Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека для учреждений, занимающихся проблемами детей-сирот

Проект Тасис "Поддержка партнерских связей
в области образования, здравоохранения и социальной помощи" Министерство образования РФ

 

IV Процесс оказания услуг клиентам

Организация процесса оказания услуг зависит от их видов:

  • Создание семейно-воспитательных групп;
  • Работа с неблагополучными семьями, чью дети находятся в учреждении;
  • Работа с родителями, чьи дети возвращены в родную семью;
  • Социальное сопровождение выпускников.

    IV.1 Организация работы и социальное сопровождение семейных воспитательных групп

    Семейная воспитательная группа - структурное подразделение детского социозащитного учреждения, обеспечивающее условия семейного воспитания, оптимальные для социальной адаптации и социально-психологической реабилитации ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию.

    IV.1.1 Методы подбора воспитателей семейных групп

    Организация семейных форм воспитания детей, попавших в трудную жизненную ситуацию, - новая форма работы, которая требует, как показывает опыт, особенно тщательного подхода к подбору кандидатуры воспитателя семейной группы. Поиск воспитателя и семьи, которая стала бы поддержкой для воспитанника, является целью работы учреждения по подбору воспитателей семейных групп.

    Процедура подбора

    1. Реклама в средствах массовой информации, объявления в местах скопления народа (больнице, магазинах, ЖКУ, автобусных остановках).
    2. Регистрация обращений горожан.
    3. Знакомство с кандидатом. Беседа. Заполнение анкеты.
    4. Обследование материально-бытовых условий жизни семьи кандидата. Письменное согласие кандидата и взрослых членов семьи на сбор информации о них.
    5. Знакомство с членами семьи кандидата. Беседы.
    6. Сбор информации о кандидате и членах его семьи, о его детях, социальный анализ.
    7. Вывод специалистов о социальном благополучии семьи.
    8. Психологическое обследование по разработанной программе.
    9. Заключение психологов о соответствии личностных качеств кандидата в воспитатели семейной группы, предъявляемым к данной деятельности. Предоставление им справок (от дерматолога, психиатра, фтизиатра).
    10. Социальный консилиум центра по вопросу утверждения кандидатуры воспитателя.

    Специалистами учреждения была разработана программа, позволяющая производить отбор кандидатов в воспитатели семейных групп. Актуальность данной программы обусловлена тем, что далеко не каждый человек может взять ребенка, оказавшегося в трудной жизненной ситуации, на воспитание.

    Первый этап работы - широкая пропаганда идеи создания, работы семейных воспитательных групп. У Центра отлажены тесные контакты со средствами массовой информации, которые помогают привлечь людей желающих взять ребенка в семью. Работу начинали с контакта и рекламы объявлений о приеме на работу воспитателей семейных групп по каналам телевидения городских телекомпаний и "Лангепастелеком". Объявление были даны по бегущей строке, помещались в местах скопления народа. Такая же информация прошла в городских газетах. В небольших по времени видео роликах по телевидению, в газетных статьях рассказывали о работе МУ "Бельчонок", о работе семейных групп. На городском радио была организована контактная линия, прямой эфир с директором социально-реабилитационного центра. Она рассказывает о работе семейных групп, которые функционируют уже больше года, и заинтересованные горожане могли обратиться с вопросами в прямом эфире и по контактным телефонам непосредственно к специалистам в учреждение.

    Примерный текст объявления прилагается к модели (см. приложение 2).

    Второй этап - предварительная работа с кандидатом по открытию семейной группы.

  • Информация по телефону. Следует отметить, что после объявлений и телепередач регистрируется очень много телефонных звонков горожан, интересующимся данным предложением. Всех их приглашают прийти на собеседование со специалистом по социальной работе, на которое приходят менее половины зарегистрированных.

  • Собеседование. При первом посещении кандидата социальный педагог знакомит его с работой учреждения, показывает альбом с фотографиями детей, раскрывает специфику формирования семейных групп и работу воспитателя. Процедура отбора кандидатов в семейные группы требует особой тщательности. Здесь незаменима подробная, четкая письменная и устная информация.

