Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Константин Сулимов, эксперт Центра ГРАНИ,

кандидат политических наук, доцент Пермского госуниверситета.

 

О «хорошей», но «безвластной» власти

Одно к одному: в марте исполнилось пять лет пребывания Олега Чиркунова на посту губернатора Пермского края, а в самом начале апреля состоялись публичные дебаты по поводу феномена Пермской власти. Организаторы дебатов (Пермская гражданская палата и Центр ГРАНИ) никак не связывали их с юбилеем, но связка всплыла сама собой. Дебатанты – Олег Подвинцев, Игорь Аверкиев, Иван Колпаков и автор этого текста – довольно легко и не сопротивляясь, сползли с темы феноменальности Пермской власти к теме феноменальности Олега Чиркунова в этой власти. Сползли в разной степени и с разным пафосом, но сползли.

И для части собравшихся, как и для меня лично, это стало еще одним свидетельством большой и непонятно как решаемой проблемы. Ее суть, если коротко, в том, мы имеем модернизаторский настрой ключевых людей во власти, что в целом, без подробностей, правильно, симпатично и замечательно (не все так думают, но я думаю так). Но мы имеем проблему с реализацией этого модернизаторского потенциала. Есть усилия, и есть результаты, и результаты эти, опять в целом, нужные и полезные, но это не те или не главные результаты, которые требуются от власти. Причина здесь в том, на мой взгляд, что наша власть – не совсем власть, публичная власть в полном смысле этого слова.

Во-первых, хрестоматийная банальность о том, что чрезмерная персонализация власти, в нашем случае – сведение лучших черт ее феномена к личности губернатора, есть проблема сама по себе. Положительные эффекты от такой персонализации (если человек хороший и с правильным настроем) конфликтуют с многочисленными и все увеличивающимися издержками. А главное в том, что если маховик власти раскручивается энергией одного человека, то это не власть, а частное дело этого человека.

Во-вторых, посмотрите на те проекты, которые реализует губернская власть, на семь важных дел, например, или на помянутый в ходе дебатов и уже тихо скончавшийся проект по переселению граждан из труднодоступных территорий, или Белкомур, или проект нового музея и т.д. Что их объединяет? То, что для их реализации нужны воля и ресурсы, а вот публичная власть здесь совсем не обязательный ингредиент. Это не значит, что в нынешних условиях все это может сделать негосударственные субъекты. Не могут. Но принципиально мы знаем, что воля и ресурсы бывают не только у государства. Государству, при наличии воли, легче эти ресурсы мобилизовать. У него есть бюджет, а еще есть федеральный бюджет, инвестиционный фонд и т.д., и можно лоббировать получение денег оттуда. Но мы опять же знаем, что для того чтобы быть успешным лоббистом не обязательно быть властью субъекта Федерации. То есть наша власть считает своими приоритетными делами такие дела, которыми может заниматься кто угодно.

Главное – что же должно отличать власть от всех остальных, маленьких и больших, субъектов с волей и деньгами? Опять хрестоматийная банальность – установление обязательных для всех правил. Никакие Газпромы и General Electric, которые в экономическом плане мощнее властей края в разы, если не на порядки, не могут сделать маленькую малость – ограничить продажу спиртного после 11-ти вечера, а власть может. Если кто-то скажет, что это слишком маленькая малость, чтобы быть важной для жизни людей, я отвечу, что, во-первых, наверняка есть люди, думающие иначе, а во-вторых, спрошу: где же большие немалости в виде важных для всех правил? При этом не могу сказать, что в отношении модернизации правил ничего не делается, - делается, но слышим-то мы про пермскую картошку и федеральный мед.центр, а не про правила. И это говорит нам о порядке расстановки приоритетов.

Напоследок конкретный пример очевидной, и главное важной – надеюсь - для всех живущих в Перми и других городах и не только городах Пермского края проблемы, которую невозможно решить только деньгами и волей, но только ими же в совокупности с обязательными правилами (градостроительными, видимо, но не только). Речь о весенней грязи на улицах. Одна незадача - установление этих правил не в компетенции исполнительной власти края.

Источник: Центр ГРАНИ