Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Ураган по имени Америка

Джон Дос Пассос "США"

Если сравнивать вкус романа со вкусом вина, то ощущение от первых страниц этого романа как от молодого вина. Голова начинает кружиться и трудно ориентироваться в происходящем на его страницах: что происходит, а главное зачем. Какие-то отрывочные сюжеты, множество никак не связанных между собой персонажей, выдержки из газетных публикаций, странные деформированные образы современной цивилизации. И все это кружится в каком-то странном непредсказуемом танце, урагане, несущемся вдоль 42-ой параллели американского континента. Но постепенно голова обретает ясность, и даже в этом хаотичном нагромождении событий и судеб проявляется некоторая закономерность.

Перо писателя словно лезвие неумолимо скользит сквозь толщу человеческих судеб и событий начала ХХ века. В безудержном вращении героев вскоре перестаешь различать их индивидуальные черты, сопереживать их судьбам, они становятся символами эпохи, архетипами, вечными жидами, блуждающими по земле. Отстраненность, почти газетный тип повествования автора в описании своих героев позволяет читателю не торопиться с выводами и не пасть жертвой пристрастий автора. Хотя, конечно, эти пристрастия есть у автора, но они как в судебной хронике появляются в виде сухих, почти не подлежащих интерпретации фактов. Америка страдающая, блуждающая, кощунствующая, бунтующая, воюющая проносится перед нами в хитросплетениях надвигающейся глобализации.

Выпавшие из гнезда птенцы на первый взгляд в изображении писателя не вызывают симпатий. Они как старые клочки бумаги, от них хочется отстраниться, пройти мимо, не заметить. Но именно эти Форесты Гампы являются американской нацией, они - ее плоть и кровь, без них ничего не происходит, да и не имеет смысла. А те, кто является видимой вершиной этого айсберга, напротив, обаятельны, симпатичны и нравятся окружающим, но внутри у них нет жизни, они - лишь личина, персона, антропоморфная оболочка текущих политических интересов государства или капитала.

Вообще социальные процессы начала XX века, определившие современный статус Соединенных Штатов Америки как сверхдержавы, являются центральной темой повествования автора. Через эту непрочную, пока еще прозрачную ткань видно современного государственного колосса, торопящегося занять свое место на политической карте современной цивилизации. Для него человек - лишь разменная карта в этой игре, ценность человеческой жизни - лишь красивый лозунг, ноу-хау, удачный PR-ход. Но произведение не исчерпывается социальной позицией автора, как для любого по-настоящему великого художественного произведения для него важен, прежде всего, человек. Пусть он проигрывает в этой изощренной политической игре, является в ней только расходным материалом, легко увлекается внешним блеском и упаковкой как ребенок. Но в этом и есть весь человек, суть всего происходящего с ним, человек падает, ушибается, иногда погибает, но все равно встает и идет дальше в надежде отыскать самого себя, лучшее место для себя.

Художественные приемы, использованные автором, чтобы показать вавилонское столпотворение современной цивилизации, кажутся единственно верными в ее изображении. Отдельные человеческие судьбы, воплотившие мифы XX века в произведениях других выдающихся писателей, так и остаются гениальным портретным воплощением одной мысли, одной идеи. А произведения Пассоса напоминают ураган, у которого нет цели, а есть только неизбежность, неотвратимость вечного движения.