Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Лучшие гражданские практики России для всех

 

Гражданские технологии

Гражданская технология «Гражданский контроль в детском интернатном учреждении»

 

СМЫСЛ ТЕХНОЛОГИИ

Технология «Гражданский контроль в детском интернатном учреждении» предназначена для тех, кому небезразлична жизнь и судьба детей, лишенных родительской заботы и любви, семейного очага, для тех, кто готов сделать личный вклад в улучшение жизни детей, живущих без семьи в специальных учреждениях.

Почему контролируем (мотив контроля) – потому, что очень заботит, тревожит положение детей в интернатных учреждениях, их самочувствие, их благополучие.

Зачем контролируем (миссия контроля) - затем, чтобы содействовать созданию в интернатных учреждениях наилучших условий жизни для детей, оставшихся без попечения родителей.

Где и кого контролируем (объект контроля) – детские интернатные учреждения, деятельность персонала учреждений.

Что контролируем (предмет контроля) – соблюдение прав человека в детских интернатных учреждениях, создание надлежащих социально-бытовых условий, обеспечение полноценной социализации детей, оставшихся без попечения родителей.

Кто контролирует (субъект контроля) – общественные организации и группы граждан, заинтересованные в создании полноценных условий жизни для детей, оставшихся без попечения родителей.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ (изменения, достигнутые с помощью созданных продуктов)

•  Устранение выявленных нарушений в деятельности учреждения.

•  Улучшение ситуации в учреждении по параметрам, сформулированным инициатором контроля.

 

ОСНОВНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ТЕХНОЛОГИИ

•  Запуск гражданского контроля: постановка проблемы инициатором контроля, принятие решения о проведении контроля, выбор объекта контроля.

•  Обеспечение доступа к объекту контроля (в интернатные учреждения), заключение необходимых договоренностей с профильными подразделениями органов государственной власти и/или местного самоуправления.

•  Сбор информации об интернатных учреждениях, в которых предполагается проводить гражданский контроль.

•  Составление программы контроля и графика работ: определение целей, задач и методов контроля, параметров контроля и критериев оценки, разработка процедур и инструментария контроля, составление плана-графика всех работ.

•  Разработка самой технологии и инструментария контроля: разработка стандарта (плана) посещения, бланков протоколов, опросников и т.п.

•  Подбор и подготовка общественных наблюдателей.

•  Организационно-техническая подготовка контроля: тиражирование инструментария, подготовка средств наблюдения и фиксации результатов, организация проезда в интернатное учреждение и т.д.

•  Непосредственное проведение гражданского контроля.

•  Обработка и оформление полученной информации.

•  Анализ и оценка полученной информации.

•  Разработка Заключения (аналитического отчета) и рекомендаций.

•  Внутреннее подведение итогов контроля, с приглашением всех общественных наблюдателей, вручение всем участникам благодарственных грамот (писем), памятных сувениров, других поощрений.

•  Представление результатов контроля администрации интернатного учреждения и другим заинтересованным сторонам (при необходимости, и широкой общественности)

•  Разработка собственной Программы мер по обеспечению устранения выявленных нарушений: планирование деятельности организации (группы), осуществляющей гражданский контроль по стимулированию/принуждению компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля.

•  Стимулирование/принуждение компетентных лиц к принятию адекватных решений по результатам контроля.

•  Контроль устранения выявленных нарушений.

