Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Блуждающий человек в колышущемся мире

Кадзуо Исигуро "Художник зыбкого мира"

"Легкое чтиво" или "легкое дыхание"? Экзистенциальный памфлет "суетности человеческих желаний" или блестящая стилизация лучших произведений японской литературы? Возможно ли такое банальное дихотомическое деление для этого романа?

Ответы на все эти вопросы будут столь же банальны, сколь и пространны. Наверно, каждый в этом романе сможет найти что-то свое, глубоко личное. Приверженцы политического романа - художественные образы расплаты и раскаяния за ошибки прошлого, любители экзотики - подробное описания японского быта и обычаев, поклонники японской литературы - эфемерность и летучесть человеческих воспоминаний, ощущение ускользающей красоты, причудливую вязь событий жизни человека, не всегда зависящую от его воли и усилий. Но чего, действительно, нельзя найти в этом романе, так это определенности и уверенности человека в происходящем вокруг него.

Как и в большинстве произведений Исигуро, в романе форма преобладает над содержанием. Писатель словно одаренный копиист играет жанрами, чтобы опробовать силу своего пера. Но это не значить, что автор безвольно следует популярным трендам мировой литературы. Писателя интересует не обличение социальных язв и пороков современной цивилизации, наиболее популярная тема современной литературы второй половины XX века, и не поиск ускользающей красоты, центральная тема японской литературы. Любимая тема всех произведений Исигуро - человек блуждающий. Не заблудившийся, а именно блуждающий. Человек, по Исигуро, это персонаж, наделенный свободой воли и способностью влиять на происходящее вокруг него. Но всегда ли эти усилия приводят к тем результатам, к которым он стремился? Хотел ли он их? На этот вопрос Исигуро, как истинный восточный человек, не дает исчерпывающего ответа.

И, кажется, где бы ни разворачивалось действие его романов, кем бы ни был главный герой, сделав первый шаг, он оказывается подхвачен какой-то невидимой волной неумолимого закона, несущего его к результату, которого он не предвидел и не ожидал. Значит ли это, что тем самым писатель снимает со своих героев ответственность за их поступки?

Как бы ни сложилась романная судьба героев произведений Исигуро, его герой, прежде всего, человек долга. Выбрав свой путь, он подчиняется и следует его правилам. Он ошибается, падает, но встает и идет дальше, на его пути нет ошибок, которые нельзя или не нужно исправлять. Вопрос в другом: как понять, что "собирать камни" уже пришло время?

Отдельно следует отдать должное искусству стилиста К. Исигуро. Где бы не разворачивалось действие романов писателя, в английском поместье, в "веселых кварталах" японского городка, на исполнительских площадках старинного европейского города, погружение читателя в атмосферу выбранного места действия производится писателем безупречно. Genius loci - гений места - всегда является неизменно незримым персонажем произведений японца по происхождению, англичанина по месту жительства.

Так и в романе "Художник зыбкого мира" читатель убаюкан внешней размеренностью и неторопливостью образа жизни знаменитого японского художника, который уже давно живет лишь своими воспоминаниями. Но его воспоминания о восхождении к известности неожиданным образом неразрывно переплетаются с его сегодняшними попытками выдать замуж свою младшую дочь. Этот традиционный японский обряд, возлагающий на родителей обязанность и ответственность за выбор жениха или невесты для своего ребенка, оказывается связан для него с прохождением еще раз своего жизненного пути, подведением итогов и анализом достижений и допущенных ошибок. Но нужно ли их исправлять…?

Все сущее явь
Несущее сон, наваждение
Так думаем мы
Забывая, что жизнь в этом мире
Есть всего лишь жизнь в этом мире.