Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Лучшие гражданские практики России для всех

 

Гражданские технологии

 

Технология «Как действовать Управляющему Совету школы, чтобы добиться учета мнения учащихся и их родителей в случае реорганизации школы»

 

История Управляющего совета школы № 12 в городе Перми с углубленным изучением немецкого языка хороший пример того, как именно родители сыграли одну из главных ролей в эпопее с выселением учреждения из родного здания.

Управляющий совет школы предстал в роли главного положительного героя - он возглавил сопротивление всем напастям и решительно выступил против переезда, организовав акцию гражданского неповиновения, частью которой стал митинг в стенах школы с привлечением внимания СМИ. После проведения митинга к разрешению конфликта с Департаментом подключилось Министерство образования, которое помогло направить переговоры в конструктивное русло. Результатом переговоров противостоящих сторон явилось следующее:

  • Начальник Департамента образования администрации города Перми не согласилась с предложением министра образования Пермского края отменить свой приказ и тем самым дать возможность учащимся закончить учебный год в стенах родной школы, а принимающим школам подготовиться к приёму на следующий учебный год.
  • Через день после акции неповиновения в школе был заменён директор на рекомендованного Управляющим советом.
  • Департамент образования передал функции муниципального заказчика на ремонт школе. Состоялось подписание Сетевого графика подготовки здания школы к ремонту, в разработке которого принимали участие все три стороны: Управляющий совет, администрация школы и Департамент образования.
  • По словам министра образования края, настояв на переезде, городской Департамент образования взял на себя обязательства по обеспечению школе максимально комфортных условий по организации образовательного процесса на новых местах.

Противостояние между департаментом и школой сменилось на деловое сотрудничество, направленное на скорейшее выполнение подписанного сетевого графика. Как это получилось? Что можно посоветовать другим Управляющим советам в случаях схожих конфликтов с администрацией? С одной стороны, все возможные советы относительны, потому что, как всегда, 80% успеха любого дела обеспечивают личности. Школе № 12 дважды повезло – один раз с новым директором, Еленой Михайловной Ракинцевой, способной принимать мудрые и взвешенные решения, сплотить, воодушевить и увлечь за собой и, главное, искренне настроенной на то, чтобы ученики получали максимально качественное образование, не смотря ни на что. Второй раз – с новым председателем Управляющего совета Максимом Борисовичем Исаевым, неутомимым защитником, готовым отстаивать интересы школы до конца. Сложился надежный тандем администрации школы и родителей, который смог решать задачи любой сложности. С другой стороны, был создан прецедент, который выявил достаточно успешную стратегию решения подобных конфликтов в условиях нашего города, был создан опыт, который может быть полезным. Итак, советы:

