Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Игорь Аверкиев

 

2000, 2001 годы

 

Версия для печати

О международных благотворительных фондах и о пермских благотворителях

 

Ниже приведённые информационные записки я подготовил в 2000 и в 2001 году по просьбе Татьяны Ивановны Марголиной, тогда - заместителя пермского губернатора по социальным вопросам, сегодня - Уполномоченного по правам человека в Пермском крае. Татьяна Ивановна хотела разобраться с финансовой стороной деятельности пермских общественных организаций, а я, по её мнению, обладал познаниями и опытом в этой сфере.

 

Излагая в записках своё мнение, я не проводил никаких специальных исследований, писал о том, что «знал и так» или догадывался, исходя из общей логики событий и отношений в этой сфере. Таким образом, в этих информационных записках - не «объективная картина», а мое представление о ней.

 

 

Игорь Аверкиев                                                                                                28 мая 2013 года

 

_____________________________________________________________________________

 

 

21 июля 2000 г.

И.В. Аверкиев

 

О пермских благотворителях

Аналитическая записка

 

1. В некоммерческом секторе Пермской области сложилась не совсем нормальная ситуация, при которой общественно полезная гуманитарная и социальная деятельность многих некоммерческих общественных организаций на 60-100% финансируется международными благотворительными фондами, т.е. «из кармана» американских и европейских налогоплательщиков и частных жертвователей. С одной стороны, привлечение столь масштабных иностранных «благотворительных инвестиций» может только приветствоваться. С другой стороны, массовое «делание добра» в отдельных социально-гуманитарных сферах почти исключительно на иностранные деньги может (в отличие от коммерческих иностранных инвестиций) рассматриваться и как деморализующий общественность фактор, и как возможный предмет для политических спекуляций.

 

2. При этом объёмы собственно пермской благотворительности весьма невелики, а сама местная благотворительность очень специализирована. Многие пермские предприятия и организации, имеющие ресурсы для серьезной благотворительной деятельности, не занимаются ею или занимаются эпизодически либо потому, что их руководители не имеют пока серьезных мотивов для благотворительности, либо потому, что не обладают технологиями, позволяющими им максимально эффективно вкладывать благотворительные средства (многие руководители имели или считают, что имели, негативный опыт малоэффективного и даже нецелевого использования благополучателями их средств).

 

3. Сама по себе благотворительная деятельность пермского бизнеса имеет ряд особенностей, которые делают ее малоэффективной с точки зрения достижения социальных, гуманитарных и культурных целей; более того, эти особенности оказывают негативное влияние на формирующийся некоммерческий сектор и «благотворительный рынок».

 

Благотворительствуя, пермский бизнес не ограничивается моральным удовлетворением, а, прежде всего, рассчитывает получить от благополучателей прямую или опосредованную материальную или нематериальную выгоду - рекламу имени, торговой марки, продвижение новых товаров; политическую поддержку «благодарной общественности», «покупку» лояльности со стороны государственных и муниципальных органов и т.п. Соответственно, деньги вкладываются, как правило, либо в массовые мероприятия (шоу-представления, всевозможные празднования, спортивные соревнования), либо в организации, оперирующие массами членов, способные привлечь на свои мероприятия максимум публики (массовые общественные организации: советы ветеранов, ВОИ, ВОГ, ВОС, государственные и муниципальные учреждения культуры и спорта,), либо в социальные и культурные мероприятия, проводимые органами государственной власти и местного самоуправления или по их рекомендации. В итоге в зону местной благотворительности, как правило, не попадают «маломерные» организации и мероприятия, как бы нужны они ни были конкретным людям (экологические, правозащитные, молодежные, пацифистские организации, гуманитарные организации, осуществляющие поддержку маргинальным группам населения: заключенным, бездомным, больным туберкулезом, СПИДом и т.п.), а также организации, не желающие или не умеющие обменивать на благотворительную помощь свои «политические» или «маркетинговые» услуги.

 

Выделение благотворительных пожертвований в большинстве коммерческих организаций осуществляется спонтанно, не концептуально: или тем, кто активнее, настырнее просит, или клиентельно (знакомым, по просьбе знакомых), или известным, «раскрученным» организациям и общественным деятелям, или в соответствии с современной «благотворительной модой» (в разное время на пике «благотворительной моды» были, например, «афганцы», «солдатские матери», «многодетные семьи», «волонтеры» и др., сегодня их место заняли «чеченцы» (пермяки, прошедшие войну в Чечне), беспризорники и наркоманы). В итоге почти не имеют шансов получить благотворительную помощь новые и малоизвестные организации, сколь бы полезной ни была их деятельность; организации, не имеющие связей в бизнесе и во власти; организации, занимающиеся деятельностью, не популярной в среде благотворителей; наконец, организации, лидеры которых просто недостаточно коммуникабельны или обаятельны для фандрайзинга, хотя могут быть очень толковыми, преданными делу людьми.

 

Низка технологическая культура пермской благотворительности: как правило, отсутствуют специальные внутренние положения, регламентирующие благотворительную деятельность организации, не проводятся реальные конкурсы, не применяются формализованные критерии отбора благополучателей и стандартная договорная документация; благотворительность как вид деятельности на отдельных крупных предприятиях, если и планируется, то уж точно не программируется; совершенно отсутствует социальный аудит и даже более простые формы проверки организационной, финансовой, кадровой и гуманитарной состоятельности обращающихся за помощью общественных организаций. В итоге благотворительные средства нередко получают имитационные («виртуальные») организации, а то и просто проходимцы; благотворительные средства с относительным избытком могут скапливаться «на руках»  нескольких известных, «громких» или модных в этом благотворительном сезоне организаций, и при этом десятки, сотни других, не менее достойных и полезных обществу, не могут добиться благосклонности спонсоров; неформализованность отношений между благотворителем и благополучателем приводит к неадекватному пониманию взаимных обязательств, к необоснованным претензиям и конфликтам.

