Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Путь между небом и землёй

Павел Муратов "Образы Италии"

"Образы Италии" - необычное явление в русской литературе. Эту работу трудно отнести к определенному жанру. В ней есть изощренный искусствоведческий анализ, но автор не стремится к конкретным научным обобщениям и выводам. Муратов щедро делится с читателями личными чувствами и переживаниями от поездки по Италии, но подробности путешествия главным образом ограничиваются эмоциональными впечатлениями от произведений искусства, в основном, периода Ренессанса и итальянского барокко, городов и природы тех мест Италии, где пролегал путь писателя. В этих воспоминаниях нет ничего, что в современной литературе получило название "road story" - "путевой рассказ". Экзистенциальные размышления писателя, казалось бы, дают повод присвоить его запискам статус философского эссе, но доводы строятся, прежде всего, на чувстве и не претендуют на рациональную обоснованность. Для жанра путеводителя работа Муратова чересчур интеллектуальна и эмоционально насыщена. А визионерские прозрения писателя поднимают его заметки над обычным количественно-информационным содержанием среднестатистического путеводителя.

Опубликованные в Берлине в начале ХХ века эссеистические заметки Павла Муратова "Образы Италии" сделали его знаменитым. Но жанровая неукорененность произведения фактически лишила работу статуса "классического труда". Отрывки из "Образов Италии" широко используются в качестве иллюстративного материала к работам по искусству Ренессанса, в изданиях информационно-справочного характера. Однако, сама работа так и остается "белой вороной" в литературе. Она вовлекает в круг образов и видений, которые как бы существуют в действительности, но становятся таковыми лишь при определенном освещении, времени года, настроении. Некоторая натянутость сравнения вызывает в памяти испанского художника Эль Греко. Сюжеты его картин тоже имели в основе реальных лиц и пейзажи, но художественное видение испанца изменяло их реальные черты и рисовало какие-то порой самые фантастические образы. Эти видения художника, казалось, существуют где-то между небом и землей. Италия во взгляде Муратова предстает такой же вереницей причудливых видений, в которых каждый, кто бывал в ней, узнает знакомые места и пережитые ощущения, но… Путешествие Муратова пролегает не по земле, мы любуемся вместе с ним не на памятники архитектуры и живописи. Мы переживаем вместе с ним прозрения, которые несло нам прикосновение к итальянской земле, к культуре, к событиям ее истории. Изобретенный искусствоведами и мистиками термин "genius loci" - "гений места" - мог бы приблизить нас к пониманию желания Муратова, которое двигало им при создании "Образов Италии". Если бы только сам термин имел бы сколько-нибудь конкретное содержание. Однако, его иррациональная составляющая требует от нас отказаться от знакомых европейскому человеку способов познания мира, замереть, присесть в медитативном раздумье, в ожидании озарения.

Заметки писателя удивительно легко и непринужденно без каких-либо ссылок на ретро читаются и сегодня. В них ощущается такой свежий аромат, такая непосредственность переживания, как будто они, как свежие пирожки, только-только соскочили с горячего противня. И с трудом заставляешь поверить себя, что они принадлежат периоду "серебряного века" русской культуры. Знакомые ощущения, переживания, мысли. Неужели истории опять суждено повториться?..