Пермская гражданская палата - Обзоры гражданских успехов

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Обзоры гражданских успехов

Авторы и составители - Першакова Елена Юрьевна, руководитель Службы продвижения гражданских технологий и практик, и Чудинова Галина Николаевна, пресс-секретарь



Гражданские успехи в России 2009

 

Побеждать недобросовестных чиновников, милиционеров, работодателей нужно и возможно.

Конечно, трудно, но успехов всё больше.

По-прежнему победу определяет решимость, компетентность, свободное время и единомышленники. Иногда компетентность может быть заменена очень большим числом единомышленников.

Возможно почти всё, если вы не собираетесь переворачивать устои страны и цивилизации и у вас есть решимость, компетентность, свободное время и единомышленники.

Не верьте тем, кто говорит, что всё бесполезно – бесполезно для тех, у кого нет решимости, компетентности, свободного времени и единомышленников.

Конечно, главный гражданский успех-2009 – нам всем удалось-таки добиться от Кремля серьёзной милицейской реформы. Насколько глубокой она будет – в значительной степени зависит от нас, от граждан, которых это волнует.

За текущий год в нашей копилке набралось 160 гражданских успехов из 40 городов страны. И это только те успехи, до которых мы смогли дотянуться, которые оказались на поверхности публичной жизни, нашли отражение в СМИ и интернете. Они разные: в одних случаях плодами гражданской победы пользовались несколько человек, в других случаях – целые города. Объединяет их главное: все они - урок для власть предержащих, для всех, от кого зависит наше благополучие и кто злоупотребляет своим положением.

Люди побеждают по-разному, но всё чаще с помощью российских судов!

По информации, которую удалось собрать Пермской гражданской палате, более 70% гражданских успехов – это победы, достигнутые в судах. Половина выигранных судебных дел - о возмещении причиненных людям физических или нравственных страданий.

Вот лишь некоторые из гражданских успехов:

