Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Разработка организационно-экономической модели региональной системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства
(На примере Пермской области)

4. Обоснование подхода к проектированию системы комплексного обслуживания

4.1. Описание основных подходов стратегии комплексного обслуживания

В контексте разрабатываемого проекта стратегический анализ системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства Пермской области строится на базовом принципе стратегии комплексного обслуживания детей , нуждающихся в государственной защите. Термин "дети, нуждающиеся в государственной защите" был выбран экспертами проекта в связи с его распространенностью в последнее время среди "ключевых игроков" органов власти и закреплением его в ряде программных документов регионального уровня. В контексте рассматриваемой темы он относится к сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, и детям-инвалидам, оставшимся без попечения.

В ряде документов, разрабатываемых в РФ при помощи донорских международных организаций, в т.ч. в проекте Тасис " Поддержка партнерских связей в области образования, здравоохранения и социальной помощи в Российской Федерации" содержится ряд ценных подходов к формованию модели непрерывного комплексного обслуживания с учетом европейского опыта

Во многих странах Европы принята децентрализованная модель предоставления социальных, образовательных и медицинских услуг населению. Внедряя такую модель, местным администрациям приходилось вносить некоторые коррективы в свою работу, обусловленные необходимостью межотраслевого или межведомственного сотрудничества. Вскоре появились примеры передового опыта:

интеграция управления секторами социального и медицинского обслуживания;

территориальная кооперация секторов социального и медицинского обслуживания;

обслуживание, ориентированное на целевые группы: интенсивное сотрудничество между секторами по обслуживанию особых групп клиентов.

Различные подходы могут быть приняты и в вопросах реализации социальной политики. Упор может быть сделан на (а) государственную систему обслуживания, (б) негосударственные организации при финансовой поддержке со стороны государства и (в) плюралистические системы социального обеспечения, имеющие целью расширение базы организаций, предоставляющих услуги, через разнообразные механизмы поддержки, инициативы и активизации граждан.

Ключевыми принципами отношения к клиентам региональной системы помощи детям и семье (РСПДС) в первом приближении могут быть названы следующие:

цель системы обслуживания - служить клиентам;

обслуживание особых групп клиентов должно быть организовано в рамках общей системы социального обслуживания, чтобы избежать "клеймения", закрепления статуса "неполноценного" члена общества;

пользование социальными услугами является таким же нормальным, как пользование любыми другими муниципальными и государственными услугами;

свобода выбора услуги из ряда альтернатив;

упор на профилактику, а не на лечение;

содействие самопомощи и соответствующая мотивация всех участников РСПДС.

4.2. Основные принципы комплексного обслуживания

В основе комплексного обслуживания лежат следующие ключевые принципы:

кооперация и сотрудничество в развитии структуры услуг и в предоставлении услуг;

развертывание сети служб различного профиля, в центре внимания которых находятся потребности клиента;

составление плана комплексного обслуживания для каждого отдельного клиента, регулярный пересмотр и корректировка плана;

участие клиента в процессе планирования, мониторинга и оценки;

комплексное оказание услуг, направленное на поддержание независимого и самостоятельного образа жизни;

сведение к минимуму пробелов и дублирования в обслуживании клиента сетью служб различного профиля;

доступ к общей системе обслуживания с оказанием специальных услуг только при необходимости;

свободный обмен информацией между службами при адекватных механизмах защиты, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни и конфиденциальность;

четкое определение функций и ответственности каждой стороны;

наличие прозрачных и логически последовательных критериев входа и выхода из системы с множественными точками входа;

участие многопрофильных групп с четко распределенными обязанностями для координации обслуживания;

общественный и государственный контроль за обслуживанием и уходом в любое время независимо от того, какая организация осуществляет обслуживание;

участие в системе государственных и негосударственных организаций.

В контексте комплексного обслуживания детей, нуждающихся в государственной защите, в целевую группу входят:

дети с проблемами развития, воспитываемые в семьях;

безнадзорные сироты и социальные сироты

сироты и социальные сироты, воспитываемые в учреждениях, а также выпускники данных учреждений до 23 лет;

дети с психическими или физическими недостатками, воспитываемые в учреждениях;

дети, включая детей с ограниченными возможностями, проживающие под опекой вне кровных семей;

опекуны, патронатные воспитатели и приемные родители;

проблемные семьи.

4.3. Проведение СВОТ-анализа как основы для разработки типовой стратегии

4.3.1.

Был проведен анализ сильных и слабых сторон, благоприятных возможностей и рисков (СВОТ-анализ[1]) существующей системы оказания помощи детям и семье в Пермской области и новой системы, основанной на комплексном подходе.

Данный анализ является удобным средством получения мгновенной "картинки" позиции анализируемого объекта и основывается на принципе стратегического соответствия внутренних возможностей системы (ее сильных и слабых сторон) и внешней среды (частично находящей отражение в возможностях и угрозах компании).