  • Анкетирование. Кандидат в воспитатели заполняет анкету. Сюда входят такие данные, как фамилия, имя, отчество, адрес, номер телефона, состав семьи, размер заработка членов семьи, жилищно-бытовые условия, требование к внешности, возрасту, характеру предполагаемого воспитанника.

  • Наблюдение. Немаловажную роль имеют и визиты в предполагаемую семейную группу (в семью кандидата). Это дает возможность получить больше информации о семье кандидата в воспитатели, обсудить вопросы перевода ребенка из учреждения в семью.

    Необходимо получить ответы на такие вопросы:

    1. Кто сделал выбор о приеме ребенка в семью?
    2. Что послужило причиной сделать подобное заявление?
    3. Как реагировали члены семьи на этот вопрос?
    4. Какие изменения для каждого члена семьи несет с собой появление приемного ребенка (роли в семье, обязанности, внимание, помещение для ребенка)?
    5. Есть ли проблемы в семье кандидата, касающиеся собственных детей?
    6. Как проходит общение в семье?
    7. Сможет ли приемная семья создать необходимые условия отвечающие специфической проблематике приемного ребенка? В каких случаях эти условия подходят, в каких нет?
    8. Имеют ли семьи - кандидаты представления о проблемах несовершеннолетних, выведенных из родной семьи?
    9. Относятся ли положительно родственники семьи кандидата к факту приема и воспитания чужого ребенка?
    10. Как относится семья к курированию со стороны социальных работников, психолога, врача-педиатра учреждения?
    11. Сможет ли семья воспитателя взять на себя ответственность по воспитанию ребенка с трудным поведением?
    12. Каковы домашние правила для собственных детей? Различны ли они для различных детей?
    13. Есть ли предпочтение при выборе детей возраста и пола?
    14. Есть ли пожелания относительно особенностей характера приемного ребенка?
    15. Согласен ли кандидат в воспитатели и члены его семьи на сбор информации о них и их детях?

  • Обследование жилищно-бытовых условий и взаимоотношений в семье кандидата. Специалисты по социальной работе обследуют материально-бытовые условия жизни семьи кандидата в воспитатели.

  • Сбор социального анамнеза. Сотрудники Центра стараются собрать информацию о предполагаемом кандидате и его семье из разных источников: школа, детский сад, последнее место работы, участковый милиционер, соседи, если есть возможность - друзья. Особое внимание уделяется сведениям из школы или детского сада о благополучии родного ребенка или детей кандидата, и это является одним из основных признаков благополучия семьи.

  • Психологическое обследование семьи и кандидата в воспитатели. Психолог изучает психологический климат в семье, тестирует кандидата в воспитатели. Кандидат в воспитатели представляет в учреждение необходимые документы, свидетельствующие об отсутствии препятствий для приема ребенка в семью (справки от нарколога, дерматовенеролога, фтизиатра, терапевта).

    В приеме на работу может быть отказано:

  • По медицинским показателям (туберкулез, заболевание внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии декомпенсации, онкологические заболевания, наркомания, токсикомания, алкоголизм).
  • Недееспособным или ограничено дееспособным.
  • Лишенным или ограниченным в родительских правах.
  • Лицам, которые ранее были опекунами, но обязанности сняты из-за невыполнения функций.
  • Лицам, осужденным за умышленное преступление.

    Воспитатель должен обладать определенными психологическими качествами, которые необходимы для успешной реабилитации и адаптации несовершеннолетнего к дальнейшей нормальной жизни, а также иметь некоторый запас педагогических знаний, чтобы ориентироваться в возрастных особенностях детей. К сожалению, люди нередко обольщаются на свой счет и, имея самые искренние намерения, не представляют, что принять ребенка таким, каким его сделала улица, полюбить его, набраться бесконечного терпения, чтобы помочь ему, дано далеко не каждому. Необходимы: развитая способность любить детей, готовность понять субъективные переживания ребенка, сформировать у него уверенность в том, что он нужен, любим и неповторим.

