09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Разработка организационно-экономической модели региональной системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства
(На примере Пермской области)
7. Поддержание надлежащего качества деятельности по обеспечению прав детей, нуждающихся в государственной защите
7.1. Концепция
Система работы с семьей и детьми, оставшимися без попечения родителей, не обеспечивает результаты, удовлетворяющие общество и государство. Причина - отсутствие управления качеством (формальных критериев, механизмов контроля и воздействия).
Необходимо создать систему управления качеством с учетом существующих реалий и особенностей отдельных функций, выбрав наиболее подходящие способы и инструменты.
Требуется описание процесса внедрения системы.
7.2. Теоретические основы систем обеспечения качества
Обеспечение качества может осуществляться:
кустарным способом, т.е. за счет умений, навыков и самосознания человека, выполняющего работу, без какой-либо специальной деятельности по достижению качества; так работают творческие люди, уникальные специалисты.
за счет использования специальной системы, поддерживающей качество на заданном (стандартном) уровне с помощью:
Системы качества обеспечивают стандартное качество, что важно при массовом производстве, кустарный способ может приводить как к низкому, так и выдающемуся качеству, однако он не может гарантировать единообразность и независимость от характеристик работника.
Таблица 29
Критерий | Кустарный способ | Контроль результата | Контроль процесса | |
Стандартный результат | - | + | + | |
Наличие службы качества | - | + | + | |
Дешевизна | + | - | - | |
Основная функция по обеспечению качества | Подбор умелых и добросовестных работников | Сплошная проверка результатов деятельности на соответствие стандарту | Проверка соблюдения работниками стандартов при выполнении ими своих обязанностей | |
Что описывает стандарт | Какой должен быть работник, его квалификация и личные качества | Какой должен быть результат, его характеристики и методы измерения | Как должна быть выполнена работа, кто, что, как, в какой последовательности делает и что учитывает | |
Оценка качества | Субъективная | Объективная | Объективная | |
Достижение качества новым работником | Качество может быть не достигнуто (работник не мотирован и не знает, как делать), быстрота достижения зависит от работника | Качество может быть не достигнуто (работник не знает как делать) быстрота достижения зависит от работника | Качество достигается быстро и всеми работниками (все знают, как делать) | |
За счет чего повышается качество | За счет накопления опыта | За счет накопления опыта | За счет совершенствования стандарта |
Функция | Кустарный способ | Контроль результата | Контроль процесса |
Определение статуса ребенка | |||
Лишение родителей родительских прав | + | ||
Помещение в семью | + | ||
Нахождение в семье | + | ||
Покидание семьи | |||
Жизнеобеспечение | |||
Питание | + | + | |
Обеспечние жильем | + | + | |
Лечение | + | + | |
Материальное обеспечение | |||
Одежда | + | ||
Игрушки | + | ||
Личные вещи | + | ||
Развитие и воспитание | |||
Адаптация к самостоятельной жизни | + | ||
Индивидуализация | + | ||
Обучение | + | ||
Права ребенка | |||
Знание ребенком своих прав | + | ||
Знание персоналом прав детей | + | ||
Учет мнения ребенка | + | ||
Личная жизнь | + | ||
Совершенствование системы | |||
Рассмотрение жалоб и предложений | + | ||
Участие максимального числа заинтересованных сторон | + |
Как видно из таблицы, максимально широко используется кустарный способ обеспечения качеством. Он даже представлен в нормативных документах, в виде квалификационных требований к персоналу. Действующая парадигма: квалифицированный персонал обеспечит надлежащий уровень качества. Следствием является постоянное объяснение плохой работы отсутствием квалифицированного персонала из-за низкой заработной платы.
Жесткая сцепка "больше денег - выше качество" приводит к обеднению инструментария управления качеством. Примером неправильного действия является практика освоения достижений. При возникновении ярких положительных примеров система пытается тиражировать их как "искусство", а не как процедуры: создаются авторские школы, организуется наставничество, но никогда не проводится формализация процедур и написание методик и инструкций.
Преобладание кустарного способа свидетельствует об отсутствии системы управления качеством, во многом из-за отсутствия качества как цели системы работы с детьми, оставшимися без попечения родителей.
Однако, отсутствие системы не означает, что качество низкое. Специфической особенностью данной системы всегда являлось то, что сюда люди шли не за деньгами, работать приходили энтузиасты, которые в силу своей мотивации стараются выполнить работу "на совесть". Резкое увеличение доходов этой категории не приведет к росту качества. Качество резко упадет, т.к. в систему хлынет поток людей с иными ценностными ориентирами, кустарный способ перестанет работать, а система управления качеством не создана.
Контроль результатов остается наиболее распространенным и понятным способом обеспечения качеством, остающийся с советских времен: ГОСТы, СанПИНы, СНиПы построены именно по такому принципу, аналогичный порядок распространялся и на иные сферы (Приказ Минздрава СССР от 25.08.86 г. № 1130 "Об утверждении типового табеля оснащения домов ребенка").
