Пермская гражданская палата - Наши авторы

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


 

Игорь Аверкиев

Версия для печати

27 февраля 2014 года

 

 

Непреодолимая вселенская сила

 

Валерию Ковбасюку и Дамиру Мусину,

которые сердятся на меня из-за моей нелюбви

к западно-украинским фашистам из «Правого сектора»,

в качестве временного суррогата третьей части

«вечного ожидания чуда».

 

 

Смерть – это абсолютное одиночество, вечное и бесконечное.

Одиночество как непреодолимая вселенская сила.

Остаётся только понять: это непреодолимое абсолютное одиночество враждебно мне, безразлично ко мне или избавляет меня.

Хочется последнего. Хочется смерти-одиночества как услуги. Но тогда от чего может избавить меня абсолютное одиночество? От какого вселенского зла во мне или вокруг меня я могу избавиться таким предельно радикальным образом?

 

Так незаметно одни люди сочиняют христианство, буддизм, ислам, а другие люди приходят к ним за услугой избавления. Религии придумывают смертельно невыносимое зло. Зло, при котором смерть-одиночество предстаёт единственно возможным вариантом избавления.

 

Старики, женщины и дети панически боятся одиночества. Почти все. Если ты одинок, значит,  ты умер при жизни.

Почему половозрелые мужчины не боятся одиночества? Точнее, боятся, конечно, но не экзистенциально.

 

Только способный на всё мужчина мог придумать такой рецепт благополучной старости: «Старость – это честный договор с одиночеством» - Габриэль Гарсиа Маркес. Свой последний мини-роман «Вспоминая моих грустных шлюх» Маркес написал в 77 лет, и это отличное чтение.

 

Мужчины не очень боятся одиночества, потому что не очень боятся смерти (физиологические панические атаки заслуженных мужественных сердечников – не в счёт). Мужчинам, типа, по жизни положено гибнуть неестественной смертью, поэтому и инстинкт самосохранения в них не такой директивный. А старикам, женщинам и детям, наоборот, не положено гибнуть неестественной смертью. Вот они и боятся смерти-одиночества сверх всякой мужской меры. Но, с другой стороны, ничто так не распаляет в мужчине заступника, как животный страх его женщин, стариков и детей.

 

Конечно, мужчины боятся смерти. Они просто не боятся осознанно идти ей навстречу. А когда встречают, конечно, жутко боятся (если успевают понять, что происходит). Но они уже к ней пришли, причём сами.

 

Женщины даже помыслить не могут о смертельно опасном времяпрепровождении, не говоря уже о «путешествиях к смерти» или об «играх со смертью». Но, с другой стороны, женщин легко втягивать в смертельно опасные отношения, связывая эти отношения с материнством или с невероятными преимуществами в матримониальной конкуренции. Я уже не говорю о космическом существовании одиноких древних старух – о живых духах абсолютного одиночества.

 

Так или иначе, женщины отвечают за жизнь без смерти. Мужчины отвечают за жизнь благодаря смерти или вопреки смерти.

 

Мужчин завораживает насильственная смерть. Любая. И своя, и чужая. В пылу схватки, забирая тело мужчин, абсолютное одиночество не успевает забрать их душу, а отнимая чужую жизнь, мужчины продлевает свою собственную – старая история. Мужчины приручает смерть, делая её. Или мечтая о том, как они делают её. Им так кажется. Но это избавление. Но фантомное избавление. Избавление первого уровня. На следующем уровне избавление уже не избавление. Но это к махатмам.

 

Женщины поклоняются естественной смерти. В их мире всё должно умирать само. В мире женщин насилие, как источник неестественной смерти, даже не аморально, потому что насилие для женщин хуже, чем зло - насилие разрушает женское мироздание. Женщины - не против «плохих», женщины - против «разрушителей».

 

Мораль вообще придумали мужчины для своих нужд, для обустройства своих любимых «иерархий» и «территорий». «Плохой» и «хороший» - это для мужчин. В женском мире люди делятся на «опасных» и «безопасных», на «вредных» и «полезных». «Плохой» и «хороший», несмотря на частое употребление, одни из самых предельных абстрактных понятий. Мораль – это конвенциональная мужская игра в абсолютные запреты. А жизнь женщин – это многоуровневая и многомерная система саморазвивающихся усмотрений. Для женщин ничего абсолютного просто не существует. При этом, у женщин, безусловно, есть правила, но они живые. Более того, с женщинами, наверное, можно согласиться: абсолютное и в самом деле до сих пор не доказало своего существования. Но мужчины считают необходимым играть в «существование абсолютного». И с этим тоже трудно не согласиться. В конечном счёте, женщины принимают моральные нормы, законы и прочие максимы, как иноземец вынужден принимать язык чужих ему людей, чтобы уживаться с ними.  

 

Женщины стараются жить, не замечая смерти, точнее, не замечая стоящей за каждым  фактом смерти гигантской тени абсолютного одиночества. Женщины ускользают от «проблематизации смерти», избегая любого одиночества. Становясь старше, женщины отстраняются от смерти, отдаваясь её ритуалам. Они запираются от уже нависшего над ними абсолютного одиночества, обслуживая чужие абсолютные одиночества. Женщины - жрицы болезней, трауров и кладбищ. Они заговаривают смерть, активно обсуждая события ею порождённые и активно участвуя в этих событиях.

 

Убеждён: все ритуалы казней придумали мужчины, а все траурные и похоронные ритуалы придумали женщины (мужчины потом лишь оформляют умиротворяющие смерть женские ритуалы – мужчины просто не могут не оформлять).

 

Одним словом (переходя на любимый язык), каждая разновидность людей выбирает свой способ отчуждать обратно в вечность-бесконечность имплантированное в нас вечностью-бесконечностью переживание смерти. Мы опредмечиваем это тягостное переживание в особых социальных и интеллектуальных практиках и как бы освобождаемся от него. Соответственно, всё вышеизложенное – это мой способ отчуждать, опредмечивая.