  • Окончательному принятию решения о создании семейных групп предшествует диагностика кандидатов в воспитатели и оказание им индивидуальной и групповой помощи.

  • Психологическое обследование проводится с помощью разнообразных психодиагностических методов.

    Цель данного обследования:

  • Определить пригодность данного человека для работы воспитателем семейной группы;
  • Исключить психопатологию или наличие таких свойств личности, которые являются признаком непригодности к роли воспитателя;
  • Обосновать выбор психологически совместимого с воспитателем ребенка.

    Психологическое обследование состоит из:

    1. Беседа.
    2. Тестирование.

    16-факторный опросник личности, разработанный Р.Б. Кеттеллом.

    Этот опросник позволяет получить многогранную информацию о чертах личности, которые Кеттелл называет конституционными. Выявленные черты (мягкосердечность, эмоциональная стабильность, ответственность, самоконтроль, открытость, эмпатия, доброжелательность, терпимость, проницательность) способствуют более успешному привыканию ребенка к семье, созданию гармоничных семейных отношений.

    К нежелательным относятся такие свойства, как замкнутость, эмоциональная нестабильность, подозрительность.

    Сокращенный многофакторный опросник личности (СМОЛ) - позволяет с высокой степенью достоверности определить наличие психических отклонений человека, тип личности.

    Тест цветовых выборов Люшера - позволяет оценить эмоциональное состояние человека, выявить непосредственные проявления индивидуально-личностных свойств.

    Методика PARI (Е.С. Шеффер и Р.К. Белл) - позволяет получить представление о том, как будут складываться отношения потенциального воспитателя с детьми.

    Анкетирование - помогает понять, мотивы, побуждающие человека взять на воспитание в свою семью чужого ребенка.

    3. Наблюдение.
    Сопоставление результатов психологического обследования, первичной беседы и наблюдения поведения и общения кандидата позволяют сделать вывод о пригодности кандидата к роли воспитателя семейной группы.

    4. Консультирование.
    В случае, когда в ходе обследования, выявляются проблемы, требующие помощи психолога, кандидат приглашается на индивидуальную консультацию к специалисту.

    Так же во время консультаций психолога решаются проблемы, вызванные необходимостью отказа кандидату в приеме его на работу, на должность воспитателя семейной группы по разным причинам (как психологического, так и социального характера). Специалисты считают, что даже в случае отказа в приеме на работу, человек должен уходить из Центра без отрицательных эмоций. Они благодарят каждого за их милосердие и искреннее желание помочь детям.

    На заседании социального консилиума решается вопрос утверждения кандидатуры воспитателя.

    IV.1.2 Организация обучения кандидатов в воспитатели семейных групп

    В Центре существуют следующие виды обучения кандидатов:

    1. Групповое
    2. Индивидуальное
    3. Самообразование

  • Групповое обучение проводится силами специалистов центра (психологов, специалистов по социальной работе и др.) после того, как было дано заключение о том, что данный кандидат может работать воспитателем семейной группы.

    В учреждении разработана программа обучения, которая состоит из 8 занятий.

    Цель обучения:

    1. является ознакомить кандидатов с условиями работы, с требованиями к ним предъявляемым;
    2. подготовить к возникновению возможных проблем, которые обязательно появляются при переходе ребенка в семейную группу;
    3. обучить умениями, которые потребуются воспитателю для работы с ребенком;
    4. научить взаимодействовать с разными структурными подразделениями Центра;
    5. помочь лучше понять ребенка, ознакомив с особенностями развития детей из неблагополучных семей.

    Занятия проходят в виде тренинга. Количество обучающихся невелико: от 3 до 6 человек. Стремление увеличить наполняемость группы обучающихся ведет к удлинению сроков подбора кандидатов, создает для них неблагоприятную нервозную обстановку, что в свою очередь снижает эмоциональный настрой кандидата, его желание сотрудничать с Центром.

