Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Разработка организационно-экономической модели региональной системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства
(На примере Пермской области)

1. Введение

1.1. Постановка проблемы и цели проекта

Сегодня в России насчитывается около 700 тыс. детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Реальная цифра может быть и больше, так как не всегда дети - социальные сироты попадают в орбиту официальной статистики.

Масштаб существующих проблем чрезвычайно остро ставит вопросы о дальнейшем совершенствовании социального законодательства, создании действенных механизмов практической реализации принятых законов, о координации деятельности государственных и негосударственных структур по защите прав и интересов детей.

Декларируемая и проводимая государством политика социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, целью которой является их социальная защищенность, на практике зачастую не приводит к ожидаемым результатам.

В настоящее время в РФ в соответствии с Семейным кодексом введены многочисленные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление; опека; приемная семья, детский дом семейного типа; учреждения (дома ребенка, детские дома, школы-интернаты, санаторные школы, коррекционные образовательные учреждения и детские дома и т.д.).

Существуют и другие формы, многие из которых являются либо негосударственными учреждениями, либо инновационными формами устройства в семью. В качестве примера можно назвать детские деревни "SOS", пансионаты семейного воспитания, приходские детские дома, патронатные семьи. Существует огромное количество общественных организаций, фондов, центров, которые помогают в решении проблем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и просто спонсоров - организаций и частных лиц.

Однако следует отметить некую парадоксальность. Многие мероприятия по интеграции детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в культурную и спортивную жизнь общества (всероссийские конкурсы, фестивали, спортивные соревнования на федеральном уровне) опять-таки устраиваются только для этой категории детей. Многие благотворительные акции проводятся так, что не включают ребенка в общество, более того, подчеркивают особое его положение, увеличивая дистанцию между детьми-сиротами и обществом.

Проведенные исследования по социальной адаптации выпускников в постинтернатный период позволяют утверждать, что результатом пребывания в учреждениях интернатного типа является наличие в так называемом социально-психологическом статусе выпускника таких характеристик, как неразвитый социальный интеллект, иждивенчество, рентные установки, рецептивный тип характера (необходимость эксперта, советчика в жизни), повышенный уровень виктимности (готовность стать жертвой). Эти личностные качества минимизируют эффективность законодательной базы и усилий специалистов, работающих с выпускниками, по их социальной защищенности.

Предотвращение нарастания и серьезного обострения социальных проблем, неустроенности и пожизненной зависимости от государственной помощи, а также прерывание круга социальных проблем, переходящих от одного поколения к другому, следует рассматривать как инвестиции, способные помочь социально неустроенным детям стать работающими и полезными для общества взрослыми людьми. Чем дольше продолжаются лишения, тем труднее и дороже вернуть человека в нормальное состояние. Помощь на раннем этапе и эффективнее, и дешевле с экономической точки зрения.

Проблемы помощи семье и детям, защиты прав и интересов детей не имеют простых и однозначных решений. Однако положение может быть существенно улучшено с помощью мер, направленных на объединение усилий всех социальных институтов общества, на повышение эффективности использования имеющихся ресурсов.

Невзирая на появление в течение последнего полугода целого ряда государственных инициатив в отношении социального сиротства, общая направленность предполагаемых изменений в системе деятельности государственных ведомств до сих пор страдает декларативностью, отсутствием четких критериев успешности планируемых результатов, ведомственной разобщенностью. Более того, зачастую дети становятся заложниками сложившейся системы бюджетного финансирования организаций, оказывающих им услуги, негибкой системы расчетных показателей, нераспределенностью возможных ресурсов в соответствии с реальными потребностями.

Помимо этого на протяжении ряда лет уже сложился успешный опыт деятельности негосударственных организаций по оказанию помощи семье и детям, в т.ч. носящий принципиально инновационный характер по отношению к сложившейся государственной парадигме в отношении детей-сирот.

Негосударственные организации играют важную роль в качестве поставщиков услуг, защитников интересов и посредников между потребностями и взглядами групп клиентов и группами населения, которые они представляют, мест взаимной поддержки и каналов участия граждан. Государство должно создавать благоприятные возможности для их работы, при этом избегая излишней опеки, не сдерживая их свободную инициативу и не отмахиваясь от критики с их стороны.

Проблема уменьшения социального сиротства настолько сложна, что не может быть решена только с помощью государственных институтов. В качестве примера можно привести замедление в последние годы числа усыновляемых детей . Среди причин можно назвать экономические, законодательные (в том числе и несовершенство законов, и введение ограничений по ряду показателей, которое привело к оттоку потенциальных усыновителей со средним уровнем доходов), слабую информированность граждан о возможности усыновления детей, мифы, сложившиеся вокруг "непреодолимости дурной наследственности". Отрицательную роль играет субъективизм специалистов, принимающих решения, сопротивление руководителей детских учреждений, боящихся сокращения числа воспитанников, а, значит, сокращения финансирования, и чиновников из органов опеки, на которых ложится дополнительная работа при их невероятной загруженности. До сих пор невозможно преодолеть родительские страхи, что ребенок узнает о своем усыновлении, а социокультурные установки, сложившиеся в обществе, до сих пор отдают предпочтение воспитанию коллективному, а не семейному. Решить комплекс проблем в отношении данной частной задачи можно только в партнерстве государственных и негосударственных организаций.

Идея осуществления реформ социальной сферы через механизмы социального контракта, то есть взаимности и взаимообусловленности шагов со стороны государства и граждан, необходимых для установления эффективных правил игры в той или иной сфере, становится актуальной во всем комплексе социальных и экономических преобразований. Эта идея стала центральной в "Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу", в ФГЦП "Программа государственной поддержки детей-сирот", "Программа профилактики социального партнерства".

Таким образом, дальнейшая концептуальная разработка программы уменьшения социального сиротства невозможна с одной стороны без определения механизмов, условий и стимулов сотрудничества государственных и негосударственных организаций, с другой стороны необходимо построение организационно-экономических моделей, которые позволят перевести вопрос внедрения инноваций в практическую плоскость, описать потребности в ресурсах, способы и источники их получения, механизмы контроля и обеспечения соответствующего качества. И, наконец, без анализа предлагаемых инноваций в контексте ситуации в реальном регионе, они могут остаться "бумажными", не подкрепленными ни соответствующими региональными институтами, ни гражданским участием и контролем над изменением ситуации в отношении социальных сирот в лучшую сторону.

В свете вышеизложенного целью данного проекта стало формирование целостного подхода к инновационным изменениям в системе уменьшения социального сиротства, предполагающих партнерское участие в решении проблемы государства, гражданских организаций и бизнес-сектора, выработка рекомендаций и анализ широких последствий возможной реализации предложенных инноваций.