Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека для учреждений, занимающихся проблемами детей-сирот

 

Пакет документов по созданию частных детских домов

 

Методические рекомендации по созданию негосударственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (детского дома)

Данные рекомендации разработаны в ходе реализации на территории Российской Федерации проекта Тасис "Партнерство в Российской Федерации", на опыте создания негосударственного образовательного учреждения "Пансион семейного воспитания" г. Москва, при участии Благотворительного фонда "Отчий дом".

При разработке рекомендаций авторы руководствовались действующим законодательством, в частности Гражданским кодексом РФ, Семейным кодексом РФ, Федеральными законами "Об образовании", "О некоммерческих организациях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Этапы создания:

1. Создание благотворительной общественной организации, которая выступит учредителем детского дома

Этот этап не является обязательным и необходимым в процессе создания негосударственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Создание благотворительной организации, которая в последующем выступит учредителем детского дома, приведет к некоторому удорожанию процесса учреждения последнего, однако даст целый ряд преимуществ по сравнению со схемой, предполагающей учреждение негосударственного детского дома непосредственно несколькими учредителями. К таким преимуществам следует отнести:

  • возможность предварительного централизованного аккумулирования средств, выделяемых учредителями благотворительной организации для целей создания негосударственного детского дома;

  • возможность четкого распределения платежей по времени и обеспечения своевременной оплаты расходов, связанных с учреждением детского дома и созданием необходимой материальной базы;

  • возможность привлечения дополнительных средств и ресурсов из иных, чем учредители, источников (привлечение в процессе деятельности благотворительной организации пожертвований от иных лиц);

  • возможность централизованного, эффективного контроля за функционированием негосударственного детского дома и расходованием средств;

  • возможность создания сети негосударственных детских домов и повышения их финансовой устойчивости за счет более рационального распределения средств внутри сети.

    При создании благотворительной организации следует учитывать следующее:

    1. Наиболее целесообразной организационно-правовой формой такой благотворительной организации является форма фонда. Основные требования, регулирующие создание и деятельность фондов, содержатся в ст.ст. 6, 14, 28, 29, 30 Федерального закона "О некоммерческих организациях" и ст. 10 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".

    2. Благотворительной может быть признана только некоммерческая организация, в учредительных документах которой закреплены те или иные благотворительные цели. (Список (исключительный) таких целей приведен в ст. 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях".)

    3. Для благотворительной организации целесообразно также попытаться заручиться поддержкой соответствующих органов государственной власти в деле создания негосударственного детского дома и оформить эти отношения договором о совместной деятельности (по созданию негосударственного детского дома).

    Хотя, следует отметить, что четко определить обязательства, которые государственные органы могли бы взять на себя без ущемления своих властных полномочий, представляется затруднительным (за исключением обязательства предоставить необходимые сооружения на условиях долгосрочной аренды).

    2. Создание негосударственного детского дома - юридического лица в форме некоммерческой организации (благотворительной организации), его государственная регистрация

    В процессе создания негосударственного детского дома следует отдельно остановиться на этапе его создания в качестве юридического лица.

    На этом этапе следует отдавать себе отчет в том, что негосударственный детский дом не может начать свою деятельность по воспитанию детей до получения соответствующей лицензии. Однако лицензию может получить только уже существующее юридическое лицо, отвечающее определенным законодательством критериям.

    В первую очередь, следует внимательно отнестись к выбору организационно-правовой формы создаваемой некоммерческой организации. (Формы некоммерческих организаций и специфика их деятельности установлены Федеральным законом "О некоммерческих организациях" от 08.12.1995 г.)

    Наиболее подходящими организационно-правовыми формами для создания негосударственного детского дома являются формы фонда и учреждения. Однако следует учитывать правовые особенности, связанные с применением той или иной формы.

    Так, фонд обладает полной имущественной самостоятельностью (его имущество принадлежит ему на праве собственности), и его учредители не имеют возможности каким-либо образом влиять на управление им. Система органов контроля и управления фондом, правила их формирования, возможность внесения изменений в учредительные документы фонда должны быть четко определены уставом фонда, в случае отсутствия в уставе того или иного необходимого положения в него могут быть внесены необходимые изменения и дополнения только по решению суда.

    Закон говорит о создании учреждения по решению его собственника (по-видимому, создание учреждения группой собственников не предполагается). Собственник передает учреждению имущество на праве оперативного управления, однако несет обязательства по финансированию деятельности созданного им учреждения и субсидиарную ответственность по его долгам.

    Также следует уделить особое внимание разработке Устава негосударственного детского дома, в частности, освещению в нем вопросов формирования его органов, назначения и смещения директора, системе контроля, за деятельностью данных органов, функциям исполнительного органа детского дома, определению основных целей деятельности. Устав должен также содержать указание на то, что деятельность в качестве негосударственного образовательного учреждения является основной целью организации.

