждения являются: Благотворительный фонд "ОТЧИЙ ДОМ", Совет Пансиона, директор "Пансиона семейного воспитания".
Задачей руководителя - является вызывать у детей чувство защищенности и таким образом порождать доверие воспитанников к обществу, уверенность в себе и своих силах, способствовать формированию здоровых отношений внутри группы и учреждения в целом.
Для осуществления своих обязанностей, в учреждении директору предоставляется служебная площадь (квартира).
III Описание структуры семьи
Группа-"семья" состоит из 8 разновозрастных детей, разного пола, и объединяет, прежде всего, кровных братьев и сестер независимо от возраста. Во главе группы - обычная женщина (воспитатель), и дети могут называть ее мамой. На должность воспитателя может быть принята незамужняя женщина в возрасте 36-50 лет, согласная соединить профессию с образом жизни, т. к. ее должностные обязанности, предполагают возможность для воспитанников быстро получить необходимую помощь и уход. Для этой цели ей учреждение может выделить воспитателю служебную жилую площадь (как правило, воспитатели проживают в отдельной комнате, входящей в комплекс жилых помещений закрепленной за ними группы).
Кроме этого в Пансионе вводится должность подменного (дежурного) воспитателя, готового прийти на помощь воспитанникам в случае отсутствия основного воспитателя (выходные дни, болезнь).
Возможное превалирование женского окружения, предлагается компенсировать путем привлечения для оказания тех или иных услуг специалистов-мужчин. Это могут быть психолог, учитель, семейный врач (от поликлиники), руководитель кружка, техник-смотритель здания и т.д.
Задача основного-воспитателя, выступающего в роли главы группы, осуществлять воспитание детей в направлении максимального облегчения их адаптации в обществе и уверенного их вступления в самостоятельную жизнь.
Основной воспитатель должен формировать у детей сознание общности и укрепления в них чувства самостоятельности, деля с ними заботы и трудности. Он должен суметь определить интересы и устремления воспитанников и с помощью остальных членов группы способствовать развитию у детей необходимых умений, способностей и дарований. Важной задачей воспитателя является использование личного примера при формировании у детей те положительные черты характера, которые помогут им разумно распорядится собственной жизнью и стать полезными членами общества.
Основной воспитатель обязан заботится о полноценном питании и соблюдении гигиенических условий содержания детей. Приготовление пищи, стирка, уборка жилого помещения, мелкий ремонт одежды, должны осуществляется в рамках группы (насколько позволяет обеспеченность бытовой техникой). При этом предполагается обучение воспитанников основным навыкам обращения с бытовой техникой. В случае необходимости группа также может воспользоваться услугами бытовых служб (прачечная, химчистка).
Прием на должности воспитателей предусматривает предварительный конкурсный отбор и последующее теоретическое и практическое обучение. Договор о приеме на работу заключается после проверки уровня полученных в результате обучения знаний и навыков.
Увольнения с должности воспитателя осуществляется в порядке и по основаниям предусмотренных действующим законодательством.
Как правило, на время работы в комплексе помещений, предназначенных для проживания группы, основному воспитателю выделяется отдельное помещение (комната).
Основной воспитатель фактически проживает вместе с воспитанниками и отвечает за ведение домашнего хозяйства группы. На цели ведения домашнего хозяйства группы основному воспитателю выделяются соответствующие финансовые средства по установленным нормам (за вычетом стоимости услуг или товаров, распределение которых производится, централизовано в рамках детского дома). В обязанности основного воспитателя входит также ведение необходимой финансовой отчетности, связанной с расходованием выделенных средств, предоставление необходимых подтверждающих документов (чеки, квитанции, расписки).
Основной воспитатель подчиняется непосредственно директору учреждения. Наиболее серьезные проблемы и решения, связанные с развитием и воспитанием детей, должны обсуждаться с директором и приниматься только с его ведома. Основной воспитатель также обязан принимать участие в совещаниях коллектива воспитателей, проводящихся не реже 1(2,3) раз в неделю под руководством директора.
Воспитатели получают заработную плату, размеры которой устанавливаются трудовым договором.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Семейным Кодексов Российской Федерации за воспитанниками сохраняется право иметь свою семью. Они могут быть переданы на усыновление, под опеку (попечительство) или их могут забрать родители, в случае восстановления родительских прав (если они были их лишены) или отпадения оснований или причин, по которым дети были переданы для воспитания в учреждение. Решение об усыновлении, передаче под опеку (попечительство), возвращении детей, принимается соответствующим органом опеки и попечительства. Учреждение в подобных случаях оставляет за собой право довести свою точку зрения относительно целесообразности принятия такого решения до сведения органа опеки и попечительства.
Поскольку ритм жизни такого учреждения не оговорен в существующем законодательстве, и рабочий день основного воспитателя фактически является ненормированным, он имеет право на один свободный день в неделю. По согласованию с директором учреждения свободные дни могут суммироваться, но не более чем за два месяца, с тем, чтобы предоставить основному воспитателю возможность для лучшего восстановления сил.
Учитывая нагрузку, основной воспитатель имеет право на отпуск продолжительностью 36 рабочих дней с правом разбивать его на части. Эта возможность предоставляется во время организации зимнего и летнего отдыха детей.
Директор Пансиона может уволить сотрудников по основаниям предусмотренным действующим законодательством или трудовым соглашением. Трудовые споры решаются в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
Как правило, на время работы в комплексе помещений, предназначенных для проживания группы, основному воспитателю выделяется отдельное помещение (комната).
Основной воспитатель фактически проживает вместе с воспитанниками и отвечает за ведение домашнего хозяйства группы. На цели ведения домашнего хозяйства группы основному воспитателю выделяются соответствующие финансовые средства по установленным нормам (за вычетом стоимости услуг или товаров, распределение которых производится, централизовано в рамках детского дома). В обязанности основного воспитателя входит также ведение необходимой финансовой отчетности, связанной с расходованием выделенных средств, предоставление необходимых подтверждающих документов (чеки, квитанции, расписки).
