|
C середины 90-х годов XX века на базе правозащитных организаций стали появляться общественные приемные. Их целью была непосредственная, прямая помощь гражданам в защите прав человека.
Финансирование этого направления деятельности некоммерческих организаций осуществлялось, как правило, на средства международных, европейских и американских благотворительных фондов.
В последнее время деятельность "общественных приемных", признающих защиту прав человека в качестве основного направления деятельности, сталкивается с серьезными проблемами. К ним могут быть отнесены сокращение количества приемных, "вымывание" из них собственно правозащитной тематики, отсутствие видимой связи между продвижением ценности прав человека и индивидуальным бесплатным юридическим консультированием и др.
Цель проекта в рамках данной темы: исследование практики общественных приемных в России c последующей разработкой гражданских стратегий, технологий и стандартов, обеспечивающих:
- укрепление, усиление правозащитных организаций через деятельность общественных приемных
- поддержание миссии правозащитных организаций через деятельность общественных правозащитных приемных
- ценностное продвижение прав человека в России через деятельность общественных правозащитных приемных
- устойчивое существование общественных правозащитных приемных
- эффективную защиту прав человека в отношении граждан, обращающихся в общественные правозащитные приемные.
Права человека - это права, сформулированные в соответствии с духом и буквой Всеобщей декларации прав человека.
Правозащитная миссия - защита прав человека в отношении конкретных людей и/или продвижение прав человека как ценности.
Общественная правозащитная приемная - регулярная, осуществляемая в определенное время в определенном месте, деятельность некоммерческой негосударственной организации по оказанию консультационных и диспетчерских услуг населению по вопросам защиты прав человека.
Устойчивое существование общественных правозащитных приемных предполагает соответствие их деятельности правозащитной миссии и общественному спросу, при эффективном кадровом, финансовом, методическом и организационном обеспечении.
Деятельность в рамках общественных правозащитных приемных базируется на использовании двух видов гражданских технологий/услуг: гражданский консалтинг и гражданское диспетчирование. Под гражданским консалтингом мы понимаем процедуру передачи гражданам знаний и умений по защите их прав и законных интересов, под гражданским диспетчированием понимаем процедуру передачи гражданам контактной и идентифицирующей информации о социально значимых для них институтах и услугах.
В рамках данной исследовательской темы нам предстоит ответить на следующие вопросы:
- Что такое общественная правозащитная приемная в современной России, сколько их? Каковы их разновидности с точки зрения реализуемых миссий, финансовых, кадровых, менеджерских, правовых, консалтинговых стратегий и практик? Каковы тенденции их развития как одного из институтов гражданской правозащитной деятельности в России, возможен ли прогноз?
- Каковы возможные критерии оценки деятельности ОПП? Как соотносятся практики, реализуемые конкретными ОПП, с правозащитной миссией и с общественным спросом? Есть ли правозащитное будущее у ОПП?
- Как выглядят наиболее успешные с точки зрения правозащитного сообщества правозащитные приемные? На чем базируются их истории успеха? Существуют ли в практике правозащитных приемных мультиплицируемые модели эффективного решения кадровых, финансовых, ценностных, управленческих и прочих проблем.
- Как должна выглядеть деятельность правозащитной приемной, включая организацию информационной среды вне и внутри приемной, чтобы это соответствовало миссии правозащитной организации, задачам защиты и продвижения прав человека?
- Каковы наиболее эффективные (с точки зрения исполнения правозащитной миссии) технологии правозащитного консалтинга и диспетчирования?
- Как эффективно планировать и организовывать деятельность общественной приемной, чтобы она усиливала организацию (и ее устойчивость) и развивала правозащитную теорию и практику?
- Как использовать приемные в качестве PR-средства и PR-коммуникации для продвижения прав человека в России?
- Каков перечень актуальных мер, обеспечивающих устойчивое существование ОПП?
|
|