Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека гражданских технологий

 

Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"

 

"Гражданская экспертиза - пермский опыт"

 

Оценка правовой базы Пермской области в сфере защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей

В результате анализа комплекса нормативно-правовых актов можно констатировать, что в настоящее время в Пермской области нашла нормативное закрепление модель, способная обеспечить право ребенка на воспитание в семье. Нормативными актами Пермской области определено:

  • цели, принципы и направления деятельности государственной политики
  • основные альтернативные формы устройства ребенка в семью
  • система мер материальной поддержки семей, обеспечивающих воспитание детей, оставшихся без попечения родителей
  • организационная система реализации государственной политики в сфере обеспечения права ребенка на семью
  • финансирование государственной политики альтернативных форм устройства ребенка в семью
  • программные мероприятия по реализации указанной государственной политики.

    Основные ее недостатки заключаются:

  • отношение в региональном законодательстве к альтернативным формам воспитания ребенка в семье не в полной мере соответствует отношению к ним как семейным формам воспитания ребенка, поскольку:
    • деятельность приемных родителей, патронатных воспитателей признается педагогической деятельностью
    • имеет место проведение регулярных контролирующих проверок

  • не нашла в достаточной степени нормативного отражения необходимость проведения профилактической работы, отсутствуют механизмы ее проведения. Основные усилия направляются на работу с последствиями (работа с детьми, фактически оставшимися без попечения родителей), практически отсутствуют мероприятия, обеспечивающую возвращения ребенка в родную семью

  • механизмы устройства ребенка семью не находят дальнейшего развития в нормативных актах. Основные мероприятия по работе с ребенком, оставшимся без попечения родителей, ограничиваются закреплением в законодательстве механизмов устройства ребенка на семейную форму воспитания. Работа с семейными формами воспитания детей на последующих этапах в основном заключается в осуществлении контролирующих функций. Уровень материальной поддержки семейных форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, сведен к минимуму и не включает в себя комплексных мероприятий:
    • по созданию льготного налогового режима, механизмов по решению семейных конфликтов между детьми и родителями
    • обеспечение возможностей для получения имущественной и иной материальной поддержки из внебюджетных источников

  • организационная система, обеспечивающая комплексную защиту прав ребенка, значительно удалена от непосредственного объекта ее защиты. Координация и взаимодействие органов власти по обеспечению прав ребенка нормативно определена только на региональном уровне, работа с муниципальными органами власти, осуществляющими основную работу с детьми, пока ограничивается рекомендациями. Это снижает возможности по оперативному вмешательству в ситуацию, когда нарушаются или не должным образом обеспечиваются права ребенка

  • отсутствуют механизмы гибкого реагирования на проблемную ситуацию, связанную с финансированием деятельности по обеспечению прав детей. В региональном законодательстве отсутствуют гарантии финансирования в полном объеме, предусмотренном законодательством, альтернативных форм устройства ребенка в семью. Кроме того, при расчете средств, выделяемых на содержание детей, за основу берутся нормы, основанные на прожиточном минимуме в Пермской области, а не нормы, установленные законодательством РФ для воспитанников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

  • не предусмотрены механизмы интеграции детей с отклонениями в развитии в социум на начальных ступенях развития

  • не в достаточной степени решены проблемы обеспечения приемлемого уровня жизни детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с началом самостоятельной жизни (например, в бюджете области следует предусмотреть средства на строительство или приобретение на вторичном рынке жилья для детей, оставшихся без попечения родителей).

    Оценка реализации нормативно-правовой модели Пермской области по обеспечению прав детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

    Анализ деятельности органов опеки и попечительства и других органов, отвечающих за соблюдение прав детей, нуждающихся в государственной защите, свидетельствует о том, что в Пермской области:

  • отсутствует система ранней профилактики социального сиротства, методы планирования социального патроната на ранних этапах (например, среди школьников, лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации) как до рождения ребенка, так и после

  • фактически отсутствует социальный патронат на основе индивидуального подхода к профилактике беспризорности и безнадзорности

  • не разработаны и методически не обеспечены информационные системы, направленные на распространение информации о системе социальной защиты родителей с детьми, в которых должны быть отражены все права и обязанности современных родителей, приведены конкретные данные по всем типам социальных поддержек, предоставлены адреса служб помощи и поддержки семьи и ребенка

  • малоэффективно ведется работа с банком кандидатов в усыновители, опекуны, приемные родители, патронатные воспитатели либо такие банки совсем отсутствуют

  • на муниципальном уровне отсутствуют межведомственные организационные системы по реализации прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации

  • существуют административные барьеры в районах области по развитию альтернативных форм устройства ребенка в семью

  • не создана единая система поддержки и сопровождения приемных, патронатных семей

  • не решаются вопросы последующей социализации детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих места проживания

  • не осуществляется информационная поддержка альтернативных форм устройства ребенка в семью

  • не обеспечено эффективное, информативное и мобильное функционирование регионального банка данных о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей, а также детей, нуждающихся в социальной защите

  • не обеспечена подготовка специалистов по охране прав детей в необходимом количестве и повышение их квалификации в изменяющихся условиях

  • в некоторых территориях Пермской области приемные семьи не получают должного внимания и поддержки. Отсутствует медицинское обслуживание приемных семей, не оказывается помощь в улучшении жилищных условий, хотя есть необходимость. Администрация района, другие ведомства помощи приемным семьям не оказывают. Лишь в 14 территориях области ежегодно проводятся медицинские осмотры детей, находящихся на воспитании в приемных семьях, организовано диспансерное обслуживание и лечение, осмотр узкими специалистами в районных поликлиниках.

    Правовые механизмы, направленные на обеспечение реализации права ребенка на воспитание в семье, ограничиваются использованием альтернативных форм реализации этого права. Обеспечение реализации этого права в "кровной" семье ребенка не рассматривается в качестве самостоятельного направления деятельности, а выступает лишь как дополнение к указанным новым формам. В связи с чем можно предположить, что, активизируя свою деятельность в направлении использования альтернативных форм реализации этого права, органы власти не пытаются решить проблемы социального сиротства, они только следуют текущей федеральной государственной политики в этой сфере, а не формируют свою собственную.

     

    
  •