  1. Первый шаг – заставить себя слушать. Никто не станет всерьез учитывать Ваше мнение, если его можно будет проигнорировать без последствий. Для школы № 12 настоящие переговоры, в которых позицию и требования Управляющего совета стали учитывать, начались только поле проведения массового митинга, информация о котором широко разошлась в СМИ.
  2. Подчеркнутая конструктивность. Протестные компании, как любое проявление силы, могут иметь два противоположных результата – заставить оппонентов учитывать Ваше мнение и добиться сотрудничества или привести к войне на выживание и полному уничтожению одного из противников. В пылу борьбы легко увлечься и перейти границы, за которыми цель потеряна, а сотрудничество невозможно. Нужны люди, которые периодически остужают эмоции и включают голову. Важно всегда подчеркивать и демонстрировать свою готовность к конструктивному диалогу. У Управляющего совета в запасе были иные средства давления, кроме митинга и писем в высшие инстанции, но после начала реальных переговоров все протестные действия были свернуты. Совет пошел на уступки по главному вопросу о переселении в здание других школ на время капитального ремонта, взамен получил содействие в обустройстве на новом месте и гарантии выделения средств на ремонт. Все усилия переключились на решение рабочих вопросов – составление и исполнение сетевого графика капитального ремонта и создание нормальных условий для учеников и учителей.
  3. Активность и энергичность. Усилия по отстаиванию своих интересов должны быть постоянными и неослабевающими. Представители совета участвовали абсолютно во всех совещаниях, обсуждалась и решалась каждая проблема до деталей и частностей.
  4. Контроль за исполнением обещаний. Достигнутые договоренности должны всегда фиксироваться, а их исполнение постоянно контролироваться. Управляющий совет сумел конвертировать устные обещания в письменные договоренности, совместно с администрацией был составлен сетевой график подготовки школы к капитальному ремонту. Информация обо всех затруднениях и проблемах оперативно представала перед министром образования края. Регулярно проходили рабочие совещания в департаменте для решения насущных проблем. Управляющий совет школы № 12 прочно «засел в печенках» у краевых и городских властей.
  5. Сотрудничество с администрацией школы. Здесь действует принцип – чем теснее сотрудничество, тем больше пользы для обеих сторон, каждый усиливает другого. И наоборот - одно учреждение не может иметь двух противоречивых позиций. Крайне сложно что-либо предпринять для защиты интересов школы, если директор активно этому противодействует. Поэтому по ходатайству Совета прежний директор школы, которая в трудной для школы ситуации заняла пассивную позицию, была уволена Учредителем.
  6. Организованность. Действия должны быть согласованы. В разгар конфликта Управляющий совет собирался по несколько раз в месяц, все решения и действия обсуждались. После дискуссий принималась одна единственная согласованная линия поведения. Например, подход «быть конструктивными и выполнять свои обязательства, не смотря на провокации» был вполне осознанным критерием при принятии решений на собраниях Совета.
  7. Расчет на собственные силы. Часто для решения своих проблем люди привлекают варягов – обращаются за помощью в другие организации, к депутатам, в вышестоящие инстанции. Все усилия сосредотачиваются на таких обращениях, и весь успех и неудача отдается им на откуп. Сама же так называемая инициативная группа ничего не предпринимает и слабо контролирует происходящее. Понятно, почему это рождает массу проблем – какими бы искренними ни были усилия привлеченных защитников – у них нет кровной заинтересованности в результате, у них могут быть свои интересы: отработать технологию, прославиться, они легко могут пойти на принцип, и самое главное у них, в отличие от инициативной группы, нет интереса сотрудничать с оппонентом, они могут долго с удовольствием биться ради самой битвы, пытаться привлечь «всех негодяев к ответу», но проблему так и не решить, или решить, но слишком большой кровью для самой инициативной группы. Плюсом Управляющего совета была полная самостоятельность. Обращение в сторонние организации исчерпывалось получением информации и консультациями. Все переговоры и все решения принимались Советом, причем не одним человеком, а большинством членов. Наверное, это в большей степени располагает к уважению и сотрудничеству, чем заступничество со стороны.
  8. Привлечение родителей и компетентность. Работа Управляющего совета требует большого объема специальных знаний в самых разных сферах деятельности. Председателю Управляющего совета пришлось стать специалистом в области составления смет и проектно-сметной документации, заключения договоров, подготовки конкурсной и технической документации, составления экспликаций поэтажных планов и т.д. Так, одним из родителей была проведена независимая экспертиза, другим – смета на разработку проекта, третий - предоставил транспортные средства и т.д. Во многом помогли добровольные помощники, грамотные и опытные специалисты, неравнодушные к чужой беде, они сами предлагали помощь. Такая поддержка давала не только знания, но воодушевляла и придавала уверенности в положительном исходе дела.

 

Для справки. Некоторые из полномочий Управляющего совета Школы (выдержки из Устава) :

  • согласовывает представленный для утверждения Учредителю Школы Устав;
  • устанавливает режим работы Школы; принимает решение о введении (отмене) единой формы одежды для обучающихся и педагогических работников;
  • совместно с педсоветом принимает решение об исключении обучающегося из Школы;
  • содействует привлечению внебюджетных средств для обеспечения деятельности и развития Школы;
  • рассматривает по представлению директора бюджетную заявку и смету бюджетного финансирования, согласовывает смету расходования средств, полученных Школой от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников;
  • представляет Учредителю для назначения на должность директора кандидата, избранного по конкурсу;
  • ходатайствует перед Учредителем Школы о поощрении директора;
  • ходатайствует перед Учредителем Школы о досрочном расторжении трудового договора с директором;
  • выделяет наблюдателей для участия в работе комиссий по лицензированию и аттестации;
  • ежегодно не позднее 1 ноября представляет Учредителю и общественности доклад о состоянии дел в Школе;
  • осуществляет контроль за здоровыми и безопасными условиями обучения.

Общее руководство Школой осуществляет Управляющий совет Школы.

Ольга Кочева

 

На главную