ПРИМЕРНЫЙ СТАНДАРТ ПОСЕЩЕНИЯ ДЕТСКОГО ИНТЕРНАТНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

  1. Беседа с руководством учреждения. При необходимости, разъяснение целей и задач визита, ознакомление с технологией контроля. Выяснение проблем и потребностей учреждения. Анкетирование руководителя учреждения.
  2. По возможности, проведение короткого информационного собрания с «незанятыми» сотрудниками учреждения, сообщение о цели контроля и задачах конкретных общественных наблюдателей, преодоление отчуждения, ответы на вопросы.
  3. По возможности, общий сбор воспитанников учреждения (или по группам), информирование их о целях общественного контроля, обо всех мероприятиях, которые пройдут в его рамках, как будет организовано общение с воспитанниками, сообщение о возможности поговорить с общественными наблюдателями «один на один», «передать записку» и т.п. Ответы на вопросы. Информирование и беседа происходят в форме адаптированной под данный контингент воспитанников, на понятном и комфортном для них языке. Во время общего сбора возможно анкетирование воспитанников (или по группам).
  4. Выборочный просмотр документации учреждения, касающейся конкретных детей (личные дела и медицинские карточки), предварительно необходимо получить согласие ответственных сотрудников, а также желательно согласие ребенка, достигшего возраста 10 лет.
  5. Посещение жилых помещений. Заполнение протокола наблюдения. Ведётся фото- или видеосъёмка.
  6. Во время посещения жилых помещений проводятся индивидуальные беседы с воспитанниками об условиях проживания и основных проблемах. Во время беседы заполняются опросные листы, по возможности, ведётся диктофонная запись.
  7. Индивидуальные выборочные беседы с сотрудниками об условиях работы, основных проблемах сотрудников и воспитанников. Во время беседы заполняются опросные листы, по возможности, ведётся диктофонная запись бесед.
  8. По возможности, присутствие общественных наблюдателей на плановых мероприятиях учреждения. Наблюдение за отношениями персонала учреждения и воспитанников.
  9. Проведение групповых бесед с воспитанниками и сотрудниками учреждения (раздельно). Обсуждаются основные проблемы учреждения, вырабатываются и оцениваются возможные варианты их решения. Обсуждение протоколируется, по возможности, ведётся диктофонная запись.
  10. Посещение досуговых, бытовых и хозяйственных помещений учреждения (комнаты отдыха и психологической разгрузки, туалеты для мальчиков и для девочек, ванные и душевые комнаты, помещения для приготовления пищи и хранения личных дел детей, столовая, кухня, банно-прачечный комплекс, учебные классы, библиотека, актовый зал, медпункт, спортзал, помещения кружков и мастерских, спортплощадка, дворовые территории, подсобное хозяйство и др.), а также некоторые рабочие места сотрудников учреждения (кабинеты психолога, медицинских и социальных работников, физиопроцедурный кабинет, учительская). Заполняются протоколы наблюдения, ведётся фото- или видеосъёмка.
  11. Оперативное реагирование на факты грубого нарушения прав человека и в случае выявления преступлений. Незамедлительное обращение в компетентные органы.
  12. Итоговая встреча с руководством учреждения. Уточнение полученной в ходе посещения информации, выяснение подробностей, позиции руководства по отдельным выявленным проблемам, запрос дополнительной информации и т.д. Возможны договорённости о принятии каких-то срочных мер. Договорённость о сроках предоставления отчета по результатам контроля и официального ответа на него администрации учреждения. Благодарность за оказанный приём.
ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ

•  Соглашение о проведении гражданского контроля (в случае достижения формальной договоренности).

•  Программа гражданского контроля.

•  План-график мероприятий по подготовке и проведению гражданского контроля.

•  Стандарт посещения детского интернатного учреждения.

•  Заполненные протоколы наблюдения.

•  Заполненная анкета для руководителя учреждения.

•  Заполненная анкета для руководителя учреждения «о потребности в помощи».

•  Заполненные анкеты для воспитанников учреждения.

•  Заполненные анкеты для воспитанника учреждения (на случай выявления фактов применения физической силы в отношении детей в учреждении).

•  Инструкция для общественного наблюдателя.

•  Сводные таблицы с данными протоколов наблюдения и анкетирования.

•  Заключение (аналитический отчет) по результатам гражданского контроля.

•  Рекомендации по устранению нарушений и улучшению ситуации в учреждении.

•  Жалобы, заявления, обращения по результатам контроля.

•  Ответы на жалобы, заявления и обращения по результатам контроля.

  Наверх

 

На главную