    Темы занятий:

    1. Создание семейной группы.
    2. Быть подготовленным - быть готовым.
    3. Вспомним свое детство.
    4. Трудное поведение - проблема первых месяцев.
    5. Сотрудничество - групповая работа и процесс принятия решения.
    6. Беспрерывно учиться - развивать умения на любые случаи.
    7. Прощание: прощаясь, двигайтесь дальше.
    8. Посмотрите назад, посмотрите вперед - вы готовы к работе?

    По своей сути обучение используется как еще одно испытание, которое проходит кандидат. У него появляется еще одна возможность оценить свои силы и ресурсы своей семьи. На этом этапе кандидат имеет возможность передумать и отказаться. Этот отказ специалисты Центра считают трезвым и обдуманным решением, всегда принимают его очень доброжелательно, и, прощаясь, этот человек остается другом учреждения. Таким образом формируется положительное общественное мнение об учреждении и его работе.

  • Индивидуальное обучение проводится после положительного решения специалистов о том, что данный кандидат может быть воспитателем семейной группы. Оно проводится специалистом по социальной работе, социальным педагогом и психологом. В помощь воспитателю предлагается разработанный специалистами сборник, в котором нашли отражение следующие темы:
    • более полная информация об условиях, содержании работы и требованиях, предъявляемых к сотруднику;
    • объяснение основных терминов (сирота, ребенок, оставшийся без попечения родителей и др.);
    • краткое извлечения из нормативно-правовых документов;
    • учреждения, которые занимаются вопросами устройства детей, попавших в трудную жизненную ситуацию;
    • причины, по которым дети попадают в Центр;
    • описание основных этапов создания семейной группы;
    • какую информацию нужно знать о ребенке и на что обращать особое внимание;
    • перечень служб и специалистов учреждения, с которыми взаимодействует воспитатель семейной группы;
    • рекомендации по оказанию досуга семьи и той помощи, которую может оказать Центр;
    • рекомендации по оказанию досуга семьи и той помощи, которую может оказать Центр;
    • меры воспитательного воздействия;
    • социальное сопровождение семьи;
    • взаимоотношения воспитателя семейной группы с родственниками ребенка;
    • взаимоотношения воспитанника с родными детьми воспитателя;
    • основные правила общения с ребенком.

  • Самообразование.

    Для каждого воспитателя семейной группы составляется индивидуальный план самообразования в зависимости от образования, стажа работы и семейной жизни, особенностей личности воспитателя и воспитанника.

    Специалисты Центра индивидуально консультируют воспитателей семейных групп по возникающим проблемам или же по вопросам их профилактики.

    В учреждении принято рекомендовать справочную и методическую литературу, а также периодику по волнующей проблеме для более глубокого ознакомления в области психологии, педагогики, логопедии, медицине и др.

    В помощь сотрудникам в Центре разработан словарь-справочник по социальной работе, в котором подобраны основные термины, встречающиеся в деятельности воспитателя.

    Для повышения квалификации воспитателей в Центре проводится методсовет для воспитателей семейных групп, на котором рассматриваются различные темы, начиная от вопросов состояния здоровья, групповых консультаций психологов, логопеда, знания нормативных документов и др. Например:

  • "Формирование у воспитанников навыков здорового образа жизни",
  • "Жестокое обращение с ребенком и оказание помощи ребенку, испытавшему насилие",
  • "Особенности воспитания детей в подростковом возрасте",
  • "Понятие о профессиях и профориентация воспитанников".

    IV.1.3 Процедура открытия семейных групп

    Открытие семейной группы происходит следующим образом:

    1. Подбор ребенка по возможности в соответствии с запросом кандидата.
    2. Информация о ребенке-кандидате на проживание в данной семье. Собеседование с кандидатом в воспитатели.
    3. Знакомство взрослого и ребенка.
    4. Хождение ребенка в гости в семью предполагаемого воспитателя (начиная с 2 часов, постепенно переходя к посещениям с ночевкой).
    5. Проведение тренинга "Наша новая семья"
    6. Принятие кандидатом в воспитатели окончательного решения об открытии группы.
    7. Социальный консилиум по вопросу открытия семейной группы и передаче ребенка в семью. Обсуждение и утверждение программы индивидуального развития ребенка, включающей педагогический, психологический, медицинский, логопедический, социальный разделы, вопросы взаимоотношений с кровными родителями.

