Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Детский мега-проект Пермской Ассамблеи

Основы системы профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермской области

 

4. Система профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, в Пермской области

4.2. Организационные основы системы профилактики социального сиротства и защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей

В соответствии с п. 2 ст. 121 Семейного кодекса РФ и ст. 34 Гражданского кодекса РФ решение вопросов по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, производится органами местного самоуправления на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, Семейным кодексом РФ, Гражданским кодексом РФ.

В настоящее время федеральное законодательство дает возможность субъектам РФ и муниципальным образованиям самостоятельно определять организацию и порядок работы органов, основными функциями которых является защита прав и интересов детей, в пределах, установленных им ограничений. Вместе с тем, разнообразие подходов к организации работы этих органов в большинстве случаев не дает возможности преодолеть ведомственные интересы и разногласия, возникающие между органами, в чьи функции входит решение вопросов по защите прав детей.

Координация деятельности в сфере защиты прав детей отсутствует также и при взаимодействии по вертикали власти между органами государственной власти и органами местного самоуправления, в то время как правовые основы такого взаимодействия закреплены в законодательстве, касающемся организации деятельности органов местного самоуправления. Так, например, в соответствии с законом Пермской области от 9.12.95 г. № 358-57 "О местном самоуправлении в Пермской области" координация деятельности и другие взаимоотношения между органами государственной власти области и органами и должностными лицами местного самоуправления может осуществляться посредством заключения договоров, соглашений, создания консультативных органов.

Организационная система органов власти, обеспечивающая защиту и соблюдение прав детей, характеризуется следующими чертами:

  • "распыленность" компетенции органов исполнительной власти при осуществлении деятельности по защите прав детей;
  • отсутствие единого органа, основной задачей и целью деятельности которого является осуществление и координирование деятельности по защите прав детей, семьи, материнства и детства;
  • отсутствие единого механизма координации и осуществления контроля за реализацией государственной политики в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства;
  • в федеральном законодательстве не предусмотрены принципы взаимодействия между органами государственной власти и органами местного самоуправления при реализации государственной политики в сфере защиты прав детей;
  • деятельность органов исполнительной власти направлена на устранение последствий трудных жизненных ситуаций. Более того, в законодательстве получили закрепление только те из трудных жизненных ситуаций, которые непосредственно угрожают безопасности общественного порядка. В связи с чем к проведению профилактических мероприятий таких ситуаций активно привлекаются органы власти, чья деятельность направлена на борьбу с преступной деятельностью и другими антиобщественными действиями (органы внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних, уголовно-исполнительная система). Нормативная неурегулированность других видов трудных жизненных ситуаций и механизмов предотвращения их ведет к тому, что любые трудные жизненные ситуации разрешаются по аналогии с закрепленными в законодательстве и при участии тех же органов;
  • в деятельности органов исполнительной власти отсутствует комплексный подход к реализации государственной политики в сфере защиты прав детей.

    Изменение организации органов государственной власти и местного самоуправления в сфере профилактики социального сиротства на территории Пермской области необходимо осуществлять по следующим направлениям:

  • создание областного Комитета по защите прав детей администрации Пермской области, отвечающего за проведение единой политики на территории области в сфере защиты прав и интересов детей и координацию деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в этой сфере;
  • создание единой системы муниципальных органов по защите прав детей путем реорганизации органов опеки и попечительства за счет расширения их компетенции и полномочий;
  • объектом внимания органов по защите прав детей станут:
    • дети, нуждающиеся в государственной защите;
    • дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
    • дети, находящиеся в социально опасном положении;
    • дети-сироты;
    • дети, оставшиеся без попечения родителей;
    • лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
    • особым объектом внимания должны стать семьи группы риска по социальному сиротству и семьи, имеющие в своем составе указанные выше категории детей;
  • постепенное преобразование учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения по предоставлению патронатного воспитания и сопровождению патронатных воспитателей (за исключением части учреждений для детей со специальными потребностями);
  • создание эффективных механизмов координации деятельности органов социальной защиты, образования и здравоохранения и иных органов, выполняющих функции по защите прав и интересов детей.