Основной воспитатель подчиняется непосредственно директору учреждения. Наиболее серьезные проблемы и решения, связанные с развитием и воспитанием детей, должны обсуждаться с директором и приниматься только с его ведома. Основной воспитатель также обязан принимать участие в совещаниях коллектива воспитателей, проводящихся не реже 1(2,3) раз в неделю под руководством директора.
Воспитатели получают заработную плату, размеры которой устанавливаются трудовым договором.
В соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Семейным Кодексов Российской Федерации за воспитанниками сохраняется право иметь свою семью. Они могут быть переданы на усыновление, под опеку (попечительство) или их могут забрать родители, в случае восстановления родительских прав (если они были их лишены) или отпадения оснований или причин, по которым дети были переданы для воспитания в учреждение. Решение об усыновлении, передаче под опеку (попечительство), возвращении детей, принимается соответствующим органом опеки и попечительства. Учреждение в подобных случаях оставляет за собой право довести свою точку зрения относительно целесообразности принятия такого решения до сведения органа опеки и попечительства.
В "Пансион семейного воспитания" принимаются дети, не имеющие отклонений в психическом развитии и не имеющие физических недостатков: дети-сироты; дети, отобранные у родителей по решению суда; дети, родители которых лишены родительских прав, осуждены, признаны недееспособными, находятся на длительном лечении, а также местонахождение родителей, которых не установлено; дети, не имеющие надлежащих условий для воспитания в родной семье.
При приеме ребенка в учреждение и определения его в конкретную группу проводится комплексная медико-психолого-педагогическая консультация, результаты которой вносятся в информационный банк данных по каждому ребенку. Это позволит четко отслеживать динамику физического, психического и умственного развития ребенка, давать рекомендации по индивидуальному развитию воспитанников, их предрасположенности к творческому развитию и будущему выбору профессии. Специалисты-психологи, педагоги и врачи обязаны вести по каждому ребенку, так называемый, дневник наблюдений.
Медицинское обслуживание воспитанников обеспечивается медицинским персоналом специально закрепленного за учреждением органа здравоохранения. Территориальной детской поликлиникой закрепляется за "Пансионом семейного воспитания" отдельный врач - семейный доктор.
Распорядок деятельности учреждения строится с учетом круглосуточного (непрерывного) пребывания воспитанников в Пансионе и обеспечивает в условиях, приближенных к семейным, научно обоснованное сочетание обучения, труда и отдыха воспитанников.
Зимний и летний отдых воспитанников проходит, как правило, вне стен Пансиона. Это выезды всей семьей (отдельно детей) на базы отдыха, санатории, оздоровительные лагеря, дачу, дальние экскурсии и т.д.
Воспитанники дошкольного возраста посещают дошкольные образовательные учреждения всех типов, воспитанники школьного возраста обучаются в образовательных учреждениях всех типов в соответствии с их индивидуальными особенностями.
В Пансионе создаются творческие, прикладные, трудовые мастерские. Воспитанники могут посещать клубы, секции, кружки, студии, объединения по интересам, действующие при образовательных учреждениях, учреждениях дополнительного образования детей, в иных учреждениях и организациях, а также участвовать в конкурсах, олимпиадах, выставках, смотрах и массовых мероприятий.
При совместном проживании и работе внутри группы, необходимо соблюсти "фактор досуга". Основываясь на том, что семейный досуг, семейное общение в обычной семье занимает значительное количество времени (70-80%), "досуг" - понимается нами широко - это и работа по дому, и совместные прогулки и экскурсии, это и "семейное хобби", а также многое другое.
Основной воспитатель, находясь постоянно с детьми, должен организовать их в следующем:
Исходя из этих соображений, мы можем предложить модели взаимодействия и существования связей - "воспитатель - дети", "воспитатель-ребенок" и "ребенок - дети". Все они основаны на общей концепции, отталкиваясь от которой можно учесть пожелания всех заинтересованных лиц, а также дать свободу творческому поиску детей, родителей, обслуживающего персонала.
Конечно, жизнь не стоит на месте, время будет вносить какие-то коррективы в правила жизни "Пансиона семейного воспитания". Они могут, распространятся на сферу личной жизни основного воспитателя в той степени, в которой это не будет ущемлять интересов детей. Исходя из анализа и обобщения накопленного опыта работы, нами ежегодно планируется пересмотр и внесение корректив в жизнедеятельность "Пансиона семейного воспитания".
IV Взаимоотношения с органами государственной власти и управления, Благотворительным Фондом.
Предлагаемая модель Пансиона - это учреждение, отличающееся от государственного детского дома тем, что принадлежит не государству, а благотворительной организации, строит свои отношения с государственными органами на договорной основе, и принципиально иным образом организует жизнь детей и сотрудников.
Учитывая, что в данном учреждении будут воспитываться дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, для которых будет воссоздаваться атмосфера семьи, мы стараемся не допустить прекращения деятельности учреждения в случае наступления чрезвычайных обстоятельств (потери спонсоров, банкротства Фонда и т.д.).
В связи с этим, мы считаем целесообразным обеспечить гарантированное содержание и воспитание детей. Благотворительный Фонд "ОТЧИЙ ДОМ" как учредитель "Пансиона семейного воспитания" предложил государству в лице Московского комитета образования заключить договор, в котором определены следующие основные принципы учреждения нового типа:
Государство -
Фонд -
Педагогическая модель доработана в ходе реализации Проекта Тасис "Партнерство в Российской Федерации" на территории Российской Федерации 2001-2002 г.