    Цель этой процедуры:

    1. Подобрать ребенка максимально совместимого с кандидатом и членами его семьи.
    2. Обеспечить благоприятное вхождение ребенка в семью.
    3. Заложить основы взаимопонимания и благополучной адаптации ребенка.

    Знакомство воспитателя и ребенка, период активных контактов, "хождение в гости" бывает различным по продолжительности. Сроки контактов и их формы определяется специалистами по социальной работе для каждого случая индивидуально.

    Для лучшего понимания ребенка, его проблем, особенностей, достоинств и недостатков, большую роль играет участие воспитателя в консилиуме, который посвящается ребенку, подготовленному к переводу в семейную группу.

    Это дает возможность более обстоятельно подготовить родителей-воспитателей к приему ребенка, сообщить им наиболее полную информацию о его физическом, психическом здоровье, социальном статусе, сообщается план индивидуального развития передаваемого в семейную группу воспитанника.

    Предусматриваются деловые аспекты: денежная компенсация на питание и содержание ребенка, обеспечение одеждой, медицинское обслуживание, социальное сопровождение.

    Подготовка ребенка

    До передачи ребенка в семью воспитателя идет обсуждение следующих вопросов с ребенком:

      а) как он относится к помещению ребенка в семейную группу?
      б) какими он видит контакты с родителями?
      в) обиды на родителей и как справиться с этим чувством.

    После каждого посещения семьи предполагаемого проживания специалисты Центра беседуют с ребенком о его впечатлениях, настроениях, желании продолжать дальнейшие отношения с этой семьей и других аспектах. Отслеживается эмоциональное состояние ребенка сразу после контакта и спустя несколько дней. Если ребенок согласен на проживание в этой семье, то готовится дело по передаче его в семейную группу. В случае, если ребенок старше 10 лет, он пишет письменное согласие.

    Для обеспечения наиболее благоприятных условий для вхождения в семью, психологами Центра разработана программа тренинга "Наша новая семья", которая состоит из : трехчасовых занятий. В них участвуют, по возможности, все члены семьи и воспитанник. Занятия могут проводиться на территории Центра, но наиболее оптимальным является проведение иъ в квартире семьи. В этом случае ребенок активно вживается в новую обстановку.

    Цели программы:

    1. Оптимально адаптировать участников к новым совместным условиям проживания в семье.
    2. Способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества между участниками.

    Задачи программы:

    1. Научить адекватно воспринимать каждого как личность.
    2. Выработать приемлемые навыки взаимодействия.
    3. Активизировать коммуникации в семье.
    4. Формировать навыки взаимопонимания.
    5. Развивать эмпатию через техники активного слушания.
    6. Формировать навыки анализа причин поведения ребенка, исходя из позиции ребенка.
    7. Расширять психолого-педагогический кругозор взрослых.
    8. Оказывать помощь взрослым в профилактике ненужных стрессов.
    9. Содействовать в разрешении ситуации ревности между родными детьми и ребенком из центра.

    Основные методы, используемые в тренинге:

    • психогимнастические упражнения
    • ролевые игры
    • элементы арт-терапии
    • техника мозгового штурма
    • подвижные игры
    • беседы, дискуссии
    • выход на природу
    • методы телесноориентированной терапии
    • релаксация
    • рефлексия

    Данная программа может быть использована в случае возникновения в семье конфликтной ситуации для налаживания доброжелательных отношений.

    В соответствии с Положением о работе семейных воспитательных групп группа открывается приказом директора учреждения. Основанием для открытия семейной воспитательной группы являются:

    • письменное заявление потенциального воспитателя семейной группы
    • акт обследования материально-бытовых условий семьи кандидата
    • акт обследования специалистами, психологами, психологического климата семьи кандидата
    • заключение психологов о соответствии личностных качеств кандидата в воспитателя семейной группы требованиям, предъявляемым к этой должности и о его психологической совместимости с воспитанником
    • трудовое соглашение- договор администрации с кандидатом о приеме его на работу с испытательным сроком на 3 месяца.