С точки зрения процесса формирования стратегии, сильные стороны системы играют ключевую роль, потому что выступают фундаментом (краеугольным камнем), на котором возводится здание стратегического улучшения. Кроме того в грамотно разработанной стратегии всегда значительное место занимает комплекс мер по исправлению слабых сторон, которые делают позиции системы уязвимыми и которые не позволяют ей в полной мере воспользоваться потенциальными возможностями. Смысл здесь прост: стратегия организации должна наилучшим образом соответствовать возможностям организации. Выполнение этого условия означает оценку сильных и слабых сторон системы, а также эффективную увязку их со стратегией.

4.3.2. Организация и процедура СВОТ-анализа

Для проведения СВОТ-анализа использовали информацию, полученную из различных источников: анкетирование, обсуждения в фокус-группах, экспертные и групповые обсуждения, личные встречи с должностными лицами, экспертами и участниками системы помощи детям и семье, а также

4.3.3. Рамки СВОТ-анализа

В центре внимания СВОТ-анализа находились четыре ключевые концепции:

объединенный подход к обслуживанию со стороны "ключевых" ведомств и негосударственного сектора,

ориентация на клиента в обслуживании детей и семей;

доступность для всех граждан информации об услугах;

профилактическое обслуживание и совершенствование диагностирования на ранней стадии.

4.3.4. Результаты СВОТ-анализа

Проведённый анализ существующей ситуации выделяет следующие характеристики

Таблица 11

Сильные стороны Слабые стороны Благоприятные возможности Угрозы
Имеется положительный опыт и успешные организации Межведомственные противоречия и слабая координация Резко повысился политический интерес к проблеме Общий рост социальных проблем и невозможность дополнительной социальной нагрузки на бизнес
Сформирована основная региональная нормативная база Недостаточные людские ресурсы (качество и количество) Можно получить доступ к дополнительным ресурсам (донорским) Уменьшение бюджетного финансирования
Существует и опробован программно-целевой подход Финансирование деятельности происходит из нескольких источников (ведомственные, разные бюджеты и т.п.) Открыта и доступна информация о положительном опыте (в т.ч. зарубежном Неспоспособность удовлетворить спрос на социальные услуги (по количеству и качеству)
Существуют эксперты и методики в отдельных областях Отрицательное отношение части персонала к изменениям Внешние обязательства страны в области гуманитарных прав Пассивное отношение общества
Руководством заявлен новый подход к помощи сиротам и семье Низкий уровень денежного вознаграждения работников Персонал понимает необходимость новых современных знаний Падение престижа работы в системе. Неудовлетворенность и разочарование сотрудников
Кадры мотивированы на облегчение судьбы детей-сирот Ряд родителей не заботится о своих детях и не желает Можно проводить "пилотные" и эксприментальные программы Нежелание семей сотрудничать
  Несистемность и неэффективность существующего управления Расширилось представление об ассортименте услуг детям и сем Ведомственные интересы

Стратегические направления
Совмещение перечисленных характеристик дает возможность развивать основные направления стратегии:
Сильные стороны ↔ Благоприятные возможности
реализация возможностей с помощью сильных сторон

Таблица 12

Сильные стороны Благоприятные возможности Мероприятия
Распространен программно-целевой подход Расширилось представление об ассортименте услуг детям и семье Координация усилий ведомств и НКО

Сильные стороны ↔ Угрозы
нейтрализация угроз с помощью сильных сторон

Таблица 13

Сильные стороны Угрозы Мероприятия
Распространен программно-целевой подход Ведомственные интересы Создание единой информационная система об услугах и доступе в систему
Кадры мотивированы на облегчение судьбы детей-сирот Неспоспособность удовлетворить спрос на социальные услуги Развитие ранней профилактики и диагностики для уменьшения количества антикризисных клиентов

Cлабые стороны ↔ Благоприятные возможности
использование благоприятных возможностей для преодоления слабых сторон

Таблица 14

Слабые стороны Благоприятные возможности Мероприятия
Несистемность и неэффективность управления в отношении решения целевой проблемы Открыта информация о положительном опыте (в т.ч. зарубежном) Переориентация системы на оказание услуг

Слабые стороны ↔ Угрозы
снижение неблагоприятного воздействия сочетания слабых сторон и угроз

Таблица 15

Слабые стороны Угрозы Мероприятия
Недостаточные людские ресурсы (качество и количество) Пассивное отношение общества Изменить отношение населения для формирования сети активных соучастников

Выявленный комплекс стратегий

Координация деятельности заинтересованных ведомств и участие НКО

Развитие информационной системы об услугах

Развитие профилактики и ранней диагностики

Ориентация системы на услуги

Изменение отношения населения в сторону активного соучастия

4.3.5. Результаты СВОТ-анализа идеальной модели

Участников специальной фокус-группы , а также в рамках индивидуальных интервью с клиентами и персоналом системы, просили определить, какие виды деятельности в настоящее время являются частью системы обслуживания, а какие - стоит попробовать в будущем. Как и ожидалось, представления участников очень сильно отличались. Например, одни считали идею закрепления за каждым клиентом конкретного работника уже внедренной, тогда как другие - что этого еще не произошло, но стоит попробовать. Представленные ниже выводы конкретизируют те аспекты, по которым у участников сложилось мнение "стоит попробовать". В целом следует заметить, что фокус-группы почти не генерировали новых идей из-за ограниченности во времени, а также из-за субординационных ограничений. Поэтому в дальнейшем идентифицированные носители "новых" идей были проинтервьюированы индивидуально, а также выступили в качестве авторов аналитических записок, которые были использованы при написании отчета.

