Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


 

Под колёсами любви

 

«Темные аллеи» – сборник рассказов, написанных Буниным в 1937-1945 годы. Позднее, в 1953 году, сборник был дополнен еще двумя рассказами. Сборник был написан уже после получения Буниным Нобелевской премии в 1933 году, поэтому он не входит в классическое наследие писателя, поэта, переводчика. Такова официальная версия отношения к этой части литературного творчества русского писателя. Более того, в советской художественной доктрине старались избегать упоминаний об этом сборнике рассказов и не только по причине того, что он был написан в эмиграции, когда Бунин жил во Франции.

 

40 историй любви, порой способных эпатировать даже современного читателя, привыкшего определенным образом воспринимать классическое наследие русской литературы. Недаром, «Лолита» Набокова написана на английском языке и лишь условно может быть отнесена к русской литературе. По признанию самого Бунина, «эта книга о любви с некоторыми смелыми местами». Можно добавить, порой очень «смелыми», балансирующими на грани понятий о «пристойном и непристойном» в литературе. Наверно, поэтому сборник так долго дожидался признания на родине писателя. Обращают на себя внимание годы создания сборника. Период второй мировой войны. А также то, что последние рассказы были дописаны Буниным в год его смерти. С одной стороны, по-человечески понятно стремление почти 70-летнего писателя ударится в воспоминания о ярких впечатлениях молодости, игре чувств и желаний тела, с другой стороны практически полное выпадение содержания из контекста политических и социальных событий, сопровождавших создание сборника. Даже в самих рассказах, входящих в сборник, события общечеловеческой истории звучат далеким эхом, лишь изредка вторгаясь в интимный мир переживаний их героев. Словно социальные катаклизмы XX века лишь слабая тень переживаний, страстей и чувств самого человека. Словно и нет окружающего мира, и история каждого конкретного человека определяется не социальными событиями в его биографии, а законами, неведомыми человеческому сознанию и приходящими к нему как откровения, как правило, в конце жизненного пути. Именно, они формируют и определяют жизненный путь каждого человека. Все остальное лишь долгий, долгий сон.

 

Где-то все это уже было? Экзистенциальная значимость собственных переживаний и чувств по сравнению с иллюзией социального хаоса внешней жизни. Начиная с Камю и Сартра, это художественное направление в искусстве проделало длинный эволюционный путь в попсовую интерпретацию дуалистичности человеческого сознания «Матрицей» братьев Вачовских. Но все это, кажется, имеет небольшое отношение к творчеству классика русской литературы.

 

Юнг утверждал, что жизнь человека напоминает спираль, движение которой начинается с края и притягивает человека к центру. Внутренние переживания должны получить материальное воплощение. Бунин шел «темными аллеями» всю свою жизнь. Исследованию любви, как чувства определяющего любое человеческое существование, посвящены все его произведения. «Темные аллеи» подводят итог этому длинному путешествию. Как гениальное откровение и прозрения человеческого духа, они выпадают из любого мейнстрима развития искусства и выглядят некоторым странным ни на что непохожим явлением, подобно поздним творениям Микеланджело, почти сюрреалистическому творчеству Эль Греко, «простонародным» картинам Брейгеля, «Подсолнухам» Ван Гога. Возле них можно постоять и понять, что любовь уникальна и неповторима, но горе нам, если мы решимся следовать ее требованиям. Ни помощников, ни друзей, ни общего признания мы не найдем на этом пути.

 

Сергей Максимов