    Оценка результатов работы проводятся через 3 месяца: обсуждаются результаты работы и согласованность действий всех причастных лиц в первые три месяца.

    Второе обсуждение проводится через 6 месяцев: проводится корректировка плана действий и договоренностей для продолжения сотрудничества. Сотрудники осуществляют над ребенком, проживающим в семейной воспитательной группе, постоянное медико-психологическое и социально-педагогическое сопровождение.

    IV.1.4 Социальное сопровождение семейных групп

    Социальное сопровождение семейных групп преследует следующие цели:

    1. Контроль за выполнением мероприятий по реабилитации воспитанника
    2. Анализ условий проживания и воспитания детей.
    3. Планирование и постановка новых целей.
    4. Координирование действий воспитателя, специалистов Центра и партнеров, направленных на реализацию поставленных целей.
    5. Консультации специалистами членов семейной группы.
    6. Предупреждение возникновения неблагоприятных ситуаций как со стороны ребенка, так и со стороны воспитателя и членов его семьи.

    Сопровождением занимаются социальные педагоги отделения по работе с семейными группами. На одного специалиста приходится по 15 воспитанников.

    После помещения ребенка в семью первый месяц социальный педагог еженедельно посещает группу, во втором - два раза в неделю, в третьем и далее - один раз в месяц. На самом деле социальный педагог встречается чаще с воспитанником и его воспитателем, так как ребенок посещает библиотеку, занятия специалистов (психолога, логопеда, музыкального руководителя), в учреждении ежемесячно проводятся мероприятия для воспитанников разных возрастов.

    Контакт с классным руководителем ребенка в школе поддерживает воспитатель, он же посещает родительские собрания, контролирует успеваемость и поведение ребенка. Социальный педагог центра тесно общается со своим школьным коллегой, анализирует успеваемость воспитанника за четверть, полугодие и год, а также помогает решить возникающие проблемы, с которыми не смог справиться воспитатель.

    Анализ эффективности работы с воспитанником проводится, по разработанными специалистами Центра критериям соответственно направлениям реабилитации (педагогическом, психологическом и медицинском) в период подготовки документов на консилиум. См. Приложение 3, 4, 5.

    Отношения специалиста и членов семейной группы строятся на принципах взаимопонимания, уважения, партнерства. Большую роль при этом играют человеческие и деловые качества социального педагога. Преимущество отдается людям, по характеру спокойным и доброжелательным, имеющим определенный жизненный опыт, организаторские способности, педагогическое образование.

    Косвенно социальным сопровождением семейной группы занимаются все специалисты центра от хозяйственной службы до психологов. Консультируя воспитателя, занимаясь с детьми, они наблюдают за их эмоциональным состоянием, деловыми качествами, происходящими изменениями. Среди других специалистов особая роль при этом отводится медработникам, которые должны ежемесячно осматривать воспитанника, следить за состоянием здоровья, чистотой кожи и одежды, давать необходимые рекомендации.

    При возникновении проблем они решаются на уровне заведующего отделение по работе с семейными группами, заместителя директора по воспитательной и реабилитационной работе, директора.

    Проблемные ситуации возникают, в основном, с подростками: при конфликтах с родными детьми воспитателя, склонностью ребенка к бродяжничеству, попытках употреблять спиртные напитки. Как показывает опыт, в большинстве семей в конце первого и третьего месяцев между членами семейной группы могут иметь место взаимные претензии, недовольство друг другом. Так называемый "эффект срывания масок". Это объясняется тем, что воспитанник "прощупывает" границы дозволенного в данном коллективе, пытается найти свое место. Через три месяца ребенок чувствует себя полноправным членом семьи, он устает быть в постоянном напряжении, чтобы поступать так, как надо. И начинает постепенно жить и поступать так, как привык раньше, как хочется. Если учесть, что он до 12 - 14 лет он жил в асоциальной семье, то и наклонности у него такие же. Данная проблема может быть частично снята при тщательной проработке периода первичного знакомства подростка с будущей семьей, педагогического мастерства воспитателя и социального педагога.

