Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Детский мега-проект Пермской Ассамблеи

Общественная кампания по защите прав детей-сирот

Кампания проводилась в Пермской области с июня по ноябрь 2003 года. Оператор кампании - Пермская гражданская палата.

1.1. Общая информация о плане кампании

Продвигаемые ценности

  • Ребенок обладает всем комплексом прав человека
  • Право каждого ребенка на воспитание в семье
  • Ценности семейно-замещаемого воспитания детей-социальных сирот
  • Способ решения проблемы "всем миром"

Целевая группа

  • Потенциальные патронатные воспитатели - жители г.Перми и Пермской области, семейные пары и одинокие женщины, 35 - 50 лет, с уровнем дохода средним и ниже среднего, соответствующие критериям потенциальных патронатных воспитателей, определённых региональным законом "О патронатном воспитании".Сотрудники специализированных учреждений системы помощи детям и семье, которые а) влияют на принятие решения о помещении или изъятии ребенка из семьи; или / и б) рабочие места которых могут претерпеть серьезные изменения в связи с реорганизацией системы детских домов.
  • Законодатели и государственные и муниципальные чиновники, могущие повлиять на статус помощи детям-сиротам
  • Взрослые - активные социальные коммуникаторы, имеющие потребность и опыт в формировании социальных групп, "мнений общественности", соседских, профессиональных и территориальных сообществ и которые считают, что проблемы детей сирот надо решать.
  • Организованные сообщества (Бизнес-сообщество, НКО), которые могут оказывать помощь государственной системе противодействия социальному сиротству.

Исходный информационный повод

  • Зафиксированный разрыв между государственной риторикой (сиротство переведено в разряд проблемы национальной безопасности страны) и местом проблемы в региональном информационном поле и общественном сознании. СМИ не участвуют должным образом в формировании благоприятного общественного мнения о детях-сиротах.
  • Проведенные исследования показали, что в моральном плане население готово к участию в судьбе детей сирот, однако оно не готово к этому в психологическом и организационном планах. При этом минимально приемлемые экономико-правовые условия (например, для патронатного воспитания) в регионе имеются, но в используются в безобразно малых размерах.
  • Руководители административных структур и законодатели, фактически помещая ребенка-сироту в закрытое учреждение, не считают это крайней мерой, а также не считают целесообразным, чтобы участие населения в судьбе детей с особыми потребностями было активным.
  • У государственной политики в отношении детей и особенно детей-сирот нет своего "лобби".
  • Нарушение права ребенка на воспитание в семье, как нарушение гуманитарных прав человека.
  • В регионе начинается реформа системы помощи детям и семье. Необходимо сформировать Гражданского заказчика, Гражданского контролера и общественного поставщика услуг для этой системы.
  • Масштабы социально-экономических потерь (существующих и особенно будущих) от содержания детей в приюте и существования детей улицы огромны.

