Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Политика от Джорджа Лукаса

 

На днях пересмотрел, бесспорно, культовую сагу Джорджа Лукаса «Звездные войны» и «открыл для себя Америку», чем и хочу ниже поделиться….

Фильм жутко актуален (хотя, скорее всего, он таковым будет всегда, пока в мире есть политика и политические отношения).

Несмотря на то, что Мастер Лукас облекает свой фильм в невинную сказочно-фантастическую форму, он, не боясь, использует вечноактуальные политические термины: «демократия», «коррупция», «республика и империя», «торговая федерация», «власть», «сила», «свобода», «стабильность», «сепаратизм», «сенат», «миссия наблюдателей», «чрезвычайные полномочия», и проч., и соответственно политизирует этими словами-маркерами свое кинематографическое повествование.

Выбранная форма – космической саги, сказки – дает создателю шанс донести свой взгляд на поднятые проблемы до самых широких аудиторий и возрастов (не будем забывать, что «Звездные войны» - порождение западо-американской культуры, где отношение к развлекательному кинематографу иное, чем у нас). Их Лукас, в данном случае – наш старый добрый Салтыков-Щедрин, который писал самые настоящие «политические сказки».

Казалось бы, смысл фильма и, соответственно, мнение автора можно выразить очень просто и банально: «демократия, республика, свобода – это хорошо, а империя, власть тирана – плохо», но я настаиваю на том, что все не так просто, Лукас не просто развлекает своих зрителей, он их и просвещает. Лукас – не рассказчик, он – философ, причем с политических уклоном.

Автору удивительно точно удается уловить многие политические нюансы, политико-философские проблемы. «Текст» лукасовского фильма пестрит «гиперссылками» на различные исторические или литературные сюжеты. Автор предлагает зрителям подумать над такими политическими проблемами, как:

  • Власть, она же «сила» в фильме, имеет две стороны – светлую и темную. Лукас, конечно же, сам на светлой стороне (стороне Ордена джедаев), но он прекрасно понимает, что его выбор не обязательно единственно верный, именно поэтому он вкладывает в уста некоторых джедаев вполне диктаторские, авторитарные настроения. Тем самым автор как бы говорит зрителям, что демократия – очень хорошо, надо быть на стороне света, но нельзя забывать, что есть и темная сторона, и, пожалуй, главное, от светлой до темной стороны силы – один шаг.
  • Власть-сила – очень опасная вещь, а политика как процесс борьбы за власть, еще опаснее. На образе Энекена Скайуокера, ставшего одним из главный злодеев трех последних эпизодов, Лукас наглядно демонстрирует то, как власть развращает, искушает, деградирует.
  • Когда верховный канцлер Палпатин (главный «плохой» в фильме) на сессии Галактического Сената (образ любого европейского парламента и образ ООН) призывает во избежание развала галактической республики «злыми» сепаратистами создать Галактическую Империю – зал рукоплещет, в овациях рушится свобода и демократия республики… (Ничего не напоминает? У меня лично ассоциации с Веймарской республикой и Гитлером).
  • Республика и Империя. Свобода и стабильность. Лукас говорит о том, что политикам иногда надо делать сложный выбор между свободой и стабильностью. Но, к сожалению, о последствиях этого выбора политики заботятся мало…
  • Сверхактуальная тема сепаратизма. В первых трех эпизодах сепаратисты – враги, с ними за сохранение единства республики борются и «хорошие» джедаи, и «плохие» ситхи. Уже в трех последних эпизодах сепаратисты – это остатки гордых, свободолюбивых республиканцев, которые сражаются с тоталитарной Империей. Лукас поднимает извечную тему: где грань между «незыблемостью границ государств» и «правом наций на самоопределение»?

Главным контраргументом этого моего рассуждения может стать тезис, что «старые» части саги ( IV , V , VI эпизоды сняты в 1977-1983 гг.) были созданы во времена «холодной войны», биполярного мира, противостояния двух различных систем (здесь невольно вспоминает известная рейгановская характеристика СССР), другими словами, «Звездные войны» без труда можно считать продуктом американской пропаганды, «промывкой мозгов»… Даже если это и так, даже если и были сняты «старые» эпизоды на деньги спец.органов США, это нисколько не умоляет политико-кинематографический гений Лукаса! К тому же, если «Звездные войны» и есть госзаказ, то зачем же было снимать «новые» эпизоды именно такими, какими их сделал Лукас? Зачем настолько политизировать свой фильм, ведь в наше время автор такого мощного блокбастера мог взять свою аудиторию одними спецэффектами, батальными сценами, рукопашными боями и т.п.? Но Лукас учит своих зрителей политике…

Я не зря в самом начале своего рассуждения сказал, что «открыл Америку», потому что уверен: большую часть того, что я доказывал выше, многие поняли раньше… Просто хотелось сказать, что, во-первых, Лукас – Мастер, Художник, гений, а, во-вторых, иногда ответы на сложные вопросы современности можно найти в самых простых на первый взгляд вещах. Лично я нашел – в «Звездных войнах»…