    Показателем благополучия и слаженности работы специалистов может служить то, что в 2002 году 15 воспитанников на период летних каникул выехали на отдых вместе со своими воспитателями, т.е. они полностью интегрировались в семью, их принимают там как родных.

    Итоги социального сопровождения семейной группы проводятся на заседании консилиума.

    IV.1.5 Закрытие семейных воспитательных групп

    Согласно "Положения о семейной воспитательной группе" она может быть закрыта по:

    • истечению срока трудового соглашения;
    • по инициативе воспитателя;
    • по инициативе администрации учреждения.

    За две недели до стечения срока трудового соглашения социальный педагог выясняет возможность дальнейшего продолжения работы с данным воспитателем. Еще раньше это определяется при социальном сопровождении семьи. В практике работы центра были случаи закрытия воспитательной группы в связи с выездом семьи в другой город, тяжелой болезни воспитателя, умышленной порчи воспитанником имущества семьи.

    Если в семейной группе неблагоприятная обстановка, воспитатели не управляются со своими обязанностями, оформляются соответствующие акты, ребенок передается на воспитание в другую семейную группу.

    Расставаться всегда трудно, часто взрослые не знают как себя правильно вести, а дети тем более. Особенно трудно, когда группа закрывается по инициативе администрации или при конфликте между ребенком и членами семьи. При подготовке воспитателей эти варианты обсуждаются, теоретически, в деловой игре это провести легче, чем в жизни.

    Чтобы выйти из этой ситуации с наименьшими потерями необходимо своевременно и грамотно провести свою работу социальному педагогу. Приятно, когда после перехода в другую группу или при возвращении в кровную семью, между членами бывшей семейной воспитательной группы поддерживаются дружеские отношения, ребенок учиться дружить, продолжает получать положительный опыт семейных отношений.

    Сотрудники Центра рекомендуют провести прощание за чашкой чая, вспомнить приятные моменты из жизни семьи, пожелать друг другу удачи, попросить прощения за огорчения.

    IV.2 Работа с семьями, чьи дети находятся в учреждении

    В 1999 году на учете состояло 15 семей, в которых было 23 ребенка. Сегодня на учете состоит 18 семей, в которых 29 детей.

    Цель работы

    Оказание помощи родителям по нормализации обстановки в семье и возвращение ребенка в семью.

    Семьи посещаются специалистами по социальной работе по мере необходимости. Производится обследование жилищно-бытовых и материальных условий, собирается информация о семье, предлагается помощь специалистов: психолога, врача, нарколога, юриста и др. Оказывается помощь в трудоустройстве, оформлении документов, решении жилищных вопросов, сдаче квартиры внаем для погашения задолженности по квартплате.

    С целью поддержания и коррекции детско-родительских отношении практикуются встречи с детьми на территории Центра. В случае улучшения обстановки в семье - опускаем детей домой на выходные дни и кратковременные каникулы с тщательным контролем ситуации и предварительным обследованием жилищно-бытовых условий.

    В проведении работы с семьями специалисты Центра тесно сотрудничают с КДН и ЗП, органами опеки и попечительства, ПДН ГОВД и управлением социальной защиты населения города.

    IV.3 Работа с родителями, чьи дети возвращены в родную семью

    После окончания пребывания ребенка в учреждении и возвращения его в кровную семью социальное сопровождение (патронат) производится на протяжении 3 лет. Ребенок имеет право на те же услуги, что и при стационарном проживании. В этот период специалисты центра контролируют успеваемость и посещаемость ребенка в школе, посещают семью, контролируют ситуацию дома.

    При возвращении ребенка в семью Центр оставляет за собой право контролировать семьи, которые могут спасовать перед возникающими трудностями, проблемами и помогать им.