Таблица 16

  Ключевые сильные стороны Ключевые слабые стороны Ключевые благоприятные возможности Ключевые риски
Мнение "клиентов" системы Более исчерпывающая информация о правах на социальные пособия, льготы, услуги. Больший контроль со стороны клиентов за оказываемыми им услугами. Участие клиентов в процессе планирования. Обеспечение регулярной обратной связи относительно текущих услуг. Единый источник помощи, куда можно обратиться в случае той или иной проблемы. Меньше пробелов или дублирования в обслуживании. Более качественное и последовательное обслуживание. Улучшенный доступ к объектам общественного пользования. Более позитивное отношение со стороны общества. Больше уюта в учреждениях (оборудование, помещения, процедуры). Некоторые родители не заботятся о своих детях и не желают участвовать. Больше возможностей для общения, отдыха и развлечений. Повысить уровень участия в жизни местного сообщества. Почувствовать больше веры в себя и самоуважения. Повысить уважение со стороны общества. Всегда будут неудовлет- воренные семьи. Уровень необходимого финанси- рования никогда не будет достигнут. Работников этой системы переделать невозможно. Рост социальных проблем. Экономика не угонится за социальными потребностями
Мнение "персонала" системы Более исчерпывающая информация о клиентах и других организациях, оказывающих услуги. Поддержка со стороны коллег. Поддержка в случае изменения ситуации. Более эффективные и действенные методы работы. Участие родителей как дополнительный ресурс. При работе многопрофильных групп: снижается стресс благодаря коллективному решению проблем; появляется возможность перенимать опыт коллег; обеспечивается лучшее понимание проблемы в целом; повышается удовлетворенность работой; снижаются административные издержки. Недоста- точные людские ресурсы. Отрица- тельное отношение со стороны части персонала. Очень низкий уровень денежного возна- граждения персонала. Получить новые и более современные знания. Получить доступ к обучению и повышению квалификации. Больше возможностей для личного развития. Повысить удовлетворенность работой. Получить доступ к информации из других стран. Больше возможностей для карьеры. Добиться общественного признания своей работы. Нет мотивации персонала и администраций администраций. Нежелание семей сотрудничать. Социальное иждивенчество. Негативное отношение со стороны общества и бизнеса.
Мнение Админис- траторов системы Более эффективное использование ресурсов. Повышение квалификации и мотивации персонала. Ослабление межве- домственных противоречий. Меньше дублирования в обслуживании. Точная и своевременная информация для целей планирования. Упрощение административных процедур. Финанси- рование из нескольких различных источников. Нет "головного" ведомства Получить доступ к дополнительным федеральным ресурсам. Перестроить систему обслуживания. Ввести дополнительные услуги. Усовер- шенствовать услуги, льготы и пособия населению. Добиться снижения спроса на услуги, льготы и пособия в будущем за счет профилактической работы. Усилить координацию и за счет этого уменьшить затраты. Повысить репутацию в обществе. Уменьшить необходимость в попечении над детьми в условиях учреждения. Внедрить семейные форма воспитания. Усилить роль негосударственных организаций: доступ к дополнительным ресурсам международных доноров; дополнительные людские ресурсы; перераспределение функций; участие общины; совместные предприятия с НГО. Получить доступ к информации из других стран. Использовать объекты общины. Добиться, чтобы общество, более благожелательное и богатое, ценило всех своих граждан. Невоз- можность определить компетенции и ответственность между муници- пальными и региональной администра- циями. Уменьшаю- щийся бюджет. Отношение законодателей. Отсутствие поддержки со стороны региональных и федеральных финансовых органов. Ведомственные интересы. Неудовлет- воренность и разочарование персонала на всех уровнях. Межве- домственные противоречия. Отставание социального развития от экономического.

4.3.6. Выводы и рекомендации

В результате проведения СВОТ-анализа было получено достаточно информации, чтобы сформировать основу типовой стратегии комплексного обслуживания. Некоторые вопросы, тем не менее, требуют дальнейшей проработки:

Оказалось трудным добиться от участников различных мероприятий выдвижения созидательных идей. Они с готовностью обсуждали поставленные перед ними вопросы, но затруднялись самостоятельно выдвигать идеи.

Участие клиентов в планировании и оказании услуг представляется минимальным, и со стороны профессионалов имело место некоторое сопротивление этой концепции обслуживания. Такая реакция является повсеместной, поскольку профессионалы часто рассматривают наделение клиентов полномочиями как угрозу.

