09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Игорь Аверкиев
22 февраля 2014 года
Совершенно не могу понять
людей, которые в евромайданном всеобщем озверении умудряются находить праведную
сторону. Я понимаю, что многим украинцам просто приходится выбирать, поскольку
они оказываются внутри событий. Но что заставляет нас, внешних наблюдателей,
оправдывать ложь, вероломство и жестокость одних и проклинать ложь, вероломство и жестокость других? Зачем поощрять своей поддержкой
расчеловечивание людей, даже если это люди близких нам взглядов? Хотя какие уж
там взгляды.
Кто-нибудь может объяснить,
во имя каких таких высоких идеалов стороны проливают кровь друг друга?
Подписать или не подписать протокол об евроинтеграции Украины – из-за этого что
ли страна ввергнута в национальную катастрофу? Из-за этого что ли от пуль и
ножей гибнут десятки людей в большом современном городе? Или, может быть, у них
там демократия борется с диктатурой? Или честные, добросовестные украинцы
борются с нечестными и коррумпированными украинцами? Очевидно, что перед нами
не очередная «арабская весна» и не очередное продолжение такой бархатной
«оранжевой революции». Всё проще.
Виктор Янукович, конечно, скверный человек по жизненной
истории и никудышный президент для такой трудной страны как Украина, но таков
был выбор украинского народа на честных, свободных и справедливых выборах. По
результатам этих выборов Виктор Янукович абсолютно легитимен и демократически
оправдан, нравится это мне или нет. Виктор Янукович легитимен именно потому,
что на Украине, в отличие от России, реальная многопартийность, реальная
конкуренция за власть и реально честные выборы. Другое дело, что социальные
качества расколотого украинского народа не лучше наших социальных качеств, что
и обеспечивает приход к власти на Украине людей вроде Ющенко, Тимошенко,
Януковича, а в России – Владимира Путина. Но, находясь в здравом уме и твёрдой
памяти и принимая во внимание легитимность и всенародноизбранность Виктора Януковича,
надо признать: «Евромайдан» - это восстание против демократии.
Общепринято, что «право на восстание» оправдывается лишь в
ситуации незаконной или избыточно жестокой власти. С законностью у сегодняшних
украинских властей всё нормально. Можно, конечно, надувать «репрессивность
режима Януковича», но я бы всё-таки не путал бытовой, не политический произвол
бюрократов и силовиков, порождённый самим украинским переходным обществом (как
и любым другим постсоветским), с государственной политикой политических
репрессий, чего на Украине точно не было, даже в стеснительном путинском
варианте. Жизнь обывателя на Украине – это не «ужас, ужас, ужас». Не страх и не
безысходная нищета определяют там способ существования основной массы людей.
Украинская жизнь - это обычная постсоветская смесь полубедности с
полублагополучием, полусвободы с полусправедливостью. Хочется избавиться от такого
«полусуществования» - избирайте других лидеров. Но большинство на Украине избирает
именно таких лидеров. Не нравится большинство - устраивайте диктатуру. Вот её и
пытаются устроить.
На самом деле на Украине под видом «социальной революции»
реализуется «этно-цивилизационный раскол». Украинская жизнь просто требует
завершить «гештальт раскола» на Западную и Восточную Украины. Неминуемый раскол и
даёт украинским «людоедам» «право на восстание». Два этноса (западно-украинский
и восточно-украинский), две разных социальных матрицы, две «цивилизации» просто
не уживаются в одном государстве. Не уживаются по сугубо социал-дарвинистским
основаниям: ни одна из сторон не обладает ресурсом для однозначного
политического и социокультурного доминирования. Поскольку в этих условиях «историческая
миссия раскола» не может быть не кровавой («этно-цивилизационная граница»
рассекает регионы, города, предприятия, семьи), постольку и реализована она может быть только в «неофашистской» или «необольшевистской»
политтехнологической парадигме (кому что ближе), что и происходит сегодня на
Майдане. Причём основной движущей силой «евромайдана» являются не
интеллигентные либералы-западники и не суровые идейные националисты (хоть они и
доминируют в медийном пространстве), а украинские фашиствующие гопники.