Формулировка существующего восприятия детей-сирот

  • Право ребенка на воспитание в семье подавляющее большинство населения и чиновников не связывает с правами человека.
  • В сиротстве не видят отдельных лиц, а только общую страдающую массу. О детях-сиротах имеют аморфное, "расплывчатое" понятие, представляя их себе в виде чего-то целого, которое можно обозначить одним понятием - "несчастные дети". Безнадзорные дети на улице часто воспринимаются как угроза.
  • Проблемы детей-сирот, по мнению подавляющей массы населения, лично с ними и будущим их детей не связаны.
  • Опрошенные в целом едины во мнении, что детей-сирот "много". Это мнение устойчивое и со временем не меняется. В общественном мнении доминирует показатель "тысячи". Мотивируя высказанную оценку количества детей-сирот, опрошенные ссылаются не на статистические сведения, а на источники СМИ о положении детей-сирот, либо на социальные предпосылки девиации, экономический кризис в стране.
  • У населения выделяются два чувства в отношении к детям-сиротам - сострадание и жалость (с доминированием жалости).
  • По мнению большинства респондентов, дети-сироты должны жить как в детских домах, так и в приемных семьях. Нахождение ребенка в детском доме как катастрофа не воспринимается. Хотя образ детских домов в общественном мнении в целом отрицательный.
  • Почти 90% опрошенных считают актуальным стимулирование граждан к усыновлению детей-сирот. Однако большинство респондентов считают, что реальные возможности для усыновления имеются в основном у иностранных граждан.
  • Более или менее внятного представления о семейно замещающих формах содержания детей нет.
  • У населения нет единого мнения о том, каким является отношение общества к детям-сиротам. В этом вопросе общественное мнение как бы "раскололось" на три части: одни оценивают это отношение как отрицательное, другие как положительное, третьи как безразличное.
  • Большинство респондентов считают, что положение сирот в российском обществе необходимо коренным образом изменить. Но делать это должно государство.
  • При этом роль государства в создании благоприятных условий для детей-сирот почти 70% опрошенных оценивают негативно.
  • Информированность опрошенных о положении сирот в России "средняя".
  • В получении дополнительной информации о положении сирот в России были заинтересованы более 60% опрошенных.
  • Руководители административных структур, не связанные напрямую с функционированием учреждений для детей сирот, и законодатели фактически истоки социальных сирот видят только в семейных проблемах и считают естественным, что опеку над такими сиротами берет на себя государство. Они не считают целесообразным, чтобы участие населения в судьбе детей с особыми потребностями было активным.
  • Из каких источников хотят получать дополнительную информацию о детях-сиротах, %

Из каких источников хотят получать дополнительную информацию о детях-сиротах, %

Цели кампании

а. Информирование целевой группы:

  • о реальной опасности для всех и каждого социального сиротства и неэффективности существующих в настоящий момент интернатных способов противодействия ему;
  • о способах помощи детям-сиротам (в т.ч. превращения своей семьи в патронатную (или гостевую) для ребенка-сироты).

б. Изменение мнения целевой группы в отношении социальных сирот - движение от жалости, как предпосылки пассивного, "созерцательного" участия в судьбе сирот, к состраданию, как предпосылке прагматического участия.

в. Персонификация ребенка-сироты (преодолеть отношение к ним как к общей страдающей массе).

г. Побуждение к определенному действию - помощи ребенку-сироте (социальному сироте д. Формирование среди политиков, чиновников, всего населения устойчивого представления о высокой миссии патронатной семьи, о высоких человеческих качествах тех родителей, которые берут на воспитание социальных сирот) в приемлемых формах.

Целью кампании являлось формирование устойчивого представления (общественного стереотипа) о праве ребенка на жизнь в семье.

Задачи кампании:

  1. Информирование целевых аудиторий (далее - ЦА) о реальной опасности для общества воспитания ребенка вне семьи через привлечение внимания к проблеме социального сиротства и неэффективности существующих в настоящий момент способов противодействия ему, а именно: помещение ребенка в детский дом.
  2. Информирование ЦА о возможности защитить право ребенка на жизнь в семье через поддержку или прямое участие в программе патронатного воспитания: что это такое, как стать патронатным воспитателем, как помочь патронатным воспитателям, моральная, социальная, финансовая и правовая стороны вопроса.
  3. Изменение мнения ЦА в отношении социальных сирот - движение от жалости, как предпосылки пассивного, "созерцательного" участия в судьбе сирот, к состраданию, как предпосылке прагматического участия.
  4. Увеличение количества граждан, обратившихся в специализированные организации с заявлением о готовности стать патронатными воспитателями, на 50% по отношению к средним показателям к моменту начала РК.

Cредства рекламы и продвижения.

ATL - инструменты:

  • Наружная реклама - бил-борды, банеры,
  • Размещение листовок-стикеры в транспорте.
  • Распространение листовок и фолдеров
  • Статьи и публикации в многотиражной прессе и популярной газете, а также специализированной прессе (спецвыпуск газеты "Личное дело")
  • Размещение информации в специализированных интернет - источниках и на интернет-страницах.
  • Прокат радиороликов.
  • Прокат видеороликов на ТВ, участие в тематических передачах.