В общем и целом, тем не менее, все группы, участвовавшие в мероприятиях в рамках анализа, проявили высокий уровень заинтересованности. Многие из участников, являясь "ключевыми игроками" , серьезно встревожены проблемой сиротства, и имеют стимул к тому, чтобы сделать все возможное для улучшения положения детей и семей. Определенное межведомственное сотрудничество существует. Однако это происходит, по-видимому, лишь в особых обстоятельствах, а не в рамках общей политики сотрудничества. Также было впечатление, что факты сотрудничества чаще встречаются там, где между участниками существуют близкие личные отношения.

Практически единодушным было согласие по поводу необходимости изменения отношения со стороны общества к детям с особыми потребностями и их семьям, информирования об условиях их жизни. Улучшение отношения местного сообщества облегчает жизнь всем причастным к сети услуг: клиентам, работникам и органам управления.

При проведении СВОТ-анализа высказывалась озабоченность относительно практической осуществимости комплексной системы обслуживания. Внедрение системы, подготовка и повышение квалификации персонала и руководства потребуют значительных ресурсов. Население, при его широком информировании, будет ожидать от этой реформы определенных осязаемых результатов, и неудача грозит серьезно подорвать их доверие. Именно поэтому так необходима разработка детальной стратегии и плана ее реализации.

4.4. Стратегия комплексного обслуживания в муниципальном образовании Пермской области

Данная стратегия должна реализовываться на территории каждого муниципального образования Пермской области

4.4.1. Цели типовой стратегии

Содействовать развитию сотрудничества и координации в оказании услуг между системами образования, здравоохранения, социальной защиты, другими ведомствами и негосударственным сектором.

Сориентировать планирование и предоставление услуг, льгот и пособий на удовлетворение нужд клиента.

Разработать удобную для пользователя информационную систему, которая бы обеспечила полную и точную информацию об услугах и пособиях для всех граждан.

Изменить отношение населения целевой группе путем повышения информированности и формирования позитивного образа.

Повысить эффективность профилактики и ранней диагностики.

4.4.2. Стратегические направления

Содействовать развитию сотрудничества и координации в оказании услуг между системами образования, здравоохранения, социальной защиты и негосударственным сектором

Политика и планирование

Разработать политику и процедуры для укрепления взаимодействия при планировании и финансировании совместных программ.

Разработать политику и процедуры передачи информации о клиентах между секторами.

Разработать системы для совершенствования кадровой политики и управления людскими ресурсами.

Управление

Развить совместное управление образованием, здравоохранением и социальной защитой на муниципальном уровне.

Рабочие процедуры

Создание территориальных многопрофильных групп для каждого клиента и/или семьи.

Назначение одного контактного лица для работы с каждым клиентом или семьей.

Создание территориальных комплексных межведомственных центров

Создание механизма совместного использования ресурсов (зданий, оборудования и т.д.) разными секторами.

Развитие людских ресурсов

Разработать программу и провести обучение персонала всех секторов , объединяя их в территориальные многопрофильные команды -группы (ценности, ориентация услуг, создание команды, обслуживание клиентов, индивидуальное планирование, действия при изменении ситуации).

Разработать программу и провести обучение с целью развития навыков стратегического управления среди администраций и руководителей учреждений.

Разработать программу и провести обучение с целью развития навыков стратегического управления среди негосударственных организаций и повышения их уровня знаний об оказании услуг.

Информационная система

Создать в каждом ведомстве базу данных с информацией об оказании услуг клиентам.

Установить порядок сбора статистической информации и отчетности от каждого ведомства (для целей планирования).

Создать систему мониторинга потребностей с использованием всех секторов.

Сориентировать планирование и предоставление услуг, льгот и пособий на удовлетворение нужд клиента

Политика и планирование

Свести к минимуму переводы ребенка из одного учреждения в другое.

Способствовать как можно более частым контактам ребенка со своей семьей.

Рабочие процедуры

Для детей, находящихся на попечении в учреждении

Создать для каждого ребенка многопрофильные группы в каждом учреждении.

Назначить из числа персонала детского дома для каждого ребенка одного главного воспитателя, который бы выполнял функции родителя.

Создать условия, по форме и содержанию максимально приближенные к условиям в традиционной семье, где у каждого ребенка есть свои обязанности и права: неприкосновенность частной жизни ребенка (индивидуальный шкафчик или тумбочка, личные вещи); собственные карманные деньги и свобода ими распоряжаться; распорядок дня и т.д.).

Способствовать максимально возможному участию ребенка в общественной жизни (учеба в школе, покупки в магазинах, отдых, занятия спортом, посещение медицинских заведений и т.д.).

Для всех детей, нуждающихся в государственной защите,

Готовить и регулярно пересматривать общий план обслуживания вместе с ребенком (и/или его семьей).

Ввести процедуру регулярного обмена информацией между ребенком и воспитателем, назначенным для этого ребенка.

Внедрить механизм подачи жалоб детьми.

Обеспечить детям с особыми потребностями возможность учиться вместе с обычными детьми (или в специальных группах, классах в обычном учебном заведении).

