Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Другой взгляд



ФЕСТИВАЛЬ «МОСТЫ». ЛЕКЦИЯ ЛЬВА ГУДКОВА

 

Люблю бывать в классическом университете. Фонтан, корпусы тут и там, уютные лавочки и много людей с хорошими лицами. Но по-настоящему меня притягивает иное – это можно обозвать «атмосферой», хотя точнее использовать слово «дух». В нём угадывается свобода, вольнодумство и та породистость, которая дается мыслительным трудом. Быть может, я просто нафантазировал, ведь мои познания университетской жизни исчерпываются рассказами друга, отучившегося в этих стенах. Но даже будь это фантазии, они мне по сердцу. В самые отчаянные времена я приезжал сюда и просто сидел на лавке, задавая себе неприятные вопросы и пытаясь на них не лгать. Вот с таким настроем я шёл на лекцию Льва Гудкова, большого ученого, социолога и директора «Левада-Центра». Помимо известного имени к этому событию меня привлекло его название «Два кризиса: что это значит для России?».

 

В университетском городке я очутился раньше срока. На соседней скамейке сидела женщина с мальчиком лет шести. Вскоре этот мальчик подошел ко мне и спросил мое имя, после чего ошарашил вопросом: «Ты хороший или плохой?». Растерявшись, я ответил: «Не знаю». Уже уходя, мальчишка подошел снова и добавил мелодраматизма. Он сказал, что мы обязательно увидимся, когда-нибудь. «Вот ведь чушь» - подумал я, пытаясь отгородиться от своего незнанья. Потом подошло время лекции, и я отправился в аудиторию. А там – полнейший аншлаг и беспощадная правда.

 

В самом начале я уяснил суть названия: за двумя кризисами скрывался кризис видимый – экономический, и невидимый – тот, что обосновался в наших головах. Решив не распыляться, я сосредоточился на втором, к тому же меня всегда привлекали невидимые вещи. И первым, что бросилось в ум, была фраза «Люди не видят будущего». Пропаганда, комплекс великодержавности и кризис убили его образ. Идея преобразования России канула вслед за ним. Мои попытки нащупать «будущее» хотя бы в себе успехом не увенчались, но неуверенность и фатализм я обнаружил быстро. Тем временем на экране возникли многочисленные графики. Они настолько явно подкрепляли слова оратора, и это так отличалось от бездоказательных речей интернет-мыслителей, что становилось неуютно. Просто отмахнуться от лекции, мол, всё это ложь и чернуха, при всем желании не получалось. Будучи человеком аполитичным, и предпочитая наблюдать за расколом и прочими атрибутами эпохи с обочины, здесь, поставленный перед фактом «удушения» общества государством, я был вынужден определяться. Хотя бы потому, что «душили» в том числе и меня. Между тем Гудков, вооружившись результатами опросов, жирными мазками выписывал картину современной России. Тут и скудные инвестиции в человеческий капитал, и пропаганда, и обращенность в прошлое, и дисквалификация «другого», и господство общего над частным, и ещё, косым мазком, психологическая травма, нанесенная народу крушением СССР, которую лектор, по его же словам, недооценил. Что касается конкретно пропаганды, то тут показателен пример с Грузией. Вот государство включило антигрузинскую пропаганду – процент граждан, ненавидящих эту страну сразу пополз вверх, вот выключило – кривая на графике заскользила вниз. То ли дело в таланте политтехнологов, то ли в нашей готовности ненавидеть. Наверное, и в том и в другом.

 

Под занавес лекции, ясно осознав, что всё довольно скверно, и кризис будет только усиливаться, я задался классическим вопросом «Что делать?». Ведь чем дольше мы тянем с решением наших проблем, тем дороже нам обойдется их устранение в будущем. Россия напомнила мне человека с зубной болью, страшащегося врача и поедающего горстями обезболивающее. В роли последнего – оголтелый патриотизм, «вставание с колен», таинственная «русскость», подмена Родины государством, коллективная реальность и прочая мифология. Затем состоялся диалог с залом. Вопрос «что делать?» проговорила девушка с «галёрки». Но ответа на него у Льва Гудкова не оказалось. Хотя рецепты все-таки прозвучали.

 

Во-первых, «расширение и укрепление горизонтальных отношений». Если по-простому, то это отношения между людьми, всякими и разными. Смысл в том, чтобы на удушающую властную вертикаль ответить народной свободолюбивой горизонталью. И тут мне вспомнился Жванецкий: « И меньше сидеть дома. Легче идти на контакты. Настало время контактов и политических знакомств. Искать своего, порядочного, которому тоже жалеть не о чем. Искать легко – по лицам. У порядочных есть лица, у непорядочных и там и там вместо лица задница... И сходиться».

 

Во-вторых, не вестись на пропаганду, не впадать в фанатизм, будь то раж «поцреота» или истерика «либераста». В общем, ежедневно делать сложное – оставаться людьми.

 

На мой взгляд, рецепты грешат наивностью. Но это не отменяет нужды в человеческих связях и знакомствах, ведь без них выжить в тяжелые времена и тем более победить – не выйдет. В этом вся соль «горизонтальных» отношений. А если государство хочет «дурковать» и «валять ваньку», мы будем и дальше справляться сами. И когда-нибудь наши руки дойдут до него.

 

Возвращаясь домой, я вспомнил слова Довлатова: «Человек, говорит он,   привык себя спрашивать: кто я? Там, учёный, американец, шофёр, еврей, иммигрант... А надо бы всё время себя спрашивать: не говно ли я?».

 

Павел Селуков

 

Сайт фестиваля «Мосты» – http://mosty-fest.ru