Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Другой взгляд



ДРУГОЕ РУССКОЕ ВЕЛИЧИЕ
Опыт гражданского (не военного) русского патриотизма

 

Патриотизм (любовь к Родине) у нас приватизировали военные и правоохранители. В школах, на праздниках, в официальных обращениях у нас обычно вместо «патриотический» говорят «военно-патриотический». Власти «учат» народ патриотизму почти исключительно на войнах, полководцах и военных победах. Главные «эксперты по патриотизму» у нас сидят в военных штабах и в полицейских управлениях. Именно военные и правоохранители с чиновниками (получающие от Родины деньги за службу ей) считают своим долгом учить нас «как правильно любить Родину». В российских школах нет «патриотического воспитания», есть только «военно-патриотическое». В школах за патриотизм отвечают отставные военные или замещающие их военизированные душою учительницы. Чтобы девочкам-школьницам приобщиться к патриотизму, им надо надеть камуфляж, ухватиться за бутафорский автомат и встать к Вечному огню.

 

Я не против «военного патриотизма» как такового, но на мой патриотический вкус только военного патриотизма маловато для России. Мы обедняем величие нашей страны, сводя его к военным победам и к именам великих властителей и полководцев. В последние годы ситуация вообще дошла до абсурда: такое ощущение, что у страны осталась одна единственная «национальная гордость» - 9 мая 1945 года - только эта символическая дата сплачивает народ в едином патриотическом порыве. Страна с единственной великой победой на веки вечные… это очень тревожно.

 

Но есть и другие возможности отдавать должное своей Родине и продвигать её в мире.

 

Каждый «великий народ», и даже «невеликий», имеет свой перечень выдающихся полководцев и властителей, великих людей и великих произведений. Списки эти удивительно похожи по сути, только фамилии и названия отличаются. У всех стран и народов есть свои «главные» властители, полководцы, писатели, композиторы, художники, реже – учёные. Но, по-моему, нации и страны отличаются друг от друга не списками великих, а уникальными общенациональными качествами и общенациональными свершениями всечеловеческого значения.

 

В России давно пора иметь, наравне с военно-государственным, «гражданский катехизис патриотизма». Для начала можно сформулировать гражданский (как не военный) список «основных российских гордостей», великих общенародных качеств и свершений. В качестве примера приведу «список», сформулированный лет пять назад Светланой Маковецкой в обсуждении с Денисом Драгунским:

 

1. Россия - единственная в мире страна, которая дважды в течение XX века победила тоталитаризм: в 1945 году – германский, в 1991 году – свой собственный. От себя добавлю: в отличие от тех же немцев, мы сами, не дожидаясь национальной катастрофы и оккупации, изживали свой собственный тоталитаризм в 60-х и в 80-х годах прошлого века. Мы сами, без внешних напоминаний, за собой убираем, по собственному желанию.

 

2. Россия - единственная в истории Нового времени империя, которая дважды мирно и добровольно отпускала «на волю» входящие в неё народы: 1918-1920 годах – Польшу, Финляндию и Прибалтику, в 1991 – все национальные республики.

 

(Рейд Тухачевского на Варшаву в августе 1920 года не был имперским по своей сути, он запускался большевиками в рамках утопического проекта «Мировой революции» и призван был решить некоторые военно-стратегические проблемы в рамках завершающейся гражданской войны).

 

История великих «имперских демократий» XIX-XX веков (Великобритании и Франции) демонстрирует прямо противоположные примеры – выход только через кровь. От себя добавлю: какой-то странный жертвенный гуманизм действительно является национальной чертой, но уже не российского, а русского народа. Россия – страна, в которой «Добро» является не только моральной, но и социальной категорией - обыденной ценностью в публичной жизни. Не рациональный европейский гуманизм, а миф о «добром человеке» как о желанном и нормальном человеческом состоянии. Фёдор Достоевский рассказал об этом феномене всему миру. Миф о «добром человеке» не оправдывает зло в России и не противоречит бесчисленным гадостям российской жизни. Но именно это мистическое национальное качество, по-моему, и сделало возможным двойное добровольное и почти бескровное освобождение имперских народов.

 

3. Российский народ - единственный из исторических цивилизованных народов, который доказал в XX веке свою способность в глобальных кризисных обстоятельствах обходиться без государства. В 90-е годы XX века, в эпоху развала старого государства, деградации всех традиционных государственных и общественных институтов, ликвидации миллионов рабочих мест, российский народ сохранил себя без всякой поддержки государства. Не утратив идентичности, не сменив цивилизационной парадигмы, народ «вышел из государства» и выжил на садовых участках, в челночных рейдах, в «натуральном городском хозяйстве». Выжил сам и сохранил страну, дал государству время прийти в себя. Но, правда, очень устал от всего этого и немного подраспустил новое государство. Но это уже другая история. Штурм неба просто отложили.

 

4. Общечеловеческий прорыв России в космос – Спутник и Гагарин. От себя добавлю: да, это был всего лишь побочный продукт гонки вооружений в холодной войне двух сверхдержав. Но каким глобальным всепоглощающим гуманизмом и всечеловеческим величием были наполнены оба события в самой России, тогдашнем Советском Союзе.

 

Пятое добавлю от себя – великий социалистический эксперимент (за вычетом «тёмных времён» – когда торжествовал страх и террор). Именно «социалистический» и именно «эксперимент» - беспрецедентное на все исторические времена создание, почти с нуля, новой социальности, нового государства и нового общества. И ни в каком-нибудь там маленьком торговом и просвещённом городке, а в громадном историческом государстве. Эксперимент, который пережил своих создателей на несколько поколений. Да, эксперимент не удался. Но его величие и изначально высочайшие гуманистические мотивы предтечей и создателей не преодолимы временем и не забываемы людьми. «Реальный социализм» не жалко, но любое погасшее величие торжественно и печально.

 

***

Военные и правоохранители не единственные у нас приватизаторы общенациональных ценностей. Нравственность у нас приватизировали попы; справедливость - «ветераны»; гражданскую активность - «диванные армии» соцсетей; интеллект нации приватизировали записные эксперты; модернизацию – чиновники «медведевского призыва»; демократию – маргинальная и гламурная оппозиция; государство приватизировала «команда без мечты» Владимира Путина. Раскулачивать и раскулачивать.

 

Впрочем, не приватизировали. Мы сами им всё это отдали, в том числе, из-за того, что безмерно устали в 90-е годы. Приходит время забирать обратно.

 

Кто напишет в России «Манифест нормального человека»? Ведь в каждом из нас есть что-то нормальное. Нужно только это увидеть и вовремя об этом вспоминать.

 

Игорь Аверкиев

29 августа 2016 года