09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Пермская гражданская палата
по материалам
Родительского совета г. Перми
Гражданская технология «Гражданский контроль в общеобразовательных учреждениях»
ЦЕЛЬ И СМЫСЛ ТЕХНОЛОГИИ
Технология « Гражданский контроль в общеобразовательных учреждениях» предназначена для тех, кого беспокоят условия обучения детей в образовательных школах, для тех, кто готов принимать участие в управлении образовательным учреждением и активно влиять на условия образовательного процесса.
Данная технология обеспечивает контроль именно условий образовательного процесса (безопасность, гуманность, открытость, комфорт, социальная среда, материально-техническое обеспечение, питание и т.д.), а не самого образовательного процесса (содержание обучения: образовательные программы, методики преподавания и т.д.). Авторы технологии считают, что гражданский контроль, являясь непосредственным наблюдением за соблюдением прав и интересов граждан, как технология не эффективен для выявления и решения проблем в самом образовательном процессе. Для этой цели более уместны различные варианты гражданской экспертизы.
Почему контролируем (мотив контроля) – потому, что очень беспокоят социальные и материально-технические условия обучения детей в общеобразовательных школах, поскольку, в значительной степени, именно от условий обучения в школе зависит качество образования и воспитания детей.
Зачем контролируем (цель контроля) - чтобы содействовать соблюдению прав и законных интересов учащихся и их родителей, а так же, повышению эффективности образовательного и воспитательного процесса в общеобразовательных учреждениях.
Где и кого контролируем (объект контроля) – общеобразовательные школы и деятельность персонала школ по обеспечению благоприятных условий для обучения детей.
Кто контролирует (субъект контроля) – общественные организации и группы граждан, заинтересованные в создании комфортных и безопасных условий получения образования.
Что контролируем (предмет контроля) – социальные и материально-технические условия обучения (безопасность, гуманность, открытость, комфорт, здоровая социальная среда, санитарно-гигиенические условия, материально-техническое обеспечение, питание и т.д.) и соблюдение персоналом школы прав и законных интересов учащихся и их родителей.
РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ (изменения, достигнутые с помощью созданных продуктов)
Устранение выявленных нарушений в деятельности учреждения.
Улучшение ситуации в учреждении по параметрам, сформулированным организатором контроля.
ОПИСАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ
ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ТЕХНОЛОГИИ
Запуск гражданского контроля: постановка проблемы инициатором контроля, принятие решения о проведении контроля, выбор объектов контроля.
Обеспечение доступа к объекту контроля (в образовательные учреждения), заключение необходимых договоренностей с профильными подразделениями органов государственной власти и/или местного самоуправления (например, в Перми гражданский контроль в образовательных учреждениях был осуществлен в рамках реализации распоряжения Губернатора Пермского края от 09.10.2007 № 132-р «Об эксперименте по повышению эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и гражданского общества на территории Пермского края»).
Сбор информации об образовательных учреждениях, в которых предполагается проводить гражданский контроль.
Составление программы контроля и графика работ: определение целей, задач и методов контроля, параметров контроля и критериев оценки, разработка процедур и инструментария контроля, составление плана-графика всех работ.
Разработка самой технологии и инструментария контроля: разработка стандарта (плана) посещения, бланков наблюдения, опросников, инструкция для общественных наблюдателей и т.п.
Подбор и подготовка общественных наблюдателей.
Организационно-техническая подготовка контроля: тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов, подготовка графика посещений образовательных учреждений, организация проезда до образовательных учреждений и т.д.
Непосредственное проведение гражданского контроля.
Обработка и оформление полученной информации.
Анализ и оценка полученной информации.
Разработка Заключения (аналитического отчета) и рекомендаций.
Внутреннее подведение итогов контроля, с приглашением всех общественных наблюдателей, вручение всем участникам благодарственных грамот (писем), памятных сувениров, других поощрений.
Представление конкретных результатов контроля администрации образовательных учреждений и другим заинтересованным сторонам (при необходимости, и широкой общественности).
Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений: планирование деятельности организации (группы), осуществляющей гражданский контроль по стимулированию/принуждению компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля.
Стимулирование/принуждение компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля.
Контроль устранения выявленных нарушений, проведение при необходимости повторных акций гражданского контроля.
ПРИМЕРНЫЙ АЛГОРИТМ ГРАЖДАНСКОГО КОНТРОЛЯ (ПОСЕЩЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ)
Соглашение о проведении гражданского контроля (в случае достижения формальной договоренности).
Программа гражданского контроля.
План-график мероприятий по подготовке и проведению гражданского контроля.
Стандарт посещения общеобразовательного учреждения.
Сценарий разговора с руководителем образовательного учреждения
Протоколы наблюдения.
Анкета для руководителя учреждения.
Анкета для руководителя учреждения «о потребности в помощи».
Анкеты для учащихся учреждения.
Анкеты для сотрудников учреждения (например, учителей, социальных работников, технического персонала, медицинских работников и т.п.)
Инструкция для общественного наблюдателя.
Сводные таблицы с данными протоколов наблюдения и анкетирования.
Заключение (аналитический отчет) по результатам гражданского контроля.
Рекомендации по устранению нарушений и улучшению ситуации в учреждении.
Жалобы, заявления, обращения по результатам контроля.
Ответы на жалобы, заявления и обращения по результатам контроля.