Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


"Печаль, рождаемая дождем…"

Питер Хёг, "Условно пригодные"

"Условно пригодные" - четвертый роман датского писателя Питера Хёга. Его имя стало знаменитым после издания романа "Смилла и ее чувство снега". Книги писателя переведены уже более чем на тридцать языков мира и издаются миллионными тиражами. Но личность самого автора остается все также малоизвестной. Он избегает встреч с журналистами, отключает свой домашний телефон. Оставляя желающим заглянуть за грань его писательского воображения, лишь возможность угадывать, какая печаль наложила отпечаток на его лицо и создаваемые его фантазией образы.

Подобно импрессионистам, изучавшим оттенки игры света на окружающих нас предметах, Питер Хёг словно поставил перед собой задачу изучить различные оттенки человеческой печали, воплощая их в персонажах своих произведений и оживляя причудливой сюжетной линей, балансирующей на грани реальности и грезы. И в романе "Условно пригодные" Хёг, использовав существующий в литературе образ "infant terrible" (трудный ребенок), задающего наивно-опасные вопросы. Он поместил своего героя в "предельную" для каждого ребенка ситуацию, ситуацию одиночества, без семьи, без взаимопонимания, в ситуацию "условно пригодного" для жизни, но при этом одарил (или проклял) его даром "печали, рождаемой дождем". Дождем, который делает прозрачными или видимыми те препятствия, которые возникают на его пути. Как в сказке, перед героем стоит задача преодолеть или разрушить эти препятствия. Но дар героя, хотя и волшебный, несет за собой печаль, печаль одиночества человека, вырвавшегося или вытолкнутого за рамки, не такого, как все. Все препятствия не преодолеть и не разрушить, а преодолев, столкнешься только с пустотой, которая является последним и бесконечным препятствием, в котором нет жизни, а только обреченный полет вне времени в бесконечность. И роковым становится дар самого героя: все ли препятствия надо преодолевать, когда и зачем; куда идти после очередного преодоления?

Обманчиво детективный сюжет романа ведет не к разгадке, а к проблеме выбора перед лицом "вечных и проклятых" вопросов. Выбор автобиографической или полуавтобиографической сюжетной среды является для автора средством изображения видимой им картины мира в оттенках, различаемых деформированным печалью хрусталиком глаза. Внешнее благополучие элитарной школы, грязь и обреченность колонии для несовершеннолетних, равнодушие детских интернатов, исковерканные детские судьбы - все это предстает в его свете одинаково безликими декорациями, в которых необходимо выжить на пути к тому, что станет самым важным в жизни.

Можно по-разному характеризовать этот роман Хёга - как социально-философский или как автобиографический. И, соответственно, искать в нем присущие этим жанрам достоинства и недостатки. Но подобно найденному раз и навсегда Эль Греко причудливому стилю изображения окружающей его реальности, романы Питера Хёга являются произведениями, объективная оценка которых возможна только через призму его печального взгляда.