Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


"И выразив тайно свою одинокую душу…"

Якуб Вишневский "Одиночество в сети" (Samotnose w sieci)

В одной из рецензий к этому роману сказано: "Классический выжиматель слез вроде "Ромео и Джульетты". Но, кроме того, в нем рассказывается о геноме человека и судьбе мозга Эйнштейна". Характеристика настолько исчерпывающая, что, прочитав книгу, затрудняешься что-либо еще добавить к этому краткому определению. Пытаешься вспомнить, что еще тебя затронуло или поразило в ней. И тут же вспоминаешь другую рецензию, восхищающуюся умением Вишневского понять женщину, проникнуть в ее тайные мысли и желания. "О, море странных снов, и звуков, и огней!". И тут тоже все сказано. Действительно, столь пристального внимания в литературе к женскому началу в человеке давно уже не уделялось. Порой при чтении романа возникает даже ощущение навязчивости, излишества.

Обратимся еще к некоторым фактам, касающимся издательской судьбы романа и биографии писателя. Роман в течение трех лет находился в числе польских бестселлеров. Сам Якуб Вишневский был моряком рыболовецкого флота. Позже стал доктором информатики. В настоящее время живет в Мюнхене. И тут начинаешь понимать, о чем еще говорит роман, что в нем беспокоит и просится наружу. Но по порядку.

Сюжет книги разворачивается, как и в большинстве последних, ставших бестселлерами, романов, по всему миру (слишком маленькая стала наша планета). Новый Орлеан, Варшава, Берлин, Мюнхен, Нью-Йорк, Париж. Он и Она, мужчина и женщина, ищущие и находящие друг друга. Это настоящая любовь, для которой находят самые волнующие слова, которая заставляет совершать самые безумные поступки. Но традиции классического драматического сюжета не позволяют им обрести счастье рядом друг с другом. Смерть стоит за плечами людей, познавших совершенство, чтобы гуманно избавить их от последующих страданий и разочарований. Они долго блуждали в одиночестве, чтобы обрести наконец покой в ее объятиях. Но при чем здесь сеть, геном человека, мозг Эйнштейна? Зачем вообще мы взялись за описание сюжета и упомянули о фактах биографии писателя?

На самом деле все очень просто и тривиально, и долгие отступления понадобились только для того, чтобы высказать очередные сетования о судьбе романного искусства. Рецепт, по которому была написана книга Вишневского, ранее замечательно был опробован в американском бестселлере "Мосты округа Мэдисон". Впоследствии блестяще экранизирован Клинтом Иствудом, исполнившим в дуэте с Мерил Стрип главную роль. Такая же судьба, по всей видимости, ожидает и этот образец современной европейской прозы.

Тонко прочувствованные отдельные факты собственной биографии, умело сплетенные вместе на фоне сегодняшних реалий жизни европейца (Интернет, электронная почта, сотовые телефоны). На фоне всего того, что крадет у современного человека окружающий его мир. Но остается сам человек, от себя убежать сложнее. В минуты покоя зловещие вопросы "зачем?" и "почему?" выползают из самых разных уголков нашего сознания, повергая нас в пучину иррационального ужаса. Но проблема одиночества и взаимопонимания уже не раз привлекала к себе внимание писателей, и любовь как способ ее решения приобретала в их произведениях черты по-настоящему архетипические. Зачем возвращаться к этому и превращать собственные воспоминания и описание личных переживаний в художественное произведение? И опять все просто. Ведь для того, чтобы прочитать полуторатысячностраничные воспоминания Пруста, навеянные запахом свежеприготовленного кофе, надо остановиться и оторваться от экрана монитора или хотя бы на минуту сойти с очередного транспортного средства и присесть "на обочину". А это уже страшно: кто знает, какие мысли появятся после этого в голове. Жанр, открытый Прустом, беллетризирован и доведен до уровня массового потребления.

Жаль, что из современного искусства исчез человек, осталась только личность несовершенная и нуждающаяся в защите со стороны дряхлеющей цивилизации. Но все это отвлеченные размышления, которые не имеют непосредственного отношения к самому роману. Возвращаясь к книге, отметим: ранимым душам читать обязательно. "Вы не одиноки в этом мире".