    В ведение органов по защите прав детей муниципальных образований будут включены:

  • функции органов опеки и попечительства;
  • функции комиссии по делам несовершеннолетних;
  • профилактика социального сиротства;
  • выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите;
  • социальный патронат семей и работа с детьми на основе Плана по защите прав ребенка и Индивидуального плана комплексной реабилитации и развития ребенка;
  • устройство детей, нуждающихся в государственной защите, в замещающие семьи или в учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и иные социальные службы для детей;
  • психолого-медико-педагогическое и правовое сопровождение замещающих семей;
  • мониторинг физического, психического и интеллектуального состояния и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите;
  • координация деятельности органов, в функции которых входит защита прав и интересов детей, на уровне муниципального образования.

    Органы по защите прав детей на муниципальном уровне будут осуществлять свою деятельность непосредственно и через систему уполномоченных служб. Уполномоченные службы могут создаваться заново, являясь подразделениями органов по защите прав детей или на базе существующих детских учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения. Часть уполномоченных служб, при заключении соответствующих соглашений, могут выполнять свои функции на уровне региона в целом, одного или нескольких муниципальных образований и т.д.

    Примерная структура муниципального органа по защите прав детей:

    Служба опеки и попечительства (в ее состав входят кураторы детей, нуждающихся в государственной защите). Функции:

  • выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите;
  • временное устройство детей, нуждающихся в государственной защите;
  • представление в судах интересов несовершеннолетних и подопечных лиц, предъявление в суды исков, связанных с защитой их прав и законных интересов;
  • принятие мер по защите имущественных, жилищных, личных неимущественных прав подопечных и несовершеннолетних, оставшихся без попечения родителей, и по обеспечению их жилой площадью в случаях, предусмотренных законодательством;
  • контроль за условиями воспитания и содержания детей в учреждениях вне зависимости от их ведомственной принадлежности и организационно-правовых форм, в семьях усыновителей, опекунов (попечителей), приемных родителей и иных замещающих семьях;
  • разработка и обеспечение исполнения Планов по защите прав ребенка;
  • организация мониторинга физического, психического и интеллектуального состояния и развития ребенка, нуждающегося в государственной защите;
  • профилактика правонарушений несовершеннолетних;
  • реализация иных полномочий согласно действующему законодательству и нормативным актам муниципальных образований.

    Служба (уполномоченная служба) информационно-консультационной помощи детям, молодежи, семьям (приемная (консультационная служба), "телефон доверия" (информационная служба), "скорая помощь" (мобильная группа, оказывающая психолого-медико-педагогическую помощь детям и семьям по заявкам граждан). Функции:

  • информирование целевых групп о социальных услугах и региональной политике в сфере семьи, материнства и детства;
  • просветительская и образовательная деятельность;
  • оказание консультационных услуг;
  • координация деятельности органов местного самоуправления по ранней профилактике социального сиротства;
  • срочная психолого-медико-педагогическая помощь детям и семьям.

    Служба (уполномоченная служба) социального патроната. Функции:

  • социальный патронат семей группы риска по социальному сиротству (второй уровень профилактики);
  • социальный патронат семей, находящихся в социально-опасном положении (третий уровень профилактики);
  • социальный патронат замещающих семей, находящихся в трудной жизненной ситуации (уровень попечительского патроната);
  • психолого-медико-педагогическая помощь ребенку, нуждающемуся в государственной защите, на втором и третьем уровне профилактики на основе Индивидуального плана комплексной реабилитации и развития ребенка;
  • социальный патронат лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (уровень постпопечительского патроната).