BTL - инструменты:

  • Прямая рассылка материалов отдельным ЦА.
  • Организационное спонсорство Областного конкурса - праздника патронатных семей, горячей линии "116", службы экстренной помощи детям (СЭПД), экспертная поддержка Областной реформы системы помощи социальным сиротам.
  • Проведение месячника для законодателя "Карта проблем" и дискуссии по его итогам.
  • Стимулирование деятельности работников специализированных учреждений через проведение разъяснительных бесед и раздачу материалов в рамках мероприятий Гражданского контроля в специализированных детских учреждениях.
  • Проведение мероприятия праздник патронатной семьи с учреждением специальной премии "Всем миром".
  • Участие в Нижегородском Российском форуме.
  • Раздача сувенирной продукции проекта во время целевых или статусных мероприятий.
  • Пресс-сопровождение мероприятий ПР (рассылка пресс-релизов, отдельные пресс-конференции).

Решение задач и достижение целей проекта происходило за счет применения разных инструментов маркетинговой коммуникации по отношению к разным целевым аудиториям. При этом чаще инструменты имели интегральный характер и были доступны ряду целевых аудиторий, однако базовые ценности фокусных целевых аудиторий для каждого вида коммуникации были учтены.

Креативная идея

Сочетание отдельного ребенка и всеобщности его права на семью.

В основу креативной идеи положено сочетание основных свойств продвигаемой ценности - права детей на жизнь в семье:
Универсальности - все дети имеют на это право.
Индивидуальности - каждый ребенок имеет право заявить о своем праве.
Обязательности - это право должно быть реализовано.

Был предложен слоган "Дети должны жить в семье", который реализует идею обязательности, нормы. Слоган был поддержан визуальным образом, подчеркивающим индивидуальность каждого ребенка, личный характер реализации данного права в отношении отдельного ребенка.

Ключевым образом кампании являлся изображеный на бил-борде в совокупности со слоганом рисунок, сделанный ребенком, с его личным высказыванием о праве ребенка на дом и семью (Рисунок Николая Иванова, 9 лет. - ж-л "Беспризорник", 2003, № 2).

В телевизионных роликах также использовались образ отдельного ребенка, имеющего общую беду (нет семьи, не зовут домой обедать, вокруг семьи и взрослые - в он один - и он ждет), к которому приходит на помощь его персональный, отдельный взрослый (персонифицирующий семью).

1.2. Итоги кампании

Количественные показатели

Информирование целевых аудиторий

Потенциальные патронатные воспитатели - жители г.Перми и Пермской области, семейные пары и одинокие женщины, 35 - 50 лет, с уровнем дохода средним и ниже среднего, соответствующие критериям потенциальных патронатных воспитателей, определённых региональным законом "О патронатном воспитании". Более 80 тыс.человек.

Законодатели, государственные и муниципальные чиновники, в чьих силах повлиять на статус программ помощи детям-сиротам и увеличить организационные возможности для патронатного воспитания.

Законодатели всех уровней власти - более 60 человек, Государственные чиновники - более 100 человек, Муниципальные чиновники - не менее 100 человек.

Сотрудники специализированных учреждений системы помощи детям и семье, которые
а) влияют на принятие решения о помещении или изъятии ребенка из семьи; или / и
б) рабочие места которых могут претерпеть серьезные изменения в связи с реорганизацией системы детских домов и расширением семейного воспитания детей-сирот.
Сотрудники учреждений - не менее 250 человек.

Взрослые - активные социальные коммуникаторы, имеющие потребность и опыт в формировании социальных групп, "мнений общественности", соседских, профессиональных и территориальных сообществ и которые считают, что проблемы детей сирот надо решать. Активисты НКО - не менее 400 человек.

