|
И.В. Аверкиев
МОДЕЛИ
ПРАВОЗАЩИТНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ С
ОБЩЕСТВЕННЫМИ
ПРИЕМНЫМИ
Цель моделирования - деятельность в рамках общественной приемной при правозащитной организации должна соответствовать правозащитной миссии.
Ограничения моделирования:
Трудозатраты на непрофильных посетителей должны быть минимизированы.
Жесткая правозащитная специализация приемной не может приводить к отрицательным социальным эффектам и имиджевым потерям для организации.
Модели правозащитных организаций с общественными приемными:
Данные модели основываются на реальных прототипах и лишь обобщают существующую практику.
Мы считаем эти модели лучшими с точки зрения соответствия правозащитной миссии и обеспечения высокой эффективности правозащитного консультирования
***
«КОНСУЛЬТАЦИОННО-ДИСПЕТЧЕРСКАЯ МОДЕЛЬ»
Общественная приемная = правозащитное консультирование + социальное диспетчирование
Принцип деятельности:
При правозащитной организации существует общественная приемная, в которой оказываются два вида услуг: социально-правовое консультирование граждан, пострадавших от нарушений прав человека + широкое социальное диспетчирование непрофильных посетителей.
Особенности:
Жесткая селекция обращений на предмет нарушений прав человека (посетителю на этапе регистрации задаются вопросы о предмете его обращения, на основании ответов делается вывод о наличии/неналичии в обращении правозащитного содержания; см. технологию «Правозащитная селекция обращений»).
Консультационные услуги оказываются только гражданам, пострадавшим от нарушений прав человека.
Непрофильным посетителям оказываются диспетчерские услуги (предлагается контактная информация об организациях, услугах, соответствующих предмету обращения, по возможности посетителю передаются информационные и методические материалы по предмету обращения; см. технологию «Диспетчирование непрофильных посетителей»).
В целях информационного обеспечения диспетчирования ведется мониторинг социальных и правовых сервисов и соответствующая база данных (собирается информация об организациях и специалистах на территории ответственности правозащитной организации, оказывающих социальные и правовые услуги самого широкого спектра; в соответствующей базе данных аккумулируется информация о названии организации/сервиса, ее специализации, режиме работы, адрес, телефон, ФИО руководителя и специалистов, условия оказания услуг (платно-бесплатно и др.) и т.п.; по возможности аккумулируются и тиражируются методические материалы, предназначенные для непрофильных посетителей; см. технологию «Диспетчирование непрофильных посетителей»).
Ограничения:
Эта модель применима для городов с относительно развитой системой государственных и негосударственных социальных и правовых сервисов (Пермь, Нижний Новгород, Самара, Екатеринбург, Новосибирск и другие миллионники и региональные центры): отказывая непрофильному посетителю в консультации, правозащитная организация должна иметь возможность направить посетителя в организацию, реально оказывающую услуги, соответствующие предмету обращения.
КЛИНИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ
Консультационно-диспетчерская модель + юридическая клиника
Принцип деятельности:
Двухуровневая модель. На «1-м уровне», в юридической клинике, в процессе массового правового консультирования происходит выявление «правозащитных посетителей», которые направляются в общественную правозащитную приемную («на 2 уровень»). Непосредственно защита прав человека происходит на «2-м уровне», в общественной приемной правозащитной организации.
Особенности:
Юридическая клиника существует при правозащитной организации (как структурное подразделение) или как самостоятельная организация, но под патронажем правозащитной организации или в рамках партнерского соглашения с правозащитной организацией, но обязательно в территориально отделенном от нее помещении (во избежание имиджевых проблем).
В общественной приемной правозащитной организации осуществляется жесткая селекция обращений (см. технологию «Правозащитная селекция обращений») на предмет нарушений прав человека, непрофильные посетители направляются в юридическую клинику.
Юридическая клиника оказывает консультационные услуги по максимально широкому спектру правовых вопросов. Селекция по мягким критериям («правовой – неправовой» и т.п.). В юридической клинике желательно оказание и диспетчерских услуг, прежде всего, по неправовым вопросам (см. технологию «Диспетчирование непрофильных посетителей»).
Граждане, пострадавшие от нарушений прав человека, направляются из юридической клиники в правозащитную организацию, где им и оказывается непосредственная помощь в защите прав человека.
Ограничения:
Модель может быть реализована только в городах, имеющих юридические отделения и факультеты, которые являются традиционной кадровой базой для юридических клиник. При сегодняшнем развитии негосударственных ВУЗов это практически любой город с численностью более 50 000 человек.
ПЕРЕХОДНАЯ МОДЕЛЬ
Традиционная общественная приемная используется как площадка и инструмент продвижения прав человека
Принцип деятельности:
В общественной приемной консультационная помощь оказывается каждому, кто считает, что его права нарушены (без особой правозащитной специализации и селекции), но при этом, находясь в приемной, посетитель попадает в сеть процедур, событий, образов, которые актуализируют его отношение к правам человека.
