Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


 

Версия для печати

План прекращения чеченской войны

Россия не может уйти из Чечни,
не проявив силы. Но проявление этой силы
не может быть унизительным для чеченцев.

Чеченская война должна быть прекращена и может быть прекращена. Способ прекращения войны не должен стать катастрофой ни для России, ни для Чечни.

Чеченская война есть результат недальновидной, эгоистичной политики правящих кругов России и Чечни. С одной стороны, эту войну породила воинствующая некомпетентность, имперский апломб и трусливая безответственность высшей российской бюрократии, в том числе военной, с другой стороны - "ичкерийский" государственный рэкет и бандитизм под флагом ислама и "национально-освободительного движения чеченского народа". С обеих сторон существуют группировки, экономически и политически заинтересованные в продолжении войны, погрязшие во взаимной коррупции, в необузданном стремлении нажиться на всем, что может быть продано - от гуманитарных посылок до политических решений и живых людей. Совместными усилиями сторон Чечня стала зоной всеобщего поражения в правах. Стремительно нарастает процесс обесценивания человеческой жизни, грозящий выплеснуться за территорию Чечни. Заложниками этой ситуации становятся российские солдаты и воинственное население этой маленькой горной страны.

Но мы ограничены в своих возможностях прекратить войну.

Необходимо подчеркнуть - вина сторон, породивших эту войну, равноценна. Попытки найти "крайнего", больше виноватого, бессмысленны и только углубляют конфликт, поощряют непримиримость сторон.

Война не может быть реально прекращена, если будет сохранен сегодняшний политико-правовой статус Чечни, как республики в составе РФ. Чеченцы не прекратят сопротивления не получив независимость (даже если сейчас война затихнет от общей усталости, то через десять лет подрастет новое поколение и все начнется с начала). Мы можем прекратить войну в одностороннем порядке, только с одновременным предоставлением Чечне независимости. Но мир не совершенен, реакции на добрую волю примитивны и мало изменились за последние несколько тысяч лет. Одностороннее прекращение Россией войны и простой уход из Чечни будет воспринят как слабость и сигнал к продолжению процесса расчленения страны. Как извне, так и изнутри. Сохранение целостности России не прихоть рудиментарного имперского сознания, а элементарное условие сохранения гражданского мира в стране. Любой сепаратизм в полиэтнической стране, даже самый умственный и стеснительный, при слабом государстве чреват кровопролитием. Россия не может уйти из Чечни, не проявив силы. Но проявление этой силы не может быть унизительным для чеченцев. И чеченская и российская стороны не должны "потерять лицо" в разрешении кризиса.

Мой вариант:

  • Российские войска выводятся за Терек.

  • Правобережной "горной Чечне" предоставляется независимость. (Правобережная Чечня - 2/3 территории сегодняшней Чеченской республики, исконные вайнахские земли.)

  • Левобережная "равнинная Чечня" остается в России, фактически присоединяется к ней, аннексируется. (Левобережная Чечня - 1/3 территории сегодняшней Чеченской республики, исконные казацкие земли, передана Чечено-Ингушской автономной республике Хрущевым, ранее входила в Ставропольский край. Ни один чеченский тэйп не претендует на эту территорию как родовую.)

  • Население получившей независимость правобережной Чечни самоопределяется, решает вопрос со своей государственностью. Российские власти воздерживаются от бессмысленных попыток создать очередное марионеточное правительство, но в обязательном порядке обеспечивают безопасность и убежище чеченцам сотрудничавшим с российскими властями.

  • Невайнахское население (не чеченцы и не ингуши), не желающее оставаться в правобережной независимой Чечне переселяется в Россию (такого населения в Чечне осталось не много).

  • По Тереку и по границе Чечни с Ингушетией, Северной Осетией и Дагестаном обустраивается полнопрофильная государственная граница, при необходимости возводятся дополнительные фортификационные сооружения (заградительные стены, рвы и т.п.). Укрепляются соответствующие участки российско-грузинской и российско-азербайджанской границы.

