Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


В глубине разума

Джозеф Кутзее, роман "Жизнь и время Михаэла К."

Человечество за всю свою историю создало в искусстве не так много образов, которые смогли бы передать его иррациональное стремление к свободе. Это не просто свобода от каких-либо обязательств, не удовлетворение собственных желаний или возможность почувствовать себя властелином всего мира. Это стремление к преодолению человеком парадигмы собственного существования, выход за пределы отведенных ему природой и жизнью возможностей.

Попытки понять и подчинить это стремление периодически предпринимались человечеством на разных этапах его развития. Платон написал свой этюд о "пещере дремлющего человеческого разума", Микеланджело вырубил из испорченного куска мрамора своего четырехметрового "Давида", Шарль де Костер отправил своего "Уленшпигеля" в вечный путь за свободой. Двадцатый век привнес нечто иное в этот образ. Казалось бы, расцвет индивидуализма и возможности технического прогресса должны были утолить потребности человека в удовлетворении этого стремления. Они и в самом деле притупили остроту этого желания. И в результате стремление человека к свободе приобрело неожиданные формы.

Для того, чтобы разбудить в человеке это чувство, художники вынуждены были бросать его на самое "дно жизни". Возможность персонификации объекта или субъекта, ограничивающего внешнюю свободу человека, фактически была сведена на "нет", поскольку утратила единство общечеловеческого признания. Основным препятствием стал сам человек, особенности его личности. Работа художников стала ювелирнее, искусство изощреннее. Насколько же труднее художнику реанимировать в человеческом сознании это неподдающееся разумному анализу стремление - желание быть свободным. Не сделать это проблемой одного человека, отдельной ситуации.

В фильме А. Паркера "Полуночный экспресс" молодой человек попадает в турецкую тюрьму за попытку перевезти наркотики. На этом реальном случае художнику удалось передать в визуальных образах всю призрачность представления человека о собственной свободе и его сокровенную, почти мистическую потребность в свободе, которая лежит за пределами его повседневного существования. И в последних кадрах фильма мы замираем вместе с главным героем в его прыжке свободы, прыжке, который здесь длится мгновение - в мире, подчиняющемся законам физического притяжения, и бесконечность - в глубине человеческого разума.

"Жизнь и время Михаэла К." - первое произведение южноафриканского писателя Джозефа Кутзее, получившее букеревскую премию. Он единственный сегодня писатель в мире, которому удалось получить ее дважды, второй раз - за роман "Бесчестье". Именно, "Жизнь и время Михаэла К." стало тем произведением писателя, которое нобелевский комитет признал главной заслугой в творчестве писателя и принял решение о награждении Нобелевской премией 2003 года.

"Жизнь и время Михаэла К." погружает читателя в малоприятное бытописание человека, существующего на обочине того, что мы обычно называем "нормальной" жизнью. Война в стране окончательно вытолкнула его за рамки человеческого общества. Он "опускался" ниже и ниже: жил в пещере, воровал чужой скот и урожай. Сомнений в литературном жанре произведений как будто не остается. Цель писателя - обличение социальных язв современного общества, переживающего ужасы войны. Отчасти, наверно, так и есть. Но финальный поворот сюжета в романе, незначительное смещение угла зрения заставляет по-другому почувствовать и пережить это "погружение на дно человеческой жизни". "Одиссея" главного героя по-прежнему продолжается в реальном мире, вокруг все те же малоприятные реалии повседневного существования. Но он уже живет по законам другого мира, мира бесконечной свободы. И вместе с героем мы замираем в бесконечном полете прыжка, в который автор отправил своего героя, за пределы этой так мало значащей реальности.

В финале романа проскальзывает еще одно чувство, на которое не хочется обращать внимание. Чувство смерти. Им хочется пренебречь, отринуть. "Но мы лишь можем улыбнуться ей в ответ".