Контроль процесса в большей мере присутствует в нормативных документах, т.к. описание процесса - инструмент учета разнообразных интересов, но даже в нормативных документах часто описывается не сам процесс, а граничные условия (кто не может быть воспитателем и пр.) или компетенция (кто должен что сделать), в крайнем случае указывается срок, но как это должно быть сделано не описывается.
Как это ни странно, но контроль процесса государственные органы используют в первую очередь для контроля за иными субъектами, например, контроль процесса пытаются ввести в отношении патронатных воспитателей. Представляется, что контроль именно в отношении происходящего внутри патронатной семьи не надо строить через контроль процесса, т.к. это сильно ограничивает гибкость и является вторжением в личную жизнь.
7.4. Желательное состояние системы с позиции управления качеством
Желательное состояние системы с позиции управления качеством, состоит в том, чтобы был явно описан весь процесс ее функционирования с методикой определения удовлетворенности результатом ее работы. Необходимо знать какой продукт производит система и как можно воздействовать на нее для изменения продукта в желательную сторону. Необходимо отметить, что на первом этапе важно не столько добиться высокого качества, а сделать систему подвластной управлению, как только она становится управляемой - можно начинать повышать качество, ведь теперь известно каким образом это может быть сделано.
Управляемость системы достигается с помощью точного соответствия работы системы и ее описания, т.к. на основе описания принимаются решения, а если система не соответствует описанию, то эффект от решения не может быть спрогнозирован.
Формальное описание системы начинается сверху, с ее целей, которые могут в общем виде быть такими:
предотвращение появления детей, оставшихся без попечения родителей
возращение по мере возможности детей, оставшихся без попечения родителей, в родную семью и среду
соблюдение прав детей, оставшихся без попечения родителей
дети, оставшиеся без попечения родителей, должны быть готовы к самостоятельной жизни, когда государство перестанет нести за них полную ответственность
дети, оставшиеся без попечения родителей, должны жить в обстановке, максимально приближенной к той, в которой они жили и живут их друзья и сверстники, получать воспитание, обучение, навыки, социальные и иные связи, которые им необходимы при возврате в родную среду
вовлечение гражданского общества
Ясные формулировки целей позволяют непротиворечиво детализировать систему с помощью описания функций:
профилактика появления детей, оставшихся без попечения родителей
выявление детей, оставшихся без попечения родителей
содержание учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей
помещение в замещающую семью
патронат над детьми, вступающими в самостоятельную жизнь
связи с гражданским обществом
совершенствование своего функционирования
Описание основных функций системы позволяет распределять функции между исполнителями, прежде всего ведомствами. По каждой функции должны быть определены:
ответственный за принятие решений
исполнители
принципы выполнения
процесс выполнения
форма контроля
критерии оценки успешности
ответственный за контроль
процесс осуществления обратной связи
Описание функций должно удовлетворять следующим принципам, исключающим состояние неуправляемости:
у одной функции не должно быть несколько ответственных за принятие решения
ответственный за принятие решения о необходимости каких-либо действий и исполнитель не могут совпадать
ответственный за принятие решений или исполнитель не должен одновременно отвечать за контроль
В качестве примера можно описать функцию "подбор замещающей семьи":
ответственный - детское учреждение, где ребенок находится
исполнитель - орган опеки и попечительства
принципы выполнения
процесс выполнения
форма контроля
критерии оценки успешности
живет недалеко от места, где жил ребенок
имеются родственные или иные связи с биологической семьей
имеет более высокое социальное и материальное положение, но не сильно отличающееся от положения биологической семьи
имеет разнообразные источники дохода (зарплата, приусадебное хозяйство, предпринимательство и пр.)
имеет собственных детей (дети более старшего возраста могут быть образцом для подражания)
члены семьи имеют хобби (туризм, спорт и пр.)
члены семьи имеют высокий образовательный уровень
ответственный за контроль - специалист, ведущий сопровождение замещающей семьи
процесс осуществления обратной связи - по истечению месяца после помещения в замещающую семью и далее ежегодно в орган опеки и попечительства направляется отчет специалиста, ведущего сопровождение замещающей семьи
Самым низшим элементом системы управления качеством, но самым важным, является управление на уровне действующих исполнителей: организаций и работников.
Каждая организация или работник должены иметь стандарт своей работы (положение, инструкцию, должностные обязанности и пр.), унифицированные между собой, согласованный с целями и функциями системы, чтобы система не имела географических, ведомственных или иных различий по выполнению одних и тех же функций. Ребенок не должен каждый раз адаптироваться к новым правилам при переходе из одного учреждения в другое.
Контроль должен, по возможности, осуществляться в форме контроля процесса, чтобы гражданское общество могло участвовать в контроле. Для этого надо также добиваться максимальной открытости и прозрачности системы.