 

Уклоняясь от налогов, не относясь к благотворительности как к серьезному делу, или просто от нежелания «возиться», пермские благотворители, как правило, не требуют от благополучателей формализованной текущей и окончательной финансовой и особенно содержательной отчетности об использовании благотворительных средств. Зачастую благотворители передают средства благополучателям, даже не оформляя договором целевой характер их использования, не утверждая смету расходов. В итоге благотворитель собственноручно поощряет безответственность и даже злоупотребления при расходовании благотворительных средств, развращая своих благополучателей.

 

Общий итог. Благотворительная деятельность пермских предприятий и организаций, как правило, непрофессиональна (недостаточно технологична), зачастую использует некорректные и малоэффективные методы отбора благополучателей и выделения благотворительных средств; в результате невысока социальная эффективность многих благотворительных вложений (количество конкретных людей, получивших конкретную адекватную и качественную поддержку), а сам характер благотворительной деятельности чреват деформирующими воздействиями на корпоративную этику формирующегося некоммерческого сектора региона. Все вышесказанное, в свою очередь, лишает энтузиазма самих действующих благотворителей и мешает серьезно заняться этой деятельностью благотворителей потенциальных и эпизодических. Отсюда следует предположение о том, что при устранении или ослаблении указанных негативных факторов совокупный объем благотворительных пожертвований пермских предприятий и организаций может быть значительно увеличен. Соответственно, к нормальному соотношению должны прийти доли иностранных и национальных вложений в некоммерческий сектор региона (естественно, не за счет сокращения иностранных, а за счет увеличения абсолютных объемом российских).

 

_____________________________________________________________________________

 

 

 

ПЕРМСКАЯ ГРАЖДАНСКАЯ ПАЛАТА

614006, г. Пермь, ул. Куйбышева, д. 14 (КДЦ), к. 203
т/ф. (3422) 90-13-04, e-mail: prpc@psu.ru

 

№_____ от 09.11.2001 г.

 

Заместителю губернатора

Пермской области

Т.И. Марголиной

 

Уважаемая Татьяна Ивановна,

 

Ежегодную сумму грантов, выделяемых пермским НКО международными благотворительными фондами можно определить лишь экспертно, т.к. более или менее исчерпывающей информацией я обладаю лишь о деятельности тех фондов, чья благотворительная поддержка пермских общественных организаций наиболее значительна: Фонд Форда, Фонд «Евразия» и Институт «Открытое общество». О благотворительной активности других фондов могу судить лишь фрагментарно, опираясь на информацию пермских НКО, СМИ, специализированных интернет-изданий.

 

В течение последних 4-5 лет международные благотворительные фонды, непосредственно или через благотворительные российские организации, вкладывают в пермский некоммерческий сектор 1-2 миллиона долларов ежегодно (30-60 миллионов рублей). Впрочем, при определенных допущениях, и 3 миллиона долларов в год представляются вполне реальной цифрой. 

 

Думаю, более половины этих средств приходится на трех основных доноров: Фонд Форда, Фонд «Евразия» и Институт «Открытое общество». Например, в 2000 году Фонд Форда выделил пермским НГО гранты на общую сумму 310 тысяч долларов (около 8,5 миллионов рублей).  В разные годы «пермский вклад» Фонда Форда может варьировать от 100 до 500 тысяч долларов. Только финансируемая им и проводимая Пермской гражданской палатой Программа грантов «Новая пермская общественность» ежегодно выделяет гранты более чем двадцати общественным организациям региона на общую сумму свыше 2 миллионов рублей. Сопоставим с вкладом Фондом Форда, а в некоторые годы и превосходит его, «пермский вклад» Институт «Открытое общество». Примерно в полтора раза меньше доля Фонда «Евразия» (в 1999 фонд выделил пермским НГО около 230 тысяч долларов).

 

Кроме этих фондов еще 10-15 международных донорских организаций более-менее регулярно финансируют пермские некоммерческие проекты. Среди них: ТАСИС (Европейская комиссия), Агентство по международному развитию - USAID (США), Программа МАТРА Посольства королевства Нидерланды, Национальный фонд в поддержку демократии - NED (США), Русско-немецкий обмен, Фонд МакАртуров, Фонд Генри М. Джексона, Фонд Фридриха Наумана (Германия), Совет по международным исследованиям и обменам – IREX (США), Программа «Дорога свободы» (Швейцария) и др. Многие из этих фондов финансируют пермские проекты через российские благотворительные организации, такие как «Точка опоры», Межрегиональный фонд «За гражданское общество», «Институт экономики города» и др.

 

Еще один-два десятка фондов эпизодически финансировали пермские НГО.

 

Чаще всего Фонды выделяют пермским организациям так называемые «малые гранты» до 10 тысяч долларов (до 290 тысяч рублей). Около десяти пермских организаций более менее регулярно выигрывают гранты в несколько десятков тысяч долларов. Несколько наиболее известных и развитых организаций привлекают гранты свыше 100 тысяч долларов. 

 

 

С уважением,

 

Председатель Пермской

гражданской палаты                                                                 И.В. Аверкиев

 

 

Назад