Обеспечить детям с особыми потребностями доступ к общему медицинскому обслуживанию наравне с обычными детьми (или к специальному обслуживанию в рамках общей системы здравоохранения).

Обеспечить детям с особыми потребностями возможность заниматься спортом, отдыхать, развлекаться вместе с обычными детьми.

Создать для детей с особыми потребностями службу профессионального образования (в соответствии со спросом на рынке труда) и трудоустройства.

Способствовать привлечению родителей к участию в лечении детей и оказанию других услуг.

Развитие людских ресурсов

Разработать и провести обучение сотрудников учреждений (ценности, ориентация услуг, создание команды, обслуживание клиентов, индивидуальное планирование, действия при изменении ситуации, создание домашней обстановки и т.д.).

Создать систему регулярного консультирования сотрудников учреждений.

Информационная система

Подготовить информационный пакет (подходящего формата) о правах и обязанностях ребенка, воспитывающегося в детском учреждении.

Уточнить и опубликовать четкие и ясные критерии приобретения права на получение образовательных, медицинских и социальных услуг.

Проводить ежегодное обследование потребностей в услугах и удовлетворенности обслуживанием.

Примечания:

Ремонт, переоборудование учреждений могут постепенно производиться с привлечением небольшого объема дополнительных ресурсов. Для изменения рабочих процедур (вовлечение общественности, придание большего веса мнению детей в повседневных делах и т.п.) может потребоваться всестороннее обучение персонала.

Территориальные многопрофильные команды (группы) могут также быть проводниками этих стратегических направлений.

Разработать удобную для пользователя информационную систему, которая бы обеспечила полную и точную информацию об услугах и пособиях для всех граждан

Информация об услугах, льготах, пособиях:

Информация о критериях приобретения права на услуги, льготы и пособия, услугах, оказываемых всеми организациями на территории данного, должна быть собрана в удобно расположенном центре и предоставляться клиентам в подходящем формате. Это значит, что печатные материалы должны быть исчерпывающими, написанными простым языком, доступным для клиентов с ограниченными навыками чтения. Также следует обеспечить возможность получения информации и консультации из единого источника по телефону (для развитых муниципальных образований предусмотреть электронную почту). Необходимо, чтобы печатные материалы с упомянутой информацией можно было легко найти в государственных и муниципальных учреждениях, школах, библиотеках, местах сбора молодежи и других категорий населения) клиниках и т.п.

Управление

Учредить информационный центр (возможно, НКУ), отвечающий за сбор, подготовку и распространение информации.

Развитие людских ресурсов

Разработать учебную программу и провести обучение персонала информационного центра по вопросам связей с общественностью и управления данными.

Информационная система

Опубликовать подборку материалов (в различных форматах), содержащих исчерпывающую информацию об образовательных, медицинских и социальных услугах семьям.

Создать телефонную "горячую линию".

Создать информационный веб-сайт.

Опубликовать подборку информационных материалов, рассчитанную на "группы риска".

Изменить отношение к целевой группе со стороны населения путем повышения информированности и формирования позитивного образа

Деятельность, именуемая "связями с общественностью" (пропаганда и т.п.), имеет целью повлиять на людей с тем, чтобы изменить их отношение к тем или иным вопросам, изменить их убеждения, восприятие ими каких-либо явлений..

PR можно воспользоваться для воздействия на

политиков и государственных служащих и, таким образом, повысить статус охраны детства;

сотрудников учреждений образования, здравоохранения и социальной защиты;

широкую публику.

Разрабатывая широкую PR-кампанию, необходимо четко определить:

Целевую аудиторию.

Объем доступных ресурсов (или ресурсов, которые могут быть доступными).

Конкретные цели.

Идею, которую необходимо донести до аудитории.

Стратегию проведения кампании.

Развитие людских ресурсов

Разработать учебную программу и провести обучение персонала информационного центра по вопросам связей с общественностью и управления данными.

Рабочие процедуры

Создать программу наставничества, в рамках которой волонтеры помогали бы детям с особыми потребностями участвовать в жизни общины (образование, отдых, спорт, хождение за покупками и т.д.).

Создать программу привлечения учащихся к работе в учреждениях в качестве волонтеров.

Создать программу стажировки учащихся в детских учреждениях, больницах и пр. с целью последующего трудоустройства.

Информационная система

Разработать и провести информационный семинар для преподавателей.

Разработать и провести информационный семинар для медицинских и социальных работников.

Разработать и провести информационный семинар для представителей деловых кругов.

Разработать эффективную PR-кампанию:

Для школ (сектор образования)

информационная, просветительская брошюра для распространения в школах;

плакаты в школах;

лекции для учеников и учителей.

Для политиков

лоббирование отдельных политиков;

непосредственное информирование политиков;

привлечение политиков к выступлениям на семинарах.

Для широкой публики

размещение на видных местах плакатов;

регулярные статьи в газетах и журналах;

прямые интерактивные эфиры на радиостанциях;

брошюры и бюллетени;

рекламные телешоу и видео-ролики;

публичные выступления;

дни открытых дверей в детских учреждениях.