Граждане, победившие злонамеренных милиционеров

Граждане, победившие нерадивых чиновников

Граждане, победившие недобросовестных продавцов товаров и услуг

  • Жители Саратовской области добились отмены завышенных тарифов на оплату газа. Поводом для обращения в суд послужило постановление Саратовской областной думы № 14-659 «Об утверждении нормативов потребления природного газа населением Саратовской области», в соответствии с которым произошло двукратное увеличение стоимости газа для жителей области. Законодатели утверждали, что за последнее десятилетие потребление газа населением Саратовской области значительно возросло (более чем на 60% по многим позициям). К слову, потребители добились отмены указанного постановления, убедив суд в том, что законодателями при увеличении тарифов проигнорирован технический прогресс (использование эффективных в потреблении котлов, плит и прочего газового оборудования, энергосберегающих технологии) и многие показатели и характеристики, в том числе климатическая разница в разных поселениях области.
  • В Санкт-Петербурге пользователи стационарной телефонной связи доказали, что нарушением их прав является отсутствие сроков погашения задолженности в квитанциях на оплату за пользование телефоном. Результат: телекоммуникационная компания совершила административное правонарушение, за которое должна заплатить штраф в размере 10 000 рублей, а также компания обязана в счете-извещении указывать информацию о сроке оплаты долга за пользование телефоном. К слову, защита права потребителей началась с обращения в федеральный орган по надзору в сфере защиты прав потребителей, который подтвердил правоту абонентов, а закончилась поражением в суде телекоммуникационной компании, которая обжаловала решение надзорного органа.
  • В Казани успешно оспорили взимание с пассажиров платы за пользование туалетом на автовокзале. К слову, «пассажир имеет право бесплатного пользования залами ожидания, туалетами, размещенными на объектах транспортной инфраструктуры», в соответствии со статьей 26 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта». Следовательно, требование оплаты за вход в зал ожидания, туалет на территории железнодорожного или автомобильного вокзала с любого человека, предъявившего проездной документ, неправомерно.
  • Жители города Омска наказали авиапредприятие за свои расходы на переоформление авиабилетов, ночевку в Москве в гостинице, повторно оплаченный трансфер до места отдыха и стоимость потерянного дня тура. Предпосылкой для победы истцов в суде стала задержка рейса на 12 часов из-за технической неисправности самолета, которую авиаперевозчик привел в качестве доказательства своей невиновности. К слову, суд посчитал этот довод несостоятельным. Воздушный кодекс РФ называет те случаи, когда компания может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира (статья 107), но поломка самолета среди этих случаев не значится. Перевозчик должен был выполнить свои обязательства перед людьми, предоставив им другое воздушное судно. Также суд сослался на ряд ратифицированных международных договоров, регулирующих воздушные перевозки. В соответствии с ними перевозчик несет ответственность за вред, причиненный опоздавшему пассажиру.
  • В Екатеринбурге продавцы авиабилетов и туристических услуг привлечены к административной ответственности за то, что своевременно не предоставили информацию о правилах перелета беременной женщине. Женщине, ожидающей ребенка и предъявившей медицинское заключение, выданное за 12 дней до вылета, с разрешением путешествовать авиатранспортом при сроке 28-36 недель, авиакомпания отказала в перевозке. Как выяснилось, в правилах перевозки у авиакомпаний есть пункт, в котором оговаривается срок действия медицинского заключения, разрешающего беременной женщине путешествовать авиатранспортом при сроке 28-36 недель. В данном случае беременная женщина не была проинформирована продавцами авиабилетов и туристических услуг о том, что, согласно правилам перевозки авиакомпании «Турецкие авиалинии», медицинское заключение считается действительным в течение 7 дней. К слову, механизм защиты права потребителей на получение необходимой и достоверной информации о реализуемых услугах и об исполнителях работает.
  • Покупателю некачественного автомобиля в Москве фирма-продавец должна вернуть уплаченную за автомобиль сумму, выплатить неустойку в размере 1 % от цены автомобиля за каждый день просрочки в возврате денежных средств и возместить моральный вред. Неисправное рулевое управление в автомобиле привело к аварии, в которой здоровью покупателя причинен вред. Вернуть деньги добровольно за некачественный товар продавец отказался, нарушив положение части 1 статьи 18 Федерального закона «О защите прав потребителей», которое предоставляет потребителю выбирать самому то, что он может требовать в случае обнаружения недостатка в товаре. К слову, в связи с отказом продавца удовлетворить в добровольном (досудебном) порядке требование потребителя судом также вынесено решение о взыскании с него штрафа в бюджет города Москвы и в пользу Союза потребителей РФ, выступившего в защиту интересов потребителя.
  • Житель Ростова-на-Дону доказал, что за переживания пассажира во время полета авиакомпании могут заплатить. Поводом для обращения пассажира в суд стали его переживания и опасения за свою жизнь, которые он испытал в связи с объявлением по громкой связи в салоне самолета при полете о неисправности самолета и необходимости аварийной посадки в аэропорте вылета, задержкой рейса на 6,5 часов. Суд пришел к выводу, что авиаперевозчик не смог соблюсти указанные в билете сроки оказания услуги, нарушив тем самым Федеральный закон «О защите прав потребителей». К слову, суд определил, что авиакомпания должна обеспечить исправность воздушного судна, уделив больше внимания его предполетной подготовке, не приняв во внимание довод авиакомпании о том, что рейс задержался не по ее вине и аварийная посадка была вынужденной мерой.