  • Россия ни платит Чечне никаких репараций, не финансирует восстановление "чеченского народного хозяйства", при этом отказывается и от своих претензий на возмещение ущерба причиненного чеченской стороной (террористические акты, боевые действия на территории Дагестана и Ставропольского края, массовые экономические преступления совершенные с явного попустительства чеченских властей и др.).

  • Россия отказывается от какой бы то ни было политической и экономической блокады Чечни, делает все, что бы наладить с ней дипломатические отношения, оказывает содействие в ее международном признании.

  • Прекращение Россией военных действий не связывается с выдачей чеченской стороной лиц подозреваемых российской юстицией в совершении тяжких преступлений. Поиск, арест и предание суду этих лиц российские правоохранительные органы осуществляет вне зависимости от каких бы то ни было обстоятельств и всеми возможными средствами. При этом список этих лиц обязательно должен быть опубликован, разумен по количеству (не каждый второй чеченский мужчина) и, по возможности, исчерпывающий. Если официальные власти новой Чечни окажут содействие в задержании этих лиц - замечательно. Если нет - у российских правоохранительных органов должно быть достаточно своих ресурсов и оперативных возможностей, чтобы рано или поздно самим справится с этой задачей. Если не достаточно - значит нужно учиться, наращивать мастерство ("зачистки" и фильтрационные лагеря - дело не хитрое, но по результатам явно малоэффективное). То же касается возвращения военнопленных и заложников. С той лишь разницей, что более активно в качестве посредников могут привлекаться международные межправительственные и гуманитарные организации.

  • Россия оказывает Чечне гуманитарную помощь и содействует привлечению международной гуманитарной помощи.

  • С наступлением тепла ликвидируются лагеря беженцев, чеченское население переправляется в Чечню, палатки и прочее оборудование лагерей передается чеченской стороне.

  • По Тереку, а так же, вдоль ингушской и дагестанской границы с Чечней создается "гуманитарная линия" в 1-3 километра. На ее территории располагаются:

    • временные медицинские центры, оказывающие медицинскую помощь всем желающим чеченцам

    • центры профессиональной подготовки для чеченцев желающих получить рабочие профессии

    • гуманитарные организации

    • при необходимости, сеть школ и школ-интернатов для чеченских детей, что важно, с обязательным присутствием в школьных программах чеченского языка, истории, исламской составляющей, с привлечением, при наличии, соответствующих чеченских преподавательских кадров

    • др.

  • Медицинские, образовательные и прочие гуманитарные услуги предоставляются российской стороной только на территории "гуманитарной линии", и наоборот, материальная и продовольственная гуманитарная помощь, при согласии чеченских властей, реализуется в основном на территории самой Чечни. На территории "гуманитарной линии" чеченские граждане могут находиться только временно, в связи с оказанием им тех или иных гуманитарных услуг. Более или менее постоянное проживание возможно только для несовершеннолетних учащихся школ-интернатов.

  • Российская сторона разрабатывает и реализует пакет социальных, образовательных и культурных программ призванных содействовать вхождению Чечни в мирную жизнь. Например:

    • Программа бесплатного или льготного обучения чеченской молодежи в российских вузах.

    • Программа летнего отдыха и оздоровления чеченских детей в российских детских лагерях и санаториях.

    • Государственные программы стажировки чеченских специалистов на российских предприятиях, учреждениях образования, здравоохранения, культуры, в органах государственной власти и местного самоуправления.

    • Программа культурно-просветительских экспедиций в Чечню (концерты, гастроли театров, выездные выставки, фестивали и т.д.)

  • Предоставление Россией всех видов гуманитарной помощи и любой другой поддержки осуществляется под контролем специальной общественно-государственной комиссии состоящей и представителей российской, чеченской стороны и международных организаций, с обязательным участием российских гуманитарных и правозащитных организаций.