Для работников:

дни открытых дверей в детских учреждениях;

презентации на собраниях работодателей.

Повысить эффективность профилактики и ранней диагностики

Развитие людских ресурсов

Обучение специалистов, занятых в системах ведомственной диагностики и профилактики методам работы "на стыках" другой ведомственной диагностики и профилактики. Например, обучение медицинских работников системы первичной медицинской помощи ранней диагностике медицинских и социальных проблем.

Рабочие процедуры

Организовать работу социальных работников в школах.

Организовать работу социальных работников в роддомах и детских поликлиниках.

Организовать совместные занятия по половому воспитанию и здоровому образу жизни в школах.

Создать для родителей службу психологической помощи.

Создать службу помощи на дому семьям в кризисной ситуации.

Создать приют для бездомных детей.

Создать приют для беременных женщин и молодых матерей, оказавшихся в чрезвычайной ситуации.

Информационная система

Организовать "горячую телефонную линию" (телефон доверия).

Подготовить пакет агитационных материалов, рассчитанный на "группы риска" в районе. Включить в него брошюры и плакаты.

4.4.3. Реализация типовой муниципальной стратегии

Для реализации типовой муниципальной стратегии необходимо разработать проектную матрицу для каждого отдельного муниципального образования.

Некоторые из рекомендуемых стратегических направлений могут быть реализованы с привлечением небольшого объема дополнительных ресурсов, но они потребуют изменения отношения и методов работы со стороны персонала на всех уровнях системы обслуживания. Проведение в жизнь этих изменений, в свою очередь, потребует от всех убежденности в необходимости перемен и желания поставить нужды клиента - ребенка и его семьи - выше ведомственных интересов.

Однако типовая стратегия содержит и ряд таких направлений, которые в случае их принятия администрацией реального муниципального образования потребуют значительных ресурсов для реализации. Необходимо учитывать возможность и доступность донорских, благотворительных и иных возможных небюджетных источников финансирования.

4.4.4. Отдельные организационно-экономические модули, реализация которых возможна в рамках типовой стратегии

Наимено- вание модуля Цель создания Орг.- правовая форма Источник финансирования Стоимость
Служба ранней помощи (служба помощи детям раннего возраста с особыми потреб- ностями и их семьям) Оказание помощи детям с особыми потребностями в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе. МУ из местного бюджета, целевых окружных и федеральных программ. Капвложения 500 тыс. Текущие расходы 500 тыс. руб. в год
Отделение абилитации районной поликлиники - << - МУ Из местного бюджета, целевых окружных и федеральных программ Капвложения 340 тыс. руб.Текущие расходы 200 тыс. руб. в год
Социально- ребилита- ционный центр для несовер- шеннолетних Социальная защита, медико- психолого- педагогическая реабилитация, социальная адаптация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. МУ, НКО из местного бюджета, а также, целевых окружных и федеральных программ.за счет привлечения дополнительных средств за счет спонсорской и благотворительной деятельности, бюджетных средств, полученных в рамках социального заказа, муниципального гранта 6 млн. руб. в год
Центр психолого- медико- социального сопро- вождения Организация комплексной помощи на основе гибко действующей системы оказания услуг семье и ребенку МУ, НКО - << - 2 млн руб. в год
просвети- тельская программа для студентов, школьников. Двухдневные мероприятия о формировании благоприятного отношения к детям с особыми потребностями Распространение знаний. Формирование общественного мнения НКО за счет спонсорской и благотворительной деятельности, бюджетных средств, полученных в рамках социального заказа, муниципального гранта 700 руб
Информа- ционный центр сбор и распространение информации от органов образования, здравоохранения и социальной защиты и от негосударственных организаций МУ, НКО из местного бюджета, а также за счет привлечения дополнительных средств за счет спонсорской и благотворительной деятельности, целевых окружных и федеральных программ Создание 340 тыс. руб.Текущие расходы 600 тыс. руб. в год
Организация PR-компании Распрост- ранение знаний. Формирование общественного мнения НКО из местного бюджета, а также за счет привлечения дополнительных средств за счет спонсорской и благотво- рительной деятельности, бюджетных средств, полученных в рамках социального заказа, муниципального гранта объявления в Звезде
каждую неделю в будн. номере и в пятн. номере
320 тыс. руб.
ТВ:
Изготовление заставки и ее прокат в теч 1 мес.,
изготовление сюжета и его прокат до 1 мин. кажд. мес. в теч. года
50 тыс. руб

Организационно-экономический модуль "Информационный центр"

Название модуля Информационный центр
Проблема, которую необходимо решить Отсутствие единой межведомственной информации о состоянии системы, отсутствие информированности общества о потребностях социальных сирот
Цель создания Создание единого источника информации для всех граждан, а также системы образования, здравоохранения, социальной защиты.
Организационно-правовая форма Муниципальное учреждение, негосударственная некоммерческая организация
Клиенты (группы), на которые направлено воздействие Все граждане, включая сотрудников системы образования, здравоохранения, социальной защиты
Основные виды деятельности (Основное содержание мероприятий) Сбор и распространение информации от органов образования, здравоохранения и социальной защиты и от негосударственных организаций, включая организацию PR-компаний
Планируемый положительный эффект Повышение информированности чиновников и других граждан о функционировании системы профилактики и защиты социальных сирот, формирование "обратной связи" между обществом и системой
Стоимость Капитальные вложения 370 тыс руб., текущие расходы 250 тыс. руб в год
Направление расходования средств Расшифровка ниже
Источники средств Для запуска - получение грантовых донорских средств, далее - бюджеты соответствующих уровней (возможно в рамках целевых программ)
Имеющийся опыт (методики) и т.п. г. Обнинск Калужской области

Таблица 17. Эксплуатационные расходы.

