Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Другой взгляд



ПИСЬМО ПОДРУГЕ. О ПЕРМСКИХ МАНИФЕСТАХ

 

… А недавно я был на пермских манифестах. Там известные пермяки говорили о сокровенном. Предвидя твою улыбку, скажу сразу – пафоса удалось избежать. Событие состоялось на фестивале «Мосты». Это такая гражданская движуха без оголтелости, с кучей всяких мероприятий. Я, например, был на лекции Льва Гудкова (полагаю, сейчас ты мне завидуешь), слушал «Профессиональных пижонов», а в самом начале был на завтраке интеллигентов: солнечное утро, кофеёк и Кама – вышло мечтательно. Но я заболтался.

 

Выступающих было шестеро, слушателей – полный зал. Первым взял слово Всеволод Бедерсон. Я знаком с ним, он политолог, преподает в ПГУ. Помнишь, в романе «Фиеста» один американец говорил, что человек должен быть полон иронии и жалости, и желательно с самого утра? Вот в Бедерсоне это есть. И ирония, и жалость. Но говорил он о внутренней иммиграции приличного человека в плохие времена. Картина, набившая оскомину: Россия, путинский режим, потолок лежит на «родничке». Наш с тобою обесцвеченный мир (не потому ли ты уехала?). И возникает вопрос – куда деваться? Всеволод предложил отыскать сферу или сообщество, где остаться приличным человеком всё-таки возможно. Я же подумал: «А не бегство ли это?». В том смысле, что иммигрировать, спасаться в науке, кружке единомышленников, искусстве или ещё каком увлечении как-то не по-мужски. Однако вскоре я получил откровение и хочу им поделиться. «Это не бегство, - вдруг пришло мне в голову, - это творческое преодоление оцепенелости, когда ты творишь свою жизнь и живёшь иначе, по-своему, вовсе не так, как хотелось бы пацанам наверху». Получается, что сам факт твоего существования создаёт возможность выбора, а ведь без него не бывает свободы. И, может быть, действительно во тьме надо светить, пусть даже фонариком, а в царстве несвободы «всего лишь» быть свободным? Такие вот мысли – вроде банальность и вроде что-то есть. Не знаю.

 

Вторым манифестантом стал Владимир Гурфинкель, режиссер Драмтеатра и, как мне показалось, довольно глубокий дядька. Тема тоже была соответствующая – «Искусство лучше жизни». И чтобы это продемонстрировать, он рассказал историю. Думаю тебе, как завзятой театралке, она понравится.

 

Близится начало спектакля. Зрители медленно втягиваются в зал. Их движения скованны, а промежутки между людьми изрядны. И вот эти «острова» рассаживаются по местам, и интимный полумрак накрывает их с головой. На сцене возникает движение. Спустя чуть-чуть волна общего чувства прокатывается по залу, скажем – это смех. Дружный отклик и темнота, скрадывающая различия, выстраивают между «островками» мосты. И после спектакля наблюдается уже другая картина – люди выходят из зала, но между ними нет дистанции, они шагают близко-близко, как давние знакомцы или родственники. Точно также они стоят у гардероба. Способность вдруг и дружелюбно заговорить с незнакомым человеком наполняет фойе голосами. Жизнь мечется под потолком.

 

Соль истории в том, что все наши разделения обитают в голове, но на уровне чувств мы вполне способны к единству. Причём под единством, как мне кажется, подразумевается согласие личных свобод, а не какая-нибудь сектантская хрень. Потом режиссёр призвал людей к воспитанию этих самых чувств. Помнишь, у нас был знакомый Володя, такой рыжий, в смешных очках? Он ещё читал всякие исторические книги, любил шахматы, и совсем не читал художественной литературы? Мы ещё удивлялись, мол, умный парень, а такта, как в затупившемся топоре. Сейчас его намотало на маховик пропаганды, и он любит Родину, не вставая с дивана. Так вот ему такое воспитание чувств точно бы не помешало. Хотя, не только ему.

 

После режиссёра к залу вышел Илья Миков, IT -предприниматель и, как выяснилось, поклонник даосизма. Основной посыл манифеста был такой – мир гармоничен, всё относительно, ничего менять не надо, храни сердце своё. Его тема – «Внутренняя свобода. Стать как вода» – оказалась не совсем его, а скорее древнего учителя Лао Цзы. Вольный пересказ его учения, которое изначально было рассчитано на покорных китайцев, вызвал во мне чувство неловкости. А цитата из даосизма: «Ученость и умствование есть причина смуты в государстве. Поэтому мудрый правитель держит желудки своих подданных полными, а головы пустыми», – всплывшая в памяти, смутила окончательно. Ещё манифестант говорил о потребительском обществе и то ли великом отказе, то ли жизни в монастыре собственного духа. По большому счёту, это был призыв к подлинности, глубине и внутреннему согласию, только даосские штучки и противоречивость мысли сильно смазали эффект. Под конец я вспомнил еще одну фразу Лао Цзы: «Говорящий не знает, знающий не говорит», – после чего фигура Ильи Микова стала совсем загадочной.

