Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Лучшие гражданские практики России для всех

 

Гражданские технологии

Пермская гражданская палата
по материалам
Родительского совета г. Перми

 

Гражданская технология «Гражданский контроль в общеобразовательных учреждениях»

 

ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ТЕХНОЛОГИИ

Технология « Гражданский контроль в общеобразовательных учреждениях» предназначена для тех, кого беспокоят условия обучения детей в образовательных школах, для тех, кто готов принимать участие в управлении образовательным учреждением и активно влиять на условия образовательного процесса.

Данная технология обеспечивает контроль именно условий образовательного процесса (безопасность, гуманность, открытость, комфорт, социальная среда, материально-техническое обеспечение, питание и т.д.), а не самого образовательного процесса (содержание обучения: образовательные программы, методики преподавания и т.д.). Авторы технологии считают, что гражданский контроль, являясь непосредственным наблюдением за соблюдением прав и интересов граждан, как технология не эффективен для выявления и решения проблем в самом образовательном процессе. Для этой цели более уместны различные варианты гражданской экспертизы.

Почему контролируем (мотив контроля) – потому, что очень беспокоят социальные и материально-технические условия обучения детей в общеобразовательных школах, поскольку, в значительной степени, именно от условий обучения в школе зависит качество образования и воспитания детей.

Зачем контролируем (цель контроля) - чтобы содействовать соблюдению прав и законных интересов учащихся и их родителей, а так же, повышению эффективности образовательного и воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях.

Где и кого контролируем (объект контроля) – общеобразовательные школы и деятельность персонала школ по обеспечению благоприятных условий для обучения детей.

Кто контролирует (субъект контроля) – общественные организации и группы граждан, заинтересованные в создании комфортных и безопасных условий получения образования.

Что контролируем (предмет контроля) – социальные и материально-технические условия обучения (безопасность, гуманность, открытость, комфорт, здоровая социальная среда, санитарно-гигиенические условия, материально-техническое обеспечение, питание и т.д.) и соблюдение персоналом школы прав и законных интересов учащихся и их родителей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ (изменения, достигнутые с помощью созданных продуктов)

•  Устранение выявленных нарушений в деятельности учреждения.

•  Улучшение ситуации в учреждении по параметрам, сформулированным организатором контроля.

ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ТЕХНОЛОГИИ

•  Запуск гражданского контроля: постановка проблемы инициатором контроля, принятие решения о проведении контроля, выбор объектов контроля.

•  Обеспечение доступа к объекту контроля (в образовательные учреждения), заключение необходимых договоренностей с профильными подразделениями органов государственной власти и/или местного самоуправления (например, в Перми гражданский контроль в образовательных учреждениях был осуществлен в рамках реализации распоряжения Губернатора Пермского края от 09.10.2007 № 132-р «Об эксперименте по повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества на территории Пермского края»).

•  Сбор информации об образовательных учреждениях, в которых предполагается проводить гражданский контроль.

•  Составление программы контроля и графика работ: определение целей, задач и методов контроля, параметров контроля и критериев оценки, разработка процедур и инструментария контроля, составление плана-графика всех работ.

•  Разработка самой технологии и инструментария контроля: разработка стандарта (плана) посещения, бланков наблюдения, опросников, инструкция для общественных наблюдателей и т.п.

•  Подбор и подготовка общественных наблюдателей.

•  Организационно-техническая подготовка контроля: тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов, подготовка графика посещений образовательных учреждений, организация проезда до образовательных учреждений и т.д.

•  Непосредственное проведение гражданского контроля.

•  Обработка и оформление полученной информации.

•  Анализ и оценка полученной информации.

•  Разработка Заключения (аналитического отчета) и рекомендаций.

•  Внутреннее подведение итогов контроля, с приглашением всех общественных наблюдателей, вручение всем участникам благодарственных грамот (писем), памятных сувениров, других поощрений.

•  Представление конкретных результатов контроля администрации образовательных учреждений и другим заинтересованным сторонам (при необходимости, и широкой общественности).

•  Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений: планирование деятельности организации (группы), осуществляющей гражданский контроль по стимулированию/принуждению компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля.

•  Стимулирование/принуждение компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля.

•  Контроль устранения выявленных нарушений, проведение при необходимости повторных акций гражданского контроля.

ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ (ПОСЕЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)

  1. Беседа с руководством образовательного учреждения. При необходимости, разъяснение целей и задач визита, ознакомление с технологией контроля. Выяснение проблем и потребностей образовательного учреждения. Анкетирование руководителя образовательного учреждения.
  2. По возможности, проведение короткого информационного собрания с «незанятыми» учителями и другим персоналом образовательного учреждения, на котором присутствующие узнают о цели контроля и задачах конкретных общественных наблюдателей, получают ответы на свои вопросы.
  3. По возможности, общий сбор учащихся образовательного учреждения (или по классам), информирование их о целях общественного контроля, обо всех мероприятиях, которые пройдут в его рамках, как будет организовано общение с учащимися, сообщение о возможности поговорить с общественными наблюдателями «один на один» и т.п. Ответы на вопросы. Информирование и беседа происходят в форме адаптированной под возраст учащихся, на понятном и комфортном для них языке. Во время общего сбора возможно анкетирование учащихся (или по классам).
  4. Выборочный просмотр документации образовательного учреждения (например, Устав, правила поведения учащихся, классные журналы, положения о приеме в образовательное учреждение с 1-ого по 11-ый классы, положения о педагогическом совете, Управляющем совете, Совете профилактики, положение об оказании платных дополнительных образовательных услуг, и др.). При этом необходимо помнить, что документы, касающиеся конкретных учащихся, содержат персональные данные, следовательно, доступ к ним ограничен. Поэтому ознакомиться с ними можно только с согласия заинтересованных лиц или их законных представителей. Если получить соответствующее согласие не представляется возможным, то можно ознакомиться с незаполненными формами личного дела, медицинской карты, классного журнала. Таким образом, получить сведения о том, какая информация заносится в них, а затем при помощи других методов (например, натурного наблюдения, опроса учащихся и работников образовательного учреждения) зафиксировать, каковы условия хранения и распространения конфиденциальной информации, находящейся в названных документах. Ученический дневник – личная вещь ученика. Ознакомиться с его содержанием гражданскому контролеру можно только после разрешения его владельца.
  5. Посещение учебных, досуговых, бытовых и хозяйственных помещений образовательного учреждения (учебные классы, учительская, комнаты для отдыха и психологической разгрузки (если таковые имеются), туалеты для мальчиков и для девочек, служебные туалеты, помещения для приготовления и приема пищи (столовая, кухня), помещения для хранения личных дел учащихся, библиотека, актовый зал, медпункт, спортзал, помещения кружков и мастерских, спортплощадка, дворовые территории, подсобное хозяйство и др.). Заполняются листы наблюдения, ведётся фото- или видеосъёмка. Фото- или видеосъемка, по возможности, ведется таким образом, чтобы люди не попадали в кадр. При портретной фотосъемке обязательно спрашивается разрешение.
  6. Во время посещения помещений образовательного учреждения проводятся индивидуальные беседы с учащимися об образовательном учреждении и основных проблемах, возникающих у того или иного учащегося в процессе обучения. Во время беседы заполняются опросные листы, по возможности, ведётся диктофонная запись.
  7. Индивидуальные выборочные беседы с учителями и другим персоналом образовательного учреждения об условиях работы, основных проблемах в образовательном учреждении. Во время беседы заполняются опросные листы, по возможности, ведётся диктофонная запись бесед.
  8. По возможности, присутствие общественных наблюдателей на плановых мероприятиях учреждения. Наблюдение за отношениями учащихся, их родителей и представителей образовательного учреждения.
  9. Проведение групповых бесед с учащимися и представителями образовательного учреждения (раздельно). Обсуждаются основные проблемы учреждения, вырабатываются и оцениваются возможные варианты их решения. Обсуждение протоколируется, по возможности, ведётся диктофонная запись.
  10. Оперативное реагирование на факты грубого нарушения законных прав и интересов учащихся и их родителей и в случае выявления преступлений. Незамедлительное обращение в компетентные органы.
  11. Итоговая встреча с руководством образовательного учреждения. Уточнение полученной в ходе посещения информации, выяснение подробностей, позиции руководства по отдельным выявленным проблемам, запрос дополнительной информации и т.д. Возможны договорённости о принятии каких-то срочных мер. Договорённость о сроках предоставления отчета по результатам контроля и официального ответа на него администрации образовательного учреждения. Благодарность за оказанный приём.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ

•  Соглашение о проведении гражданского контроля (в случае достижения формальной договоренности).

•  Программа гражданского контроля.

•  План-график мероприятий по подготовке и проведению гражданского контроля.

•  Стандарт посещения общеобразовательного учреждения.

•  Сценарий разговора с руководителем образовательного учреждения

•  Протоколы наблюдения.

•  Анкета для руководителя учреждения.

•  Анкета для руководителя учреждения «о потребности в помощи».

•  Анкеты для учащихся учреждения.

•  Анкеты для сотрудников учреждения (например, учителей, социальных работников, технического персонала, медицинских работников и т.п.)

•  Инструкция для общественного наблюдателя.

•  Сводные таблицы с данными протоколов наблюдения и анкетирования.

•  Заключение (аналитический отчет) по результатам гражданского контроля.

•  Рекомендации по устранению нарушений и улучшению ситуации в учреждении.

•  Жалобы, заявления, обращения по результатам контроля.

•  Ответы на жалобы, заявления и обращения по результатам контроля.

 

Наверх

 

На главную