Наименование US$ Руб.
Заработная плата 4300 137600
Аренда 1200 38400
Электроэнергия, отопление 600 19200
Телефон 600 19200
Канцелярские принадлежности, расходные материалы 500 16000
Страховка 500 16000
Итого 3400 246400

Таблица 18. Капитальные вложения.

Наименование US$ Руб.
Мебель 3000 96000
Компьютер (для управления) 1000 32000
Компьютер и принтер (операционные) 2000 64000
Программное обеспечение 1000 32000
Копировальный аппарат 2000 64000
Телефон и факс 500 16000
Портативный проектор и экран 1000 32000
Прочее 1000 32000
Всего капитальных затрат 11500 368000

Организационно-экономический модуль "Организация PR -кампании"

Название модуля Организация PR-кампании
Проблема, которую необходимо решить Неосведомленность общества о проблемах сирот, о масштабах потерь от социального сиротства, негативное отношение граждан к этой группе детей
Цель создания Распространение знаний, воздействие на отношение общества к целевой группе - детям-сиротам.
Организационно-правовая форма Программное мероприятие, выполняемое негосударственной некоммерческой организацией, или пулом организаций
Клиенты ( группы), на которые направлено воздействие Все граждане
Основное содержание мероприятий Рекламные и информационные ролики и передачи на ТВ, материалы в местных газетах
Планируемый положительный эффект Формирование позитивного общественного мнения в отношении целевой группы.
Стоимость 452 тыс. руб
Направление расходования средств Расшифровка ниже
Источники средств Из местного бюджета, а также за счет привлечения дополнительных средств за счет спонсорской и благотворительной деятельности, бюджетных средств, полученных в рамках социального заказа, муниципального гранта

Таблица 19. Расходы.

Наименование Периодичность Сумма
Объявления в газете Звезда каждую неделю в течение года в будничном номере 130000
каждую неделю в течение года в пятничном номере 190000
Изготовление заставки на местном ТВ и ее прокат каждый день в течение 1 мес. 36000
Изготовление одноминутного сюжета и его прокат один раз в месяц в течение года 96000
Итого 452000

Организационно-экономический модуль "Служба ранней помощи"

Название модуля Служба ранней помощи
Проблема, которую необходимо решить Увеличение количества социальных сирот вследствие роста числа социально не благополучных семей (семьи с одним родителем, семьи с крайне низким уровнем дохода, семьи, не обеспеченные жильем и проч.), а также увеличение количества социальных сирот из числа детей с проблемами здоровья и нарушением развития
Цель создания Оказание помощи детям с особыми потребностями в возрасте от рождения до 3 лет и их семьям с целью содействия оптимальному развитию ребенка и его адаптации в обществе.
Организационно-правовая форма муниципальное учреждение
Клиенты ( группы), на которые направлено воздействие дети раннего возраста с особыми потребностями и их семьи
Основные виды деятельности Выявление детей, нуждающихся в ранней помощи, создание и реализация программ ранней помощи, обеспечение перехода ребенка в программы учреждений для детей дошкольного возраста (сопровождение ребенка и семьи)
Планируемый положительный эффект снижение количества социальных сирот из семей, находящихся в тяжелой жизненной ситуации и сирот из числа детей-инвалидов
Стоимость Капвложения 500 тыс. Текущие расходы 310 тыс. руб. в год
Направление расходования средств Расшифровка ниже
Источники средств из местного бюджета, целевых окружных и федеральных программ.
Имеющийся опыт (методики) и т.п Служба ранней помощи Центра интегративного воспитания, г. Санкт-Петербург, Службы раннего вмешательства в Новгородской области.