Желательные формы контроля для отдельных функций (серым цветом выделены желательные формы контроля, а знаком "+" - существующие)
Таблица 31
Функция | Кустарный способ | Контроль результата | Контроль процесса | Примечания |
Определение статуса ребенка | ||||
Лишение родителей родительских прав | + | Процесс детально описан законодательством | ||
Помещение в семью | + | Процесс нахождения подходящей семьи, учет индивидуальности ребенка и семьи | ||
Нахождение в семье | + | Сейчас контролируется деятельность семьи, но ради соблюдения личных прав нужно перенести контроль на результат - состояние ребенка (физическое, уровень развития, умения и навыки) | ||
Покидание семьи | Детальное описание процесса покидания семьи по достижению совершеннолетия | |||
Жизнеобеспечение в детском учреждении | ||||
Питание | + | + | Процессы и результаты описаны в многочисленных санитарных и др. стандартах | |
Жилище | + | + | ||
Лечение | + | + | ||
Материальное обеспечение в детском учреждении | ||||
Одежда | + | Не только описание сколько чего у ребенка должно быть, но и описание как производятся закупки, учитывается мнение ребенка | ||
Игрушки | + | |||
Личные вещи | + | |||
Развитие и воспитание | ||||
Адаптация к самостоятельной жизни | + | Неадаптированность угрожает безопасности ребенка, поэтому необходим контроль достигнутого уровня адаптации | ||
Индивидуализация | + | Процедуры и учет условий при составлении индивидуального плана | ||
Обучение | + | |||
Права ребенка | ||||
Знание ребенком своих прав | + | Процедуры ознакомления ребенком своих прав | ||
Знание персоналом прав детей | + | Процесс обучения персонала и проверки его знаний | ||
Учет мнения ребенка | + | Процедуры, которые гарантировали бы учёт мнения ребенка, если нет какой-либо веской причины для игнорирования | ||
Личная жизнь | + | Процедуры и условия, облегчающие ребенку соблюдение конфиденциальности | ||
Совершенствование системы | ||||
Рассмотрение жалоб и предложений | + | Надо описать как происходит рассмотрение (кем, в какие сроки, как сообщается заявителю и пр.) | ||
Участие максимального числа заинтересованных сторон | + | Процесс вовлечения персонала, родственников, детей, общественности и пр. |
7.5. Рекомендации по внедрению
Внедрение системы качества может идти одновременно двумя путями: "сверху" и "снизу".
Процесс, идущий сверху, состоит в определении целей системы и набора выполняемых ею основных функций. Этот процесс будет в основном ориентирован унификацию, межведомственную координацию, на определение результативности, формирование приоритетов, оценок результативности и эталонов качества.
Процесс, идущий снизу, может быть организован путем составления стандартов организаций исполнителей и должностных лиц. Этот процесс формирует систему управления качеством, повышает управляемость. Он называется идущим снизу, потому что он в первую очередь формируется самый нижний слой - стандарты должностных лиц и организаций, а на их основе - более общие стандарты, но управляется процесс сверху, т.к. формализация деятельности не всегда выгодна исполнителям.
Таблица 32
"Сверху" | "Снизу" | |
Основная цель | Описание целей, функций, их распределения и показателей результативности, учитывающее все интересы | Формализация деятельности, соответствие реальности и описания, единое понимание процессов функционирования, возможность контроля |
Результат | Единый документ с описанием целей, функций, их распределения и показателей результативности | Множество стандартов (положения и должностные инструкции) во всех организациях и у всех должностных лиц |
Место в системе стандартов | Стандарт высшего уровня- назначение системы | Стандарт низшего уровня - описание процесса |
Деятельность | Выстраивание иерархии целей, согласование различных интересов, описание существующих и желательных функций и их разделение по исполнителям | Сбор в единый документ правил и норм деятельности организации и исполнителя, формализация и изложение неписаных правил. Утверждение стандарта вышестоящим органом. |
Использование результата | Ознакомление всех для корректировки направлений деятельности в соответствии с определенными целями и распределением функций | Открытый доступ к стандартам для осуществления контроля их исполнения |
Решение, запускающее процесс | Формирование специальной группы (межведомственной) | Распоряжение высшего руководителя |
Сторонники | Гражданское общество | Гражданское общество, отчасти организации и работники, желающие четкого определения своих обязанностей |
Противники | Ведомства, особенно при распределении функций | Организации и работники, не желающие четкого определения своих обязанностей |
Дальнейшее развитие | Проверка стандартов на соответствие целям, функциям, их распределению и показателям результативности | Взаимное согласование стандартов и постоянное совершенствование |
На уровне ведомства было бы желательно создать стандарт вида учреждений, который бы описывал общие правила функционирования и систему стандартов.
Общедоступность этих стандартов и прописанная в них процедура их совершенствования гарантирует быстрое улучшение самих стандартов.