 

Пока я бултыхался в этой загадочности, на сцену вышла Светлана Маковецкая, директор Центра ГРАНИ, и заговорила о большом стиле в обществе чужих взглядов. Поначалу я не въехал, что это за большой стиль. Но потом понял – обладать большим стилем, значит не просто быть собой, но и не бояться демонстрировать это. То есть всегда и везде «обнажать» себя, не становясь конъюнктурщиком даже под прожекторами чужих глаз. Вскоре отыскалось двойное дно. Постараюсь объяснить. Дело не только в том, чтобы твою жизнь не определяли чужие взгляды, но и в том, чтобы её не определял и твой бунт против них. Это как с путинистами и антипутинистами. Вектор не так уж важен, важно, что он вообще есть и обладает тобой. Получается, что большой стиль вроде как путь срывания масок с самого себя. Когда действуешь, исходя из внутренней истины, не покоряясь внешнему, но и не растворяясь в бунте против него. Если совсем упрощать, то ты не отращиваешь бороду, когда это внезапно становится модно, но и не сбриваешь её только от того, что она мелькает повсюду. Или, например, не считаешь Прилепина плохим писателем только потому, что в твоём кружке так постановили, хотя неделю назад ты читал его взахлёб.

 

Говорить и думать своё, живя в мире интерпретаторов, иметь на это и способность и смелость – вот о чём, как мне кажется, говорила Светлана Маковецкая. И знаешь, её манифест подействовал на меня обличительно, ведь пытаясь отыскать начатки большого стиля в себе, я наткнулся на бунт раба, чужие мысли и пафос пересказчика. Стало паршиво. А потом я вообще впал в ступор, пытаясь определить, что во мне моё, осознанное и выбранное, а что откровенно навязанное, наносное, но усвоенное как собственное.

 

За этим болезненным перебиранием меня и застал следующий манифестант. Им оказался Иван Козлов, известный пермский колумнист. Он рассуждал о том, как жить в городе, чтобы в нём было интересно. Это напомнило мне наши отношения, если представить, что ты город, а я горожанин. Помнишь, как мы открывали друг друга? Находили внезапные грани, исследовали миры, набредали на дивное, поражаясь случайно обнаруженным жестам. Как я замечал нечаянно какую-то мелочь – прядь, упавшую на глаза, движение пальцев или просто взгляд и приходил в восторг, гладя на тебя новую иными глазами. А потом появились ярлыки и тайна куда-то подевалась. Я словно перестал вглядываться, перестал исследовать и блуждать. Решил, видимо, что познал тебя до конца. Этакий детерминизм, не правда ли? А ты искала, я помню, но то ли что-то во мне умерло, то ли просто задраились люки. И от мысли «Как бы у нас сложилось, понимай я тогда всё это?» мне до сих пор уйти не удаётся. С городом нечто похожее, разница лишь в том, что он всегда рядом. И даже решив для себя, мол, всё с ним ясно, шанс вынырнуть из атмосферы затхлости всё равно остаётся. Правда он скрывается в глубине, до которой не всякий доберётся. Я во всяком случае пока не добрался.

 

И вот к залу вышел последний манифестант Дмитрий Жебелев из фонда «ДедМорозим». Он говорил о расколе общества и той жуткой политизированности, которая обуяла многих. Типа, за всеми этими «либерастами» и «поцреотами» мы уже не видим человека. Помнишь, как я тиранил тебя за невнятность гражданской позиции? Это из той же оперы. Затем Дмитрий заговорил о чудесах. Видишь ли, фонд помогает больным детям: тут и подарки на Новый год, и заграничное лечение, и всякие лекарства. Причём деньги собираются с мира по нитке. Получается, что тот же «либераст» вполне может помогать ребёнку вместе с «поцреотом». Это ли не чудо? Когда речь идет о важном и человеческом, все различия куда-то деваются. Не работают здесь ярлыки. Да и само деление на чёрное и белое, как и искусственное сужение безбрежного человека до его политических взглядов, согласись, пахнет дурно. По большому счёту, Дмитрий Жебелев призвал общество не играть в игры, сбросить маски и просто быть людьми. До известной степени об этом говорили все манифестанты. Но принципиальная разница всё же есть. С одной стороны можно выйти из общественной жизни вовсе, сбежав от искушения впасть в близорукость, с другой – никуда не бежать, но всё равно глядеть зорко. И второе, конечно, будет потруднее.

 

Странный получился вечер. И знаю, в тебе крутится вопрос – зачем о нём так подробно? Но именно он подтолкнул меня к письменному столу. К тому же мне хотелось объяснить свою пляску извилин или, если угодно, дрожание фибр. По крайней мере, теперь есть шанс, что написанное ниже будет истолковано тобою верно. Дело в том, что…

 

Павел Селуков

_________________________________________________

Все пермские манифесты опубликованы здесь: http://www.pgpalata.ru/reaction/0070