Таблица 20. Текущие затраты

Персонал Кол-во Разряд по ЕТС Ставка Годовой ФОТ с начислениями без надбавок
руководитель 1 15 1630 26523,36
психолог 1 13 1405 22862,16
спец. педагог 2 13 2810 45724,32
физ. терапевт 1 13 1405 22862,16
спец-т по соц. работе 1 13 1405 22862,16
педиатр 1 13 1405 22862,16
диспетчер 1 6 750 12204
бухгалтер 1 13 1405 22862,16
Итого расходы на оплату труда     12215 198762,48
Прочие текущие расходы 110000
Всего 308762,5

Таблица 21. Капитальные затраты

Наименование Сумма
Мебель 96000
Компьютер (для управления) 32000
Компьютер и принтер (операционные) 64000
Программное обеспечение 32000
Копировальный аппарат 64000
Телефон и факс 16000
Портативный проектор и экран 32000
Прочее 32000
оборудование (диагн. и игров.) 96000
Всего капитальных затрат 464000

Организационно-экономический модуль "Центр психолого-медико-социального сопровождения"

Название модуля Центр психолого-медико-социального сопровождения
Проблема, которую необходимо решить Увеличение количества семей с детьми, имеющими отклонения в физическом и психическом развитии, отказывающихся от дальнейшего воспитания таких детей.
Цель создания Определение, разработка и реализация эффективных мер психолого-медико-педагогического воздействия, социально-педагогической реабилитации, защита прав и законных интересов детей и подростков.
Организационно-правовая форма Муниципальное учреждение, негосударственная некоммерческая организация
Клиенты ( группы), на которые направлено воздействие Дети - социальные сироты, нуждающиеся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, дети из семей "социального риска", родители.
Основные виды деятельности Формирование базы данных о детях, нуждающихся в психолого-медико-социальном сопровождении на основе индивидуально-ориентированного анализа потребностей детского населения территории. Организация индивидуально-ориентированной помощи детям, нуждающимся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи. Первичная социально-психологичесая помощь в кризисных ситуациях. Предоставление бесплатных услуг по консультированию, диагностике, педагогической и психологической коррекции семье и детям до 18 лет. Оказание консультативно-методической помощи педагогам, социальным работникам, другим лицам и организациям по вопросам обучения, воспитания, лечения, социально-трудовой адаптации и реабилитации детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.
Планируемый положительный эффект Сокращение количества детей, которые нуждаются в специальном образовании в условиях специализированных учреждениях, обеспечение права ребенка жить в своей семье.
Стоимость 2 млн. руб. в год из расчета обслуживания территории с детским населением 5 тыс. чел.
Направление расходования средств Оплата труда 39 сотрудников (из них 15 - специалисты, оказывающие услуги), приобретение и эксплуатация оборудования, содержание помещения.
Источники средств Бюджетные средства (из местного бюджета, а также целевых окружных и федеральных программ), средства спонсоров, добровольные пожертвования физических и юридических лиц, доходы, полученные от реализации товаров и услуг.
Имеющийся опыт (методики) и т.п. Центр психолого-медико-социального сопровождения детей и семей Питкярантского района Республики Карелия.

Организационно-экономический модуль "Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних"

Название модуля Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних
Проблема, которую необходимо решить Искажения психического развития у детей из кризисных и асоциальных семей в связи с большим "стажем" пребывания ребенка в неблагоприятной ситуации, увеличивающаяся социально-педагогическая запущенность таких детей, накопление нерешаемых эмоциональных проблем, снижение познавательного интереса, формирование специфических черт личности
Цель создания Оказание всесторонней и максимально возможной помощи и поддержки детям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Профилактика социального сиротства путем сохранения ребенка в кровной семье либо (при отсутствии таковой) организация проживания его в замещающей семье. Социальная защита, медико-психолого-педагогическая реабилитация, социальная адаптация детей, попавших в трудную жизненную ситуацию
Организационно-правовая форма Муниципальное учреждение, негосударственная некоммерческая организация
Клиенты (группы), на которые направлено воздействие Дети, оставшиеся без попечения родителей; дети, попавшие в трудную жизненную ситуацию; семьи, попавшие в трудную жизненную ситуацию; выпускники Центра, бывшие воспитанники Центра, возвращенные в кровные семьи после стабилизации обстановки; семьи, в которые эти дети возвращены.
Основные виды деятельности Воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, в семейных воспитательных группах; защита прав и интересов воспитанников центра; социальное сопровождение выпускников Центра; работа с неблагополучными семьями, чьи дети воспитываются в учреждении; контроль за семьями, чьи дети воспитывались в учреждении и возвращены родителям в связи с нормализацией обстановки в семье.
Планируемый положительный эффект Сохранение для детей возможности воспитания в кровной семье, при отсутствии такой возможности воспитание в приемной семье. Формирование адаптированных социализированных личностей.
Стоимость 6 млн. руб. в год из расчета на 30 воспитанников
Направление расходования средств В соответствии с нормами обеспечения, единой тарифной сеткой, типовой сметой расходов
Источники средств Из местного бюджета, а также целевых окружных и федеральных программ, за счет привлечения дополнительных средств за счет спонсорской и благотворительной деятельности, бюджетных средств, полученных в рамках социального заказа, муниципального гранта
Имеющийся опыт (методики) и т.п. Социально-реабилитационный центр для детей и подростков "Бельчонок," г. Лангепас (Ханты-Мансийский автономный округ, Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних "Дом надежды", г. Пермь.


1 От англ. SWOT (Strengths, Weaknesses, Opportunities, Threats) - анализ сильных и слабых сторон, благоприятных возможностей и рисков. (Прим. перев.)

Назад К оглавлению Вперед