Гопники,
«новые люмпены», «новые маргиналы»: широкие и разнообразные массы людей,
строящие своё благосостояние не на участии в производстве общественных благ, а
на попадании в зону и в процесс перераспределения общественных благ. Персонаж
гопника вырастает в самых различных социальных средах: от «квази-студентов» и
деморализованных бедностью пенсионеров до многочисленных отрядов приблатнённых
«квази-работяг» из «серого» паразитического и перераспределенческого бизнеса и
различной криминальной и околокриминальной «самозанятости». Для гопника, как и
для всякого люмпена, социальный хаос и возведённая в абсолют публичная агрессия
являются основной формой социального замещения и шансом на достойную
социализацию.
Выстраивая своё отношение к украинским событиям, я понимаю,
что, в конечном счёте, мы имеем дело именно с этно-цивилизационным расколом,
который принял очень замысловатую политико-идеологическую форму. «Западная
Украина» является неуклюжим, диковатым носителем «модерного европейского
проекта», но при этом выступает с антидемократических позиций (свержение
легитимного, свободно избранного президента, без особых на то
социально-гуманитарных оснований). «Восточная Украина» является не очень
уверенным в себе носителем «традиционалистского азиатского проекта», при этом
выступает охранителем демократически созданного режима. С обеих сторон
«пушечным мясом раскола» являются новейшие и разнообразные маргиналы, люмпены,
гопники.
Примерно такой же «цивилизационный раскол» предстоит
пережить и нам в России (это удел всех «буферных стран», геополитически и
цивилизационно затиснутых между «Западом» и «Востоком» планеты), с той важной
разницей, что этнический аспект в этом расколе у нас будет задействован гораздо
в меньшей степени, чем на Украине (если исламо-кавказская экспансия не станет
действительно значимым социальным фактором во внутренних регионах России).
Кроме того, мне кажутся важными и сугубо «арифметические» различия. Если
Украина делится на «европейскую» и «азиатскую» цивилизационные части примерно
пополам (и географически, и демографически), то Россия цивилизационно расколота
на явно неравные части и раскол этот не имеет географического измерения.
«Европейская (модерная) Россия», не привязанная особенно к конкретным
этническим, территориальным и социальным группам, составляет не более четверти
всего российского населения – по крайней мере, так это видится мне, человеку,
довольно глубоко погружённому в самые разнообразные формы российской
социальности
Повторюсь,
«Европейская Россия» выделяется мной не территориально, а по цивилизационному
выбору людей, не в смысле острого желания «жить как в Европе», а в смысле выбора
(«обречённости на») «модерного способа самореализации». Этот «способ» основан
на свободолюбии, тяге ко всяческому разнообразию и открытости, на признании
полезности публичной конкуренции и на зацикленности на жизни по публичным же,
писаным правилам.
Соответственно, «Азиатская (традиционалистская) Россия» -
это по факту современное российское «подавляющее большинство», ориентирующееся
на традиционалистские ценности (единовластие, авторитарность и сословность
любых общественных отношений, духовный и культурный монизм, институциональная
несамостоятельность (несвобода) «простолюдинов»). «Азиатская Россия» включена в
современность (модерн/постмодерн/пост-постмодерн) исключительно на уровне
потребления технологических и масскультурных
достижений Западного мира. Но при этом «Азиатская Россия» имманентно, нутром не
принимает и не вырабатывает социальные и политические матрицы западной модерной
цивилизации.
Безусловно, всякая «цивилизационная арифметика» - вещь
антинаучная и пригодна лишь для символического употребления, но мне она
помогает в социальной навигации.
Судя по тому, что происходит в нашей стране в последнее
десятилетие, Россия стремительно соскальзывает в сторону окончательного
«азиатского выбора». Это не плохо, не хорошо. Просто «азиатский
(традиционалистский) способ человеческого существования» в очередной раз
оказывается ближе «российскому социальному большинству». Это не обязательно
путь к национальной катастрофе, может быть, даже наоборот. «Азиатский способ
производства» (вспоминая Маркса) порождает и талибов, и Иран, и современную Японию
с Китаем, а в свое время породил и великий советский эксперимент. Очередной
«азиатский выбор» России, возможно, это не катастрофа для страны, но это социокультурная
и политическая катастрофа для одной четверти (или одной пятой, или одной
шестой) российского населения. В результате всё может случиться как всегда: несколько
миллионов граждан страны опять эмигрируют, остальные из этой то ли четверти, то
ли одной шестой в очередной раз будут пытаться приспособиться к социальной и
политической «азиатчине» на родных просторах. Не впервой.