Особенности:
Селекция обращений традиционно самая мягкая: правовой – неправовой вопрос, отсутствие - наличие коммерческого интереса, произвол – непроизвол и т.д.
Делопроизводство, оформление приемной, консалтинговые процедуры подчиняются задаче актуализации прав человека (правозащитное оформление приемной, фиксация внимания посетителя на правозащитных аспектах в его обращении и т.д.; см. методический пакет «Общественная приемная как правозащитная просветительская площадка»).
В приемной вводятся специальные просветительские процедуры по правам человека (буклеты, анкетирование, видео; см. методический пакет «Общественная приемная как правозащитная просветительская площадка»).
Посетителям в приемной предлагаются различные варианты необременительного сотрудничества (прежде всего, информационного) с организацией в деле защиты прав человека (см. технологии «Добровольный почтальон», «Посетитель-корреспондент», «Добровольный диспетчер (посредник)»).
Зачем бы человек ни пришел в общественную приемную, выходит он с правами человека в голове и в руках.
Ограничения:
Модель актуальна для малых городов с неразвитой гражданской инфраструктурой.
ИДЕАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ
Консультационно-диспетчерская модель + юридическая клиника + адвокатская контора
Принцип деятельности:
К клинической модели с хорошо поставленным диспетчированием добавляются партнерские отношения с адвокатской конторой, предполагающие «обмен» непрофильными посетителями на взаимовыгодных условиях.
Особенности:
При правозащитной организации существует общественная приемная с жесткой правозащитной специализацией.
При или под патронажем правозащитной организации существует юридическая клиника. Клиника оказывает консультационные услуги по широкому спектру правовых вопросов и оказывает диспетчерские услуги посетителям с неправовыми (неюридическими) вопросами.
Правозащитная организация заключила соглашение о сотрудничестве с адвокатской конторой.
Общественная правозащитная приемная направляет непрофильных посетителей в юридическую клинику. Юридическая клиника направляет в общественную приемную правозащитной организации граждан, пострадавших от нарушений прав человека.
Общественная правозащитная приемная и юридическая клиника направляют в адвокатскую контору «неправозащитных посетителей» со сложными вопросами, нуждающихся в судебной защите по уголовным и гражданским делам, если они готовы оплачивать юридические услуги адвокатов.
Адвокатская контора направляет в юридическую клинику посетителей, нуждающихся в социальном диспетчировании, а в общественную правозащитную приемную направляет тех посетителей, чьи проблемы, связанные с защитой прав человека, не могут быть решены в судебном порядке. Кроме того, по просьбе правозащитной организации адвокатская контора выделяет адвокатов для участия в правозащитных уголовных делах.
Правозащитная организация может оказывать адвокатской конторе информационную и PR-поддержку по правозащитно- и социально-значимым делам.
Ограничения:
Ограничений много, поскольку модель идеальная.
***
Возможны различные сочетания представленных моделей
ВНИМАНИЕ!
Во все указанные модели, в том или ином виде, должны быть включены технологии:
«ПРАВОЗАЩИТНАЯ СЕЛЕКЦИЯ ОБРАЩЕНИЙ»,
«ДИСПЕТЧИРОВАНИЕ НЕПРОФИЛЬНЫХ ПОСЕТИТЕЛЕЙ»
Во все указанные модели желательно встраивать технологии:
«ПРАВОЗАЩИТНАЯ ПРИЕМНАЯ КАК ПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ ПЛОЩАДКА»,
«ПРАВОЗАЩИТНАЯ ПРИЕМНАЯ КАК ИНФОРМАЦИОННОЕ АГЕНТСТВО»,
«ДОБРОВОЛЬНЫЕ ПОЧТАЛЬОНЫ»,
«ПОСЕТИТЕЛЬ-КОРРЕСПОНДЕНТ»,
«ПОСЕТИТЕЛЬ-РЕСПОНДЕНТ»,
«ДОБРОВОЛЬНЫЕ ДИСПЕТЧЕРЫ (ПОСРЕДНИКИ)»
При организации или реформировании общественной приемной используйте:
методический пакет
«ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО В ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРАВОЗАЩИТНЫХ ПРИЕМНЫХ»,
технологию
«ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ПРАВОЗАЩИТНОЙ ПРИЕМНОЙ»
УСПЕХОВ ВАМ!
Пермская гражданская палата, 2006 год
Проект «Будущее прав человека в России»
При финансовой поддержке Фонда Форда и Фонда МакАртуров
Тема «Судьба общественных правозащитных приемных»
Материал ОПП/СИП № 001/5
«Модели правозащитных организаций с общественными приемными»
Автор - И.В. Аверкиев
© Пермская региональная общественная организация
«Пермская гражданская палата»
Прочитать аннотацию
Скачать в zip-архиве (12,4 kb.)
|
|