  • До полной нормализации отношений Россия вводит для жителей Чечни особый визовый режим, радикально ограничивающий их допуск на территорию России (за "гуманитарную линию"). Относительно свободный доступ только для тех, кто посещает Россию в рамках государственных социальных, образовательных и культурных программ, а так же в связи с воссоединением семей.

  • При отказе или невозможности (некому) с чеченской стороны подписать соответствующее соглашение, все выше перечисленные меры реализуются российской стороной в одностороннем порядке.

    Есть правда, еще проблема "трубы", нефтепроводов, проходящих по территории Чечни, но есть и подозрение, что не стоит "труба" затяжной кровопролитной войны, наших сегодняшних и будущих потерь, жертв среди мирного населения, грядущей череды политических кризисов из-за Чечни, очередных приступов национального самоуничижения, миллиардов рублей, потраченных на содержание войны или под милитаристский шумок разворованных.

    Конечно, я многого не знаю, многое, наверное, не учел, но принципы: "независимость в обмен на часть территории", "взаимозачет ущерба", "вместо репараций масштабные гуманитарные обязательства", "вместо "санитарного кордона" - "гуманитарная линия" - мне представляются, по крайней мере, обсуждаемыми.

    Войны не могут не кончаться. Войны 21 века не могут кончаться примитивно: определяя победителей и побежденных.

    Пермь,
    И.В. Аверкиев,
    15 января 2002 года

    Комментарии

    1. Прямое финансирование Россией восстановления "народного хозяйства Чечни" бессмысленно и не справедливо. Бессмысленно, так как мы никогда не сможем проконтролировать, а чеченская сторона никогда не сможет нам гарантировать - целевое использование этих средств. Причиной этому и беспросветная коррупция российских гражданских и военных чиновников, и специфическое, "родо-племенное" отношение чеченцев к деньгам и прочим материальным ценностям. Черная дыра в теле российской экономики должна быть заткнута.

    Не справедливо, потому, что:

    • во-первых, в Чеченской войне нет виновной стороны, война с обеих сторон была справедливой: с одной стороны национально-освободительное движение, с другой - защита территориальной целостности государства - почему в этой ситуации кто-то кому-то что-то должен платить.

    • во-вторых, обычно, дань, контрибуцию, репарации платит проигравшая сторона. Но в рамках нашего плана в этой войне нет ни победившей, ни проигравшей стороны.

    • в-третьих, реальный ущерб причинили друг другу обе стороны и ущерб этот вполне сопоставим. Ущерб за все годы Чеченского кризиса не исчерпывается последствиями российских бомбардировок и артобстрелов. Достаточно вспомнить ущерб, причиненный дудаевским режимом при целенаправленном вытеснении русского населения из Чечни в начале 90-х; ущерб, причиненный акциями в Кизляре и Буденовске; ущерб от вторжения в Дагестан; совокупный ущерб от терактов; стоимость вооружений оставленных на территории Чечни, экспроприированных дудаевским режимом и использованных впоследствии против российских войск; наконец, многомиллионный ущерб от знаменитых афер с авизо, от кражи нефти и прочих массовых экономических преступлений, совершенных явно с попустительства чеченских властей.

    2. Если материально-финансовый долг России перед Чечней сомнителен, то морально-гуманитарный - очевиден. Совершенно очевидно, что в этой войне с России больший спрос. Россия старше, больше, сильнее, богаче, опытнее, цивилизованнее, наконец. Именно по этому она не может уйти из Чечни, не взяв на себя гуманитарных обязательств. При этом понятно, что материальная цена этих обязательств значительно меньше цены прямого российского участия в восстановлении Чечни. Что мы не можем сбрасывать со счетов, имея в виду возможности сегодняшней России и стоящие перед ней задачи возрождения.