Граждане, победившие недобросовестых работодателей

  • В Сургуте суд принял решение в пользу уволенной работницы, официально не оформленной на работу в торговом предприятии и уволенной якобы за недостачу без расчета за отработанное время. Уволенная продавец утверждала, что заявление о приеме на работу она не писала, трудовой договор не подписывала. Так она работала в круглосуточном магазине месяц. По прошествии этого времени в магазине была проведена ревизия и обнаружена недостача в размере 21500 рублей. Работодатель, обвинив заявительницу в недостаче, сказала, что она уволена и отказала в выплате заработной платы за отработанное время. Представитель работодателя в суде пояснил, что истец у ответчика не работала, трудовые отношения не оформлялись. Суд удовлетворил требования истца о взыскании заработной платы за отработанное время (1 месяц) и компенсацию морального вреда. К слову, ключевое значение в деле сыграло положение статьи 67 Трудового кодекса РФ, согласно которому «трудовой договор, не оформленный в письменной форме, считается заключенным, если работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его представителя, а также участие в судебном процессе свидетелей, подтвердивших, что истец работала в магазине, отпуская товар и рассчитываясь с покупателями.
  • В Екатеринбурге водитель успешно оспорил в суд дискриминационные условия труда. Суд согласился с истцом в том, что работодатель не может снижать заработную плату, не уведомив работника. Кроме того, суд признал, что снижение заработной платы из-за предоставления другого транспортного средства является нарушением прав водителя. К слову, в решении суда говорится о признании незаконными предоставления автобусным предприятием истцу в целях осуществления трудовой функции транспортного средства – автобуса марки «Нефаз»; неуведомления заявителя о снижении заработной платы при предоставлении ему для осуществления трудовой функции автобуса марки «Нефаз».
  • В Ярославле профсоюз работников пивоваренного завода не допустил ухудшения условий труда. Работники завода оказались готовы противостоять давлению администрации, стремящейся повысить интенсивность труда работников отгрузки, и настояли на соблюдении своих прав. Ухудшением условий труда работники посчитали: увеличение нормы отгрузки продукции в железнодорожные вагоны на 20 тонн на человека в смену, отсутствие официальных документов, регламентирующих повышение интенсивности труда, отсутствие повышения оплата труда в связи с возросшей интенсивностью и предполагаемый вывод из штата завода работников, занимающихся отгрузкой продукции. К слову, добиться успеха в этой ситуации удалось с помощью коллективных действий работников завода и профсоюза завода. Массовые жалобы и заявления в профсоюз стали поводом для широкой информационной кампании, которая привлекла значительное внимание печатных и электронных СМИ (пресс-конференция, распространение у проходной листовки, посвященных положению на предприятии). Информационная кампания и солидарные действия коллектива позволили остановить аутсорсинг на предприятии, а также не допустить роста интенсивности труда и увеличить численность членов профсоюза.
  • В Свердловской области предприятия избавляют от неэффективного руководства. За систематическую невыплату заработной платы поплатились должностью директора сразу нескольких заводов после коллективных обращений работников заводов в Управление Генпрокуратуры в Уральском федеральном округе.
  • В Саратове доказали, что единоличное решение кого-либо о сокращении работников невозможно. Приказ об увольнении 80 из порядка 330 сотрудников ГУПП «Институт «Саратовгражданпроект» (10% сотрудников предприятия) был подписан директором предприятия раньше, чем уведомление профсоюзной организации, Центр занятости также был уведомлён за 10 дней, а не за три месяца до сокращений, как это должно быть в случае массового высвобождения работников (согласно нормам Трудового кодекса РФ). Сотрудников увольняли без учёта квалификации, семейного положения, членства в профсоюзе и стажа работы. К слову, остановить незаконные действия удалось с помощью обращения сотрудников предприятия Государственную инспекцию труда Саратовской области, которая в ходе проверки обнаружила на предприятии многочисленные нарушения трудового законодательства, выдала предписание об устранении выявленных нарушений, возбудила в отношении виновных лиц дела об административных правонарушениях.
  • В Пермском крае добились выплат работникам уральской районной надбавки сверх МРОТ. Любой работник, ссылаясь на решения судов Пермского края, может потребовать от работодателя выплачивать ему уральскую районную надбавку сверх МРОТ. Суд решил, что в ином случае уравнивается оплата труда низкооплачиваемых работников в местностях с особыми климатическими условиями и без таковых. К слову, профсоюзы в подобных ситуациях готовы обеспечить юридическую поддержку.
  • В Сургуте суд вернул машинистам компрессоров нормальную продолжительность рабочего времени. В суде был признан незаконным приказ ОАО «Сургутнефтегаз» об изменении режима рабочего времени машинистам компрессоров. Руководство ошибочно считало, что можно установить 3-х месячную 12-ти часовую работу машинистов компрессоров и после предоставить 3-х месячный отдых, поскольку в сумме за полгода получится нормальная продолжительность рабочего времени. К слову, после подачи иска уже через 3 недели приказ был отменён ответчиком по «невинным основаниям» – «дополнительная проработка обстоятельств для введения суммированного учёта рабочего времени», и ответчик в суде настаивал на отсутствии предмета иска, говоря о том, что приказ не действует. Тем не менее, судью это обстоятельство не смутило, и он строго, руководствуясь нормами права решил: «Приказ (несмотря на его отмену) признать незаконным и компенсировать машинисту, первому обратившемуся в профком «Профсвободы», моральный вред.