    К моменту регистрации некоммерческой организации как юридического лица имущество, которое ей передается, должно быть внесено (передано) учредителями (учредителем) полностью. Законом не устанавливаются минимальные требования к размеру имущества некоммерческой организации, однако, соответствующие требования установлены условиями получения лицензии на осуществление деятельности в качестве образовательного учреждения.

    Негосударственный детский дом может создаваться и как благотворительная организация (и получить соответствующие этому статусу льготы). Для этого его устав должен соответствовать целям, определенным в ст. 2 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях". Однако следует заметить, что благотворительные организации, как правило, имеют более узкую правоспособность, и государственные органы более жестко контролируют соответствие их деятельности определенным в уставе целям.

    Обеспечение будущего детского дома необходимыми помещениями является едва ли не самой главной предпосылкой его существования. Приобретение (или строительство) соответствующего объекта недвижимости предполагает весьма значительные затраты учредителей либо самой некоммерческой организации на эти цели, в то время как государственные и муниципальные органы располагают значительным количеством помещений соответствующего назначения (детские сады, школы, детские дома), которые в силу тех или иных причин (необеспеченность персоналом, изменение демографической ситуации, недостаток бюджетных средств) не используются по назначению. Вместе с тем. ст.8 Федерального закона "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях" запрещает государственным органам и государственным предприятиям выступать учредителями благотворительных организаций (во избежание необоснованного отчуждения государственного имущества).

    Одним из возможных путей решения указанной проблемы может быть заключение с соответствующим государственным органом договора об аренде или безвозмездном пользовании объектом недвижимости на достаточно длительный срок с обязательством благотворительной организации использовать указанный объект исключительно в соответствии с его профилем.

    3. Получение лицензии и особенности осуществления деятельности

    Для начала своей деятельности в качестве негосударственного детского дома некоммерческая организация обязана получить лицензию у государственного органа, в компетенцию которого входит регулирование соответствующей деятельности.

    Государственные детские дома в Российской Федерации находятся в ведении Министерства образования РФ либо Министерства труда и социального развития РФ.

    Однако если Министерство образования РФ разработало и утвердило порядок получения лицензии на осуществление образовательной деятельности для государственных и негосударственных учреждений - "Положение о порядке лицензирования образовательных учреждений", утвержденное приказом Министерства образования РФ от 17 ноября 1994 г., то Министерство труда и социального развития лицензированием негосударственных детских домов не озаботилось (государственные и муниципальные социальные учреждения осуществляют свою деятельность без получения лицензии).

    Для получения лицензии соискатель, в соответствии с "Положением о порядке лицензирования образовательных учреждений", должен доказать свое соответствие определенным в положении требованиям (обеспеченность кадрами, наличие материальных условий для содержания и воспитания детей).

    В связи с тем, что все права на представление интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переходят к органу опеки и попечительства, который и должен осуществлять функции государственного опекуна относительно этих детей, следует признать необходимым заключение между негосударственным детским домом и органом опеки и попечительства договора о передаче ребенка на воспитание в негосударственный детский дом. В этом договоре следует четко определить объем прав на представление интересов воспитанника, которые орган опеки и попечительства передает негосударственному детскому дому (как юридическому лицу). Также следует урегулировать вопросы получения государственных пособий на детей-сирот, особенности взаимоотношений между органом опеки и попечительства, негосударственным детским домом, органами, осуществляющими ведение государственного банка данных о детях, оставшихся без попечения родителей.

    Законодательством практически никак не урегулирован очень сложный вопрос прекращения (по тем или иным причинам) негосударственным детским домом своей деятельности.

    На наш взгляд, этот вопрос следует осветить и в отдельных договорах, заключаемых относительно каждого воспитанника (какие последствия будет иметь такое решение относительно этого воспитанника), и, возможно, в общем, договоре между органом опеки и попечительства и негосударственным детским домом (или собственником учреждения), призванном осветить неурегулированные законодательством вопросы, которые могут возникнуть в процессе деятельности негосударственного детского дома.

    Данные рекомендации призваны помочь тем лицам, которые хотели бы содействовать улучшению положения детей, оставшихся без попечения родителей в России, и обладают такой возможностью. Они не являются абсолютно точными и исчерпывающими (подходы и практика деятельности соответствующих государственных органов различных регионов могут отличаться), в своей деятельности Вы можете столкнуться с проблемами, не получившими освещение в этом документе, однако он разработан с учетом действующего законодательства, на основании реального опыта и может рассматриваться в качестве базового.

    г. Москва, 2002 г.

    
  •