Юр. адрес: 614016, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, 13-17. Консультации ведутся по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 120а, запись по телефону: (342) 233-40-63. e-mail: palata@pgpalata.org
Выдержки из экспертного отчета "Исследование доступности социальных сервисов в городе Перми"
Рекомендации по итогам проведения гражданской экспертизы
Основные механизмы взаимодействия НКО с органами местного самоуправления для решения проблем бедности
Представляется, что наиболее перспективным может быть следующий алгоритм деятельности НКО по взаимодействию с органами местного самоуправления в решении проблем бедности.
Необходимо привлечь внимание "ключевых игроков" и местного сообщества к асимметрии в решении проблем предоставления социальных услуг и проблем бедности. Необходимо провести ряд "настроечных" дискуссий и экспертных обсуждений для формирования принципиального базового понимания необходимости решения этой проблемы.
Провести гражданскую экспертизу системы распределения социальных услуг с выделением компетенций разных уровней и ветвей власти для идентификации переговорных сторон.
Сформировать "пакет предложений" по уменьшению административных барьеров доступа беднейшего населения к социальным услугам.
Сформировать "пул" заинтересованных НКО и экспертов.
Запустить "переговорный процесс", возможно "пилотно" в отношении ограниченного круга социальных сервисов.
Идентифицировать и использовать все типы "переговорных площадок" с властью для решения проблем доступа к социальным услугам в фокусе преодоления бедности.
Провести гражданские переговоры, создать рабочую группу, разработать конкретный проект.
Сформировать благоприятную административную, общественную и экспертную среду для реализации проекта.
Реализация проекта органами местного самоуправления. Гражданский контроль над проектом.
Мониторинг достижения поставленных целей. Мультиплицирование положительных результатов.
В отношении тех вопросов, которые находятся в ведении федеральных и региональных органов власти, необходимы взаимодействие ассамблей и сетевых организаций, а также других партнерских НКО. Необходима выработка аргументов через проведение других ситуативных мониторингов и экспертиз, запуск систем формирования благоприятного общественного мнения и стимулирования общественного интереса с фокусом на решение проблем бедности, а далее скоординированная деятельность НКО и экспертного сообщества в запуске федерального (регионального) переговорного процесса.
Серьезным ограничителем при этом могут стать приближающиеся выборные кампании, которые сделают власть менее податливой на переговоры в связи с широким спектром причин.
Предложения гражданским организациям по переговорам
С учетом описанных ограничений основным предметом переговоров на первом этапе могут быть следующие вопросы:
Повысить информированность граждан о возможностях в получении сервисов, в частности, оказывающие сервисы организации могли бы в инициативном порядке предлагать гражданам варианты получения сервисов.
Уменьшить число мест оказания сервисов для сокращения транзакционных издержек получателей сервисов и упрощения получения информации.
Упорядочить процедуру выбора получателя сервиса среди нескольких претендентов, чтобы сократить "свободную конкуренцию" за дефицитные сервисы и тем самым повысить доступность сервисов для бедных. Повысить прозрачность и справедливость выбора среди претендентов, основываясь на том, что дефицитность сервисов в ближайшем будущем преодолеть полностью не удастся.
Повысить доступность сервисов для инвалидов, рассмотреть вопрос не только о реконструкции помещений, но и создании специальной службы помощи инвалидам (транспорт, подъем на этаж и пр.), как более дешевую временную альтернативу.
Снизить косвенные расходы на получение сервисов и повысить предсказуемость их размера.
Возможной формой реализации указанных задач могло бы стать внедрение "системы одного окна".
В перспективе пермские организации могли бы ставить задачу лоббирования в федеральных органах власти реформы социальных сервисов:
Перевод профессиональных, компенсационных и поощрительных льгот в денежные выплаты (увеличение зарплат, расчет индивидуальных компенсаций и пр.),
Предоставление социальных сервисов на основе критериев нуждаемости, и, как следствие, общее сокращение объема сервисов - ликвидация дефицита и конкуренции потребителей сервисов.
Демонополизация предоставления сервисов, развитие конкуренции путем привлечения частных исполнителей, но для этого необходимо избавиться от дефицита сервисов по причине отсутствия бюджетных средств.