В мероприятиях в рамках кампании приняли непосредственное участие 124 семьи, 245 детей-сирот. В празднике патронатных семей приняло участие 340 участников. Учреждена отдельная номинация проекта "Всем миром". Призами за победу в этой номинации награждены семья Килуновых и зам. директора Рождественской средней школы. а также органы опеки и попечительства Пермского района. Подарки от проекта получали также все приемные и патронатные семьи и семейно-воспитательные группы, участвовавшие в Празднике

В рамках гражданского контроля посещено 100% учреждений для детей сирот. Силами одиннадцати общественных инспекторов из семи общественных организаций было проинспектировано четырнадцать детских домов и школ-интернатов, семь социально-реабилитационных учреждений для несовершеннолетних, дом ребенка, областной центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей и два комплексных центра социального обслуживания. На организованную "горячую телефонную линию "116" поступило за 2 месяца 243 обращения. Проведено 7 экспертных совещаний, участниками которых стали в целом 42 чиновника, 162 специалиста детских учреждений для детей-сирот.

100% депутатов Законодательного собрания получили материалы "Карта проблем". Методическое пособие "Стандарты качества для интернатных учреждений по содержанию детей-сирот", описывающее систему стандартов деятельности по реализации комплекса гуманитарных и иных прав ребенка-сироты в интернатном учреждении, передано 50 работникам специализированных учреждений для детей-сирот.

В фокус-группах приняло участие 74 представителя целевых групп.

В презентации общественной кампании по защите прав детей-сирот на Российском Форуме в Н.Новгороде 24.10.03. приняли участие 64 человека из 18 регионов РФ, в т.ч. представители НКО, региональных и муниципальных властей, начальник департамента Министерства образования, представитель экспертного сообщества. Участники Российского форума (ориентировочно более 600 человек) получили комплекты материалов Пермской ассамблеи (общий тираж 4200 экз.). В сборники "Гражданская экспертиза", "Гражданский контроль", "Детский мега-проект" вошли материалы по защите прав детей-сирот.

Проведена презентация общественной кампании по защите прав детей-сирот на Конференции российских гражданских организаций в Москве 27.11.03. Это был ключевой материал секции "Гражданское общество - проблемы детей". В секции приняли участие 42 представителя НКО из 28 регионов РФ.

В пресс-конференциях и специализированных мероприятиях (за исключением семинара для журналистов) приняло участие в целом 26 журналистов, представлявших 9 СМИ.

Формирование и распространение специализированных баз данных

  • Разработка CD "Защита прав детей-сирот" и информационного пакета для журналистов - участников конкурса на лучшую целевую публикацию (получили диск 50 человек)
  • База данных методических материалов в помощь специалистам детских учреждений (составила 2 тома, передана в электронном виде и в твердых копиях 56 специалистам)

Экспертные разработки

  • Экспертная разработка материалов по экономической, социальной и гуманитарной привлекательности патронатного воспитания детей сирот, по сравнению с воспитанием в детских домах.
  • Экспертная разработка вариантов взаимодействия НКО региона в решении проблем социальных сирот и детей на улице. Разработка предложений для партнерского взаимодействия проекта и региональных НКО в рамках проектной линии "Знаю, могу, помогаю".
  • Экспертные разработки по использованию технологии гражданского контроля в защите прав-детей сирот в интернатных учреждениях.

Сформированные партнерства

  • с Центром психолого-педагогической и медико-педагогической помощи детям, нуждающимся в государственной защите г. Перми, комиссией по делам несовершеннолетних администрации Пермской области, отделом общественного воспитания и реабилитационной работы Департамента образования администрации Пермской области о конкурсе и празднике патронатных и приемных семей.
  • с командами проектов: 1 международный - Фонда"Защита", направленного на реабилитацию безнадзорных детей, 1 российский (АРО), 2 областных (Центр адаптации выпускников детских домов, Туристическая деревня для летнего пребывания детей-сирот) и 2 городских ("Возвращение домой" - обучение патронатных воспитателей , и Школа молодых журналистов о проблемах детей-сирот)
  • НКО: Лига ОТОСов, Союз женских организаций, Совет молодежных организаций г.Перми, Координационный Совет коалиции бизнес-ассоциаций.

