Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Всем, уставшим от безверия

Мария Ладо «Очень простая история». Лысьвенский муниципальный театр драмы им. А.Савина. Режиссёр-постановщик Евгений Ланцов. Художник-постановщик Всеволод Аверкиев. Продюсер Юрий Милютин.

«...и наш ребенок будет молчаливо смотреть, не понимая ничего…»

Истории давно минувших лет сквозь патину воспоминаний приобретают таинственный оттенок и становятся сказками, легендами, былинами. Постепенно мы перестаем верить в них и снисходительно улыбаемся, когда кто-то пытается убедить нас в реальности событий, происходивших в прошлом. И только наши дети продолжают листать пожелтевшие страницы старых книг, нисколько не сомневаясь в правдивости написанного. Мы же торопимся снять с них «розовые очки» и заставляем здраво взглянуть на окружающий мир. Сами читаем только модные книги и журналы, идем в кино или театр только на «последние» киноновинки и «нашумевшие» постановки, в которых на каждом шагу матерятся, без разбору занимаются сексом, принимают наркотики, и, не задумываясь, стреляют в первого «наступившего на ногу». А потом тонко и умно рассуждаем о том, как режиссеру, писателю, постановщику удалось точно передать, почувствовать современную действительность, поиронизировать над современными нравами. Любые же попытки использовать традиционные формы и жанры получают оценку - «косность, наивность, отсутствие фантазии, неумение использовать новые формы».

«Зову я смерть, мне видеть невтерпеж…»

А в одно прекрасное утро просыпаемся и видим перед собой лишь бесконечный калейдоскоп постоянно меняющихся картинок и кубиков. И все наши попытки понять смысл, почувствовать закономерность наших поступков приводят к выводу, что наше существование - лишь бессмысленная череда событий, заполненных малополезными и неприятными деталями. С годами мы учимся понимать, оценивать, но теряем способность сопереживать, искренне верить в то, что существуют любовь, дружба, добро. И даже искусство, чьей задачей всегда было заставлять людей сопереживать, включается в игру «угадай-ка, где это уже было», а угадал – получи звание «Очень Современный Человек».

«Люблю тот век нагой…»

Спектакль «Очень простая история» принадлежит к числу тех «наивных» театральных постановок, отношение к которым со стороны современного театра снисходительно-покровительственное: «Что же еще можно поставить на сцене маленького провинциального театра?! Да и должна же быть эта растительная, почти бессознательная жизнь, где веками ничего не меняется». По жанру «Простая история» -современная сказка. В ней все внешне незатейливо: и история любви, и спивающийся непутевый, но добрый русский мужик, и рачительный, зажиточный, но злой хозяин, животные-помощники. И даже само название не претендует на что-то большее. Это очень простая история.

«А в наши дни, поэт, когда захочешь ты узреть природное величие…»

Встретились молодые люди, полюбили друг друга, но признаться в этом родителям бояться. Кто он? Иван безродный, отец его только на гармошке играть и может, да еще напиваться в тоске от большой, потерянной любви, а она - дочь первого на деревне хозяина, рачительного и умелого, на хозяйстве которого вся деревня и держится. Но скрывать до бесконечности любовь невозможно. Она беременна, а ему в армию идти. Развязка должна бы быть вполне банальной: девушку к врачу на аборт, мальчишке от ворот поворот да в армию с глаз долой. Так и решил хозяин, когда узнал о беременности дочери. Вполне тривиальная история. Почти капиталистическая «чернуха». Но тут и начинается сказка. Появляется ангел-хранитель. Но не абстрактный дух из потустороннего мира, а душа свиньи, влюбленной в хозяина и зарезанной им на продажу накануне. Такая ли уж тривиально-простенькая эта история? Таких неожиданных поворотов, по сюжету традиционно-сказочных, но по форме вызывающе-эпатирующих, иронизирующих над современными тенденциями в художественном творчестве, будет еще немало в этой «простой» истории. В итоге добро торжествует, влюбленные соединяются, зло отступает. А в финальной сцене спектакля звучит (в буквальном смысле) почти идея национального единения. Рачительный хозяин распевают с непутевым мужиком русскую народную «Имел бы я златые горы» за бутылочкой водочки.

«И что мне за печаль…когда одной тобою не так печальна жизнь, не так ужасен мир.»

Все это уже было и повторяется из одной русской сказки в другую. Слова, вложенные в уста персонажей, лишь сдергивают патину времени со «старой, старой сказки». Но происходит чудо, лица людей в зале светлеют. Людей, уставших от безверия, разочарованности в жизни и бесконечных художественных изысков. А ведь потребовалось совсем немного. Только и сказать, не побоявшись прослыть ретроградом: «Я верю, что главное в жизни – любить и быть любимым, потому что без этого человек умирает». Впрочем, без влияния постмодерна или, вернее, иронии над доминирующими художественными тенденциями в искусстве не обошлось и здесь: это и петух, изъясняющийся только подслушанными по радио политическими и официально-публичными штампами, и вознесение душ животных в рай, и даже тема политкорректности при упоминании о назначении зарезанной хозяином свиньи ангелом-хранителем черного ребенка. Но ведь не это в спектакле главное.

«Но в этом племени… есть красота… есть лица, что хранят сердечных язв печать»

Но, наверное, главная удача спектакля - подбор актеров. Во многом благодаря работам актеров постмодернистские заигрывания в пьесе отходят на второй план, а внешняя простота сюжета приобретает архетипичное для русской души звучание. Удивительной внутренней чистотой сияют их лица. В них нет никакой двусмысленности, душевного разлада, неопределенности. Они ни на минуту не дают возможности усомниться в реальности происходящего, завершая единое полотно «новой русской жизни», в которой снова хочется жить.