    3. Самый серьезный риск - чеченцы не смогут самоорганизоваться и так и не создадут своей государственности. В отсутствии общенационального лидера погрязнут в "родо-племенных" противоречиях, не дай бог дойдет до гражданской войны. Экономика окончательно деградирует в натуральное хозяйство. Наличие месторождений нефти и их полукустарное использование будет постоянным источником экологических проблем. Т.е., возможна ситуация близкая к афганской, после ухода советских войск. Но есть и существенное отличие, к сожалению, не в пользу Чечни. Большинство мужчин многочисленных афганских народов, даже воинственные пуштуны, изначально, архетипично мотивированы на сельский труд (скотоводство или землепашество) как основное занятие мужчины. "Война и разбой" являются хоть и важным, но все-таки второстепенным занятием традиционного уклада, а у таджиков и других северных народов Афганистана и вовсе эта составляющая отсутствует. Т.е. с прекращением войны афганским мужчинам есть чем заняться и они имеют для этого необходимую квалификацию. С чеченцами совсем все не так. Достаточно вспомнить советское время. Где мы видели чеченских мужчин. На рынках, в торговле мы их не видели, на заводах не видели (на заводах в Чечне работали в основном славяне), сельским хозяйством мужчины-чеченцы тоже не занимались (скот пасли в основном старики и подростки, огородничали женщины). Мы их видели немного среди военных, немного среди различных администраторов, немного среди ученых, немного на нефтяных промыслах. Где были остальные и чем занимались совершенно не понятно. Война все расставила по своим местам. Мужчина-чеченец стал самим собой. Но чем он будет заниматься в мирное время, кто будет поднимать экономику Чечени? Будут нанимать славян? Почему нет? Главное чтобы не рабов. Так или иначе, риск послевоенной анархии, политического хаоса в Чечне хоть и не велик, но реален. Что тогда? Что-то под эгидой ООН? Чей-то протекторат (Турции, например)?

    4. Основный риск для России при реализации этого плана - это слишком тонкая, вычурная технология. При попытках реализации план может быть отторгнут психологией современного российского чиновничества и господствующим типом администрирования.

    5. Чеченцы любят и умеют воевать - почему бы не предоставить им эту возможность, даже не смотря на отделение. Возможно создание наемных чеченских частей в российском спецназе. Очень не плохо это получалось у русских царей в конце 19 - начале 20 веков.

    6. Может так случится, что после раздела Чечни, российские правобережные территории могут оказаться, по понятным причинам, не совсем пригодными для нормального проживания. Встанет вопрос, что с ними делать? Создание окружной военной базы и полигона? Передача этих земель казацким объединениям - создание своего рода военизированных сельскохозяйственных поселений? Учреждение степного заповедника - новая "Аскания-нова"? Что-то другое?

    7. Чеченская война должна быть прекращена немедленно? Потому что:

    • Чечня - черная дыра российской экономики
    • Чечня - плацдарм криминалитета и терроризма
    • Чечня - школа коррупции
    • Чечня - соблазн диктатуры
    • Чечня - эликсир для имперских амбиций
    • Чечня - источник экологической опасности
    • Чеченская война - публичная слабость России
    • Чеченская война - очаг агрессивности и ксенофобии
    • Чеченская война - полигон нарушений прав человека
    • Чеченская война - источник авторитарных технологий
    • Чеченская война - эпицентр обесценивания человеческой жизни
    • Чеченская война - школа развращения политических нравов
    • Чеченская война - провокация худшего в России и россиянах
    • Чеченская война - яма на дороге России в будущее
    • Чеченская война - искушение России

    Чеченская война приучает к бесправию всех, кто попадает в ее кольцо, возводит произвол в норму, задает "стандарты" нарушений прав человека, раскалывает страну, заражает всех ксенофобией. Ожесточая сильных, перемалывая и развращая слабых, она выбрасывает тех и других обратно в мирную жизнь, делая их своими невольными агентами. Вся страна у Чеченской войны в заложниках.

    Чеченская война - война вдвойне, ибо долгая и, чем дальше, тем более бессмысленная. Бессмысленность войны разрушает армию, развращает политиков, деконсолидирует нацию. Чеченская война - язва на теле России, распространяющая свое тлетворное влияние на всю страну. Она прямая и явная угроза будущему России.

    И.В. Аверкиев

    

  •