Привлеченные средства

Для проведения разнообразных мероприятий ПР-кампании привлечено дополнительно более 400 тысяч рублей, в т.ч. более 220 тысяч от представителей регионального бизнеса.

Использование сувенирной продукции и информационно-деловой документации

  • Буклет "Как стать патронатным воспитателем" - 1000 шт.
  • стикеры "Дети должны жить в семье" - 1000 шт.
  • Стикер-визитка - 130
  • Бланк делового письма - 100
  • Фолдер - 100
  • Табель-календарь
  • Полиэтиленовые пакеты - 65
  • Значки - 20
  • Надувные шары - 80
  • Футболки - 46
  • Ручки - 40

Содержательные итоги

Рост числа обращений потенциальных патронатных воспитателей в органы опеки и попечительства

Рост числа обращений за информацией о возможности стать патронатным воспитателем составил 115% по сравнению со средним ежемесячным обращением до проекта. (По сведениям 4 уполномоченных организаций в г. Перми)

Рост числа обращений за информацией о возможности стать патронатным воспитателем составил 115% по сравнению со средним ежемесячным обращением до проекта

Готовность государственных служащих и специалистов к конструктивному взаимодействию с НКО по вопросам защиты прав детей-сирот.

Проведенные в начале кампании и в конце опросы специалистов государственной системы помощи детям-сиротам показали возрастание готовности рассматривать проблемы защиты прав детей-сирот, увязывая их со специфическим местом правозащитных НКО.

Замеры проводились во время экспертных совещаний методом анкетирования по проблемам среды для политики по предупреждению детского сиротства.

Вопрос: Считаете ли Вы, что решение проблемы детей-сирот требует взаимодействия государства (местных органов власти) с общественными организациями (в т.ч. правозащитными)? - в % от опрошенных

Вопрос: Считаете ли Вы, что решение проблемы детей-сирот требует взаимодействия государства (местных органов власти) с общественными организациями (в т.ч. правозащитными)? - в % от опрошенных

Увеличения количества законодателей, проинформированных о проблемах детей-сирот, в т.ч. в их избирательном округе

На начало проекта - участники слушаний по проблемам социального сиротства в ЗС ПО, на ноябрь - получившие материалы в рамках кампании "Карта проблем"

Увеличения количества законодателей, проинформированных о проблемах детей-сирот, в т.ч. в их избирательном округе

Изменение правового поля

В ноябре депутаты ЗС ПО приняли поправки к бюджету на 2004 год, позволяющие осуществлять финансирование патронатных семей не от "достигнутого" в предыдущем бюджетном году, а в связи с реальными потребностями - зарезервирован объем средств в оперативном фонде.

Непосредственная защита прав детей-сирот

Проконсультировано в рамках консультационной приемной по защите прав детей - 14 человек

После 60 обращений на "горячую линию" проблемы детей-сирот были рассмотрены соответствующими специалистами отделов по защите прав детей и отделов образования областной и муниципальных администраций.

Во время эксперимента по организации гражданского контроля учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей были вскрыты факты коррупции и злоупотреблений в сфере централизованного обеспечения учреждений продуктами питания и лекарствами. Столкнувшись с осторожными жалобами персонала учреждений на "неполадки" в "системе тендеров" совет общественных инспекторов принял решение о проведении специального расследования. Доверительно, с гарантиями конфиденциальности, были опрошены руководители детских домов г. Перми. Собранная информация об очевидных злоупотреблениях при осуществлении тендерных поставок была обобщена и изложена в специальном Заключении, которое было направлено губернатору Пермской области и Главе города Перми в виде открытого письма. По результатам проведенной проверки были уволены руководитель Комитета социальной защиты населения Администрации Пермской области и один из его заместителей. Прокуратура вынесла Администрации г. Перми представление об устранении выявленных нарушений.

Вернуться обратно