Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


Между истиной и безумием

Густав Майринк «Голем»

Погружаясь в таинственный мир романа немецкого писателя-экспрессиониста, рискуешь либо навсегда заблудиться между явью и сном, либо навсегда лишиться ощущения окружающей загадки, оставшись среди одних лишь сухих фактов и неумолимых законов логики. Созданный им мир так похож на наш, но он такой чужой... Словно ты вышел на привычную улицу, по которой проходил сотни раз, но не можешь узнать ее: изменилось что-то важное, к чему привык относиться как к данности.

Майринк принадлежит к числу тех писателей-экспрессионистов (Ф. Кафка, Л. Перуц), которые создали Праге репутацию города призраков. Почему именно Прага? Наверно, этот феномен еще ждет своего изучения. Легенды о призраках до сих пор живут там, также как в Париже - рассказы о приключениях и пирушках мушкетеров и одержимых чувством священной мести таинственных богачах.

Первый роман этого писателя «Голем» сразу сделал его знаменитым, став одним из первопроходцев эры бестселлера в книгоиздании и положив начало новому направлению в литературе: «черному мистицизму». Он стал культурным явлением, а для самого Майринка это было начало пути. Темного или светлого? На этот вопрос трудно найти ответ, не попытавшись ступить на этот путь. Ясно только одно: то, о чем писал этот человек, можно было увидеть и почувствовать только там, куда ведет выбранный им дорога. Он не был туристом, как его читатели, в этой стране. Он жил (во всяком случае пытался) по ее законам. Но существует ли на самом деле этот мир, не является ли то, что демонстрировал нам писатель, лишь способом укрепления своего коммерческого успеха? Но, если верно последнее, то судьба слишком жестоко ему отомстила, заставив до конца пройти путь, неоднократно описываемый им в своих произведениях. Его сын покончил жизнь самоубийством в том же возрасте, в котором это собирался сделать сам Густав Майринк до того, как стал писателем.

Действие романа разворачивается в еврейском квартале (бывшем гетто), одном из самых старых районов Праги. Узкие улочки средневекового города, старинная легенда о Големе, глиняном истукане, когда-то созданном в Праге раввином-каббалистом, фантазирующий во сне и наяву главный герой романа, таинственные происшествия с внезапно появляющимися и исчезающими людьми в домах, изрезанных коридорами и подземными переходами за свое почти тысячелетнее существование... Всё это удивительно точно воспроизводит атмосферу настроения, которое каждый человек хоть один раз, но испытывал в жизни. Предчувствие того, что вроде бы все как обычно, но вот-вот должно измениться. Что должно измениться? Почему? На эти вопросы нет ответа. Но это что-то совсем рядом… Таинственные разговоры, полунамеки, полувзгляды, то ли брошенные случайно, то ли с удивительным упорством пытающиеся не упустить вас из виду – все это сплетается в единую ткань и возникает… Призрак грядущих изменений - Голем. Кто он и что несет, неизвестно. Но он начинает преследовать вас. Большинство из нас научились уже быстро отделываться от этих сомнений, разгоняя их как печаль-тоску в задушевной беседе или в суете дел. Но Майринк не останавливает своего героя на этом пути. Морок сгущается вокруг него. Истина или безумие так близки... Но что именно?..

Это можно узнать, лишь не побоявшись шагнуть к дому у последнего фонаря. Дом у последнего фонаря - еще одно наследие средневекового прошлого, эпохи австрийского императора Рудольфа II, который собрал в Праге всех мистиков и алхимиков Европы в поисках философского камня. И якобы именно в этом доме у последнего фонаря и был найден секрет философского камня, его открыватели обрели бессмертие и ожидают в нем других путников, пытающихся открыть тайну Вечной Жизни.

Остерегайся, путник, если твой взгляд остановился на этой книге. Коснувшись ее, тебе суждено измениться. Если ты не готов, лучше пройди мимо.