    Динамика численности детей, возвращенных в семью

      1999 2000 2001
    Возвращено в семью (всего), из них: 27 35 49
    Восстановление в родительских правах 3 - -
    Нормализация обстановки в семье 24 31 46
    Переданы под опеку 6 5 3
    Повторное помещение в Центр 5 9 11

    На данный момент в Центре состоит на учете 14 семей, в которых проживает 29 детей в возрасте от 5 до 18 лет. Силами наших специалистов проводится патронирование этих семей.

    Цель работы

    Стабилизация семьи, дальнейшая нормализация обстановки в ней.

    В случае ухудшения представляем информацию в органы опеки и попечительства или КДН и ЗП.

    Нами оказываются различные услуги:

    Детям предлагается восстановительная терапия:

    • Социально-педагогическая (библиотека, монтессори-педагогика, занятия музыкой, рукоделием и др.)
    • Социально-психологическая (консультации и занятия у психолога)
    • Медицинская (консультации)
    • Социальная ориентация и самосознание (социальный педагог)
    • Содействие в получении путевок в летние лагеря и организации летнего отдыха детей,

    Взрослым предлагается:

    • Содействие в трудоустройстве,
    • Разработка плана работы с семьей и организация помощи в его осуществлении,
    • Оказание правовой консультации и содействие в получении различных документов.

    Также мы посещаем школу, беседуем с классными руководителями, социальными педагогами по поводу успеваемости и посещаемости ребенком школы, места его в коллективе, взаимоотношения его с учителями и одноклассниками. Помогаем пройти обследование родителей у нарколога. При необходимости требуем привести квартиру в нормальное санитарное состояние.

    Все неблагополучные семьи, в которые возвращены дети после пребывания в центре, ставятся на внутренний учет, составляется график посещения их, план работы по их сопровождению. Информация о них передается ежеквартально в КДН и ЗП города.

    При благополучном разрешении всех проблем семья снимается с учета.

    IV.4 Социальное сопровождение выпускников

    Работа с выпускниками начинается задолго до выпуска. В течение нескольких лет они проходят так называемый подготовительный период, куда входят программы по основам социализации, домашней экономики, профориентации, ребята знакомятся с учреждениями города, основами уголовного, административная права, основным деловыми бумагами, своими правами и обязанностями. За 2 месяца до выпуска проводится консилиум, где с участием выпускника разрабатывается индивидуальная программа по подготовке к выпуску и дальнейшему сопровождению. При выпуске представитель администрации учреждения передает выпускнику необходимый пакет документов, оговаривают необходимость и формы социального сопровождения.

    Работа с выпускником проводится в соответствии с составленной программой, которая может быть скорректирована в зависимости от обстоятельств.

    В первые месяцы после выпуска специалисты Центра встречаются с выпускниками не реже одного раза в 10 дней, потом 1 раз в месяц. Через 6 месяцев информация о работе заслушивается на консилиуме, где утверждается новый план работы. Своих выпускников мы сопровождаем 5 лет.

    Объем и содержание помощи разнообразны:

  • Защита жилищных интересов выпускника (например: при прохождении срочной службы мы сдаем его жилье внаем, помогаем в оформлении документов на получение жилья).
  • Оказание правовой помощи.
  • Переписка с выпускниками сотрудников и воспитанников учреждения.
  • Проживание в Центре в период каникул, отпуска.
  • Оказание помощи в организации летнего отпуска студентов-выпускников.
  • Выделение дополнительных стипендий (через Благотворительный фонд ЛУКойл была выделена стипендия студентке пединститута).
  • Консультация психолога, врача и других специалистов.
  • Оказание им финансовой и материальной помощи (за счет благотворительности).
  • Помощь в профориентации и трудоустройстве, и т.д.

    После того как выпускнику исполнится 23 года, проводится анализ работы учреждения по его социальному сопровождению, отмечаются успехи и недостатки. Промежуточные итоги работы подводятся на консилиуме, составляются рекомендации и обсуждаются с выпускником.

    
  •