Тема: Академическое сообщество как социальная база и ресурс правозащитной деятельности?

Тема: Возможности широкого вовлечения молодежи в деятельность по защите прав человека

Исследования по теме

И.В.Аверкиев,
Е.В.Скрякова

Академическое сообщество
как социальная база и ресурс правозащитной деятельности?
стратегические ограничения и необходимости

Краткое описание

Аналитический отчет о результатах исследования существующих и возможный ролей академического сообщества в правозащитной теории и практике.

Отчёт содержит перечень гипотез, исследовательские выводы и их детализацию. Исследовательские результаты для максимальной наглядности и инструментализации изложены достаточно жёстко в виде стратегических ограничений и необходимостей в отношении академического сообщества как гипотетической вмещающей среды и совокупности потенциальных ресурсов для сегодняшней правозащиты.

Исходной гипотезой исследования было представление о том, что во второй половине XX века академическое сообщество (учёные и преподаватели высшей школы) как в западном мире, так и в Советском Союзе, было вмещающей средой, социальной базой гражданской альтернативной деятельности, в том числе диссидентской и правозащитной.

Основной исследовательский вывод заключается в том, что в настоящее время в России академическая среда утратила роль источника гражданской энергетики и «естественного» поставщика правозащитных кадров. Конечно, люди продолжают приходить, идеи продолжают рождаться, но эксклюзивность положения утеряна. Во многом это связано с процессом превращения науки и информации в производительную и политическую силу. Именно это естественным образом вымывает из университетской среды гражданскую озабоченность.

Однако, несмотря на ограничения, академическая среда и сегодня является источником определённых ресурсов. Учёный мир представляет собой естественный источник экспертного знания и экспертных разработок, необходимых для ведения любой деятельности, в том числе, конечно, и правозащитной, причём источник основной, а в некоторых случаях – единственный. Потому для «выживания» и развития правозащитной активности в России сегодня гражданским правозащитным организациям нужно хотя бы на какое-то время какую-то часть академического сообщества в себя «втягивать». Кроме того, академическая среда обладает и иными ресурсами, которые могут сыграть позитивную роль для настоящего и будущего российской правозащиты – инфраструктурными, методологическими, материальными, информационными. Их вливание сможет усилить правозащитную работу и улучшить её качество.

Характеристика исследования

Исследование проводилосьПермской гражданской палатой в течение 2005-2006 годов. Методологический инструментарий исследования включал углублённые интервью, фокус-группы, анализ материалов периодической печати и текстов гражданского характера, кейс-анализ субъектных и организационных практик.

Термин «академическое сообщество» использовался нами как условный, мы обозначали им совокупность преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений и сотрудников научно-исследовательских институтов, то есть весьма аморфную группу людей, для которых приобретение и производство новых знаний является ключевой компетенцией. Под «правозащитной деятельностью» мы подразумевали активность организаций и отдельных людей, ведущих систематическую работу в контексте защиты прав человека.

Скачать в zip-архиве (54,2 kb.)

Написать автору