    Служба (уполномоченная служба) по устройству детей на воспитание в семьи и сопровождению замещающих семей (отдельная или совмещенная с учреждением по предоставлению патронатного воспитания). Функции:

  • поиск и отбор лиц, готовых стать усыновителями, опекунами, приемными родителями;
  • подбор для ребенка лиц, совместимых с ним и готовых стать усыновителями, опекунами, приемными родителями;
  • подготовка документов и рекомендаций по передаче несовершеннолетнего под опеку и попечительство или на иную форму устройства;
  • подготовка и обучение кандидатов в приемные родители;
  • психолого-медико-социальное и правовое сопровождение замещающих семей;
  • оказание замещающим семьям помощи в решении вопросов содержания подопечных, ухода за ними, их лечение, летнего отдыха и т.п.;
  • обеспечение выплат денежных средств на содержание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации;
  • реализация иных полномочий в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами муниципальных образований.

    Учреждение по предоставлению патронатного воспитания и сопровождению патронатных воспитателей (может быть совмещено с уполномоченной службой по устройству детей на воспитание в семьи и сопровождению замещающих семей). Функции:

  • поиск и отбор лиц, готовых стать патронатными воспитателями детей, нуждающихся в государственной защите, или детей, оставшихся без попечения родителей;
  • подбор для ребенка лиц, совместимых с ним и готовых стать его патронатными воспитателями;
  • подготовка документов и рекомендаций по передаче несовершеннолетнего в патронатную семью;
  • содержание, воспитание и образование детей до устройства в патронатную семью;
  • подготовка и обучение кандидатов в патронатные воспитатели;
  • психолого-медико-социальное и правовое сопровождение патронатных семей;
  • оказание патронатным семьям помощи в решении вопросов содержания подопечных, ухода за ними, их лечения, летнего отдыха и т.п.;
  • обеспечение выплат денежных средств на содержание детей, нуждающихся в государственной защите, и детей, оставшихся без попечения родителей, в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации;
  • реализация иных полномочий в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами муниципальных образований.

    В рамках преобразования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения по предоставлению патронатного воспитание и сопровождению патронатных воспитателей предполагается осуществление следующих мер:

  • разработка и принятие региональной Программы постепенного преобразования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения по предоставлению патронатного воспитания и сопровождению патронатных воспитателей до 2010 года;
  • разработка и принятие органами местного самоуправления календарного плана преобразования учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждения по предоставлению патронатного воспитания и сопровождению патронатных воспитателей;
  • на первом этапе - создание при учреждениях для детей-сирот служб психолого-медико-педагогического и правового сопровождения патронатных воспитателей;
  • разработка и принятие нормативно-методической базы для использования патронатных семей для временного помещения детей, нуждающихся в государственной защите, в рамках социального патроната и других процедур раннего вмешательства;
  • создание региональной базы данных патронатных воспитателей;
  • разработка и внедрение социальных стандартов подбора, подготовки и сопровождения патронатных семей;
  • совершенствование системы оплаты и льготирования патронатных воспитателей.

    Координация органов власти, осуществляющих функции по защите прав детей, на региональном и муниципальном уровне должна включать в себя:

  • систему договоров и соглашений между Пермской областью и муниципальными образованиями Пермской области, отдельными региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления;
  • деятельность областного Комитета по защите прав детей администрации Пермской области, отвечающего за проведение единой политики на территории области в сфере защиты прав и интересов детей;
  • непосредственную координацию органом по защите прав детей деятельности муниципальных органов и учреждений по профилактике социального сиротства и защите прав детей, оставшихся без попечения родителей;
  • стандартизацию всех видов услуг, процедур и институтов системы профилактики социального сиротства и защиты прав детей;
  • наделение органов по защите прав детей статусом "единого заказчика" услуг для детей, нуждающихся в государственной защите;
  • создание единой областной системы информационно-консультационной помощи детям, молодежи, семьям;
  • создание единой системы обучения и переподготовки кадров. 
  •