Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


 

Игорь Аверкиев

Версия для печати

2011 год

 

С «западными фондами» всё очень просто - они разные

 

В PR-кампании против «иностранных агентов» команда Владимира Путина представляет Западный мир примитивно однородным – однородно враждебным к России. В то время, как в реальном политическом пространстве Запад очень разный в своём отношении к нашей стране. Он, конечно, не примитивно дружественный, как представляют его некоторые российские «либеральные фундаменталисты» – он именно разный.

 

Нижеприведённую заметку я написал два года назад по поводу какого-то очередного обострения «фондофобии» - толком уже не помню, у кого и по какому поводу это обострение случилось. Но, видимо, тогда актуальность реакции отпала, заметка так и осталась в компьютере, а сегодня снова стала актуальной.

 

Сегодняшние реплики выделены в тексте курсивом и соответствующей пометкой.   

 

 

13 июня 2013 года

 

_____________________________________________________________________________

 

 

Разные люди по-разному относятся к деятельности в России международных и иностранных благотворительных организаций, при этом зачастую упуская, что сами эти организации очень разные.

 

Поэтому:

 

Если ты хочешь найти деньги на юридическую помощь жертвам полицейского произвола или на независимый мониторинг вредных выбросов близлежащего химического завода или на разработку концепции инклюзивного образования для детей-инвалидов – ты их, скорее всего, найдёшь в западных благотворительных организациях.

 

Если ты хочешь найти деньги на красивые политические глупости вроде «оранжевой революции» - ты их тоже можешь найти в каких-нибудь западных международных организациях. Но, скорее всего, это будут не те организации, которые на слуху и которые официально аккредитованы в России.

 

Если у тебя душа разрывается от того, как живётся сиротам в российских интернатах или гастарбайтерам на российских стройках, и ты придумал, как им помочь - у тебя есть шанс найти финансовую поддержку в западных благотворительных организациях.

 

Если ни от чего такого твоя душа не разрывается, а ты просто решил зарабатывать на жизнь толерантностью, бюджетной транспарентностью, ювенальной юстицией и прочими экзотическими социальными технологиями, модными среди российской либеральной публики и продвинутых чиновников – ты с большой вероятностью найдёшь их в западных международных организациях.

 

Если ты решил серьёзно заняться спасением от вымирания амурского тигра, дальневосточного или кавказского леопарда, снежного барса или русской выхухоли - велика вероятность, что ты найдёшь финансовую поддержку в специализированных западных благотворительных фондах.

 

Если ты активный поборник демократии и пытаешься добиваться в России свободы слова, свободы собраний, свободных и честных выборов и тому подобного, но при этом не занимаешься партийной политикой - многие западные международные организации с удовольствием рассмотрят твои проекты на предмет финансовой поддержки. При этом ни один иностранный благотворительный фонд с серьёзной международной репутацией, специализирующийся на поддержке во всём мире демократии, прав человека, гражданского общества и тому подобного, не будет финансировать политические партии и прочие организации, занимающиеся политикой в узком смысле слова, то есть борьбой за власть. Не верите - спросите в ФСБ, в МИДе, в Генеральной прокуратуре.

 

Если ты авторитетный эксперт в сфере госуправления и решил для пользы отечества заняться обучением муниципальных чиновников new public management (новому государственному менеджменту) - какие-то западные международные организации найдут возможность, как тебе помочь.

 

Если ты озабочен сохранением культуры и языка финно-угорских народов России или малых народов Крайнего Севера, то с большой вероятностью твои проекты поддержат в специализированных западных международных организациях.

 

Если ты сторонник «правозащитной классики» и хочешь посвятить жизнь защите прав национальных меньшинств, женщин, мигрантов, голодающих, бездомных, людей с нетрадиционной сексуальной ориентацией, жертв полицейского насилия и жертв национальной, гендерной, религиозной и прочей дискриминации – знай, что для поддержки таких как ты и существуют многие западные благотворительные фонды. Но также нужно знать, что и таких как ты - очень много, поэтому спрос на поддержку этих фондов очень высок, соответственно, очень высока конкуренция за их гранты.

 

Если ты за «модернизацию России» и решил разработать и продвигать в местном законодательном собрании «Закон об аутсорсинге в социальной сфере» («О борьбе с коррупцией», «О региональном венчурном фонде», «О защите прав предпринимателей» и т.д.), то большинство западных благотворительных организаций откажут тебе в финансовой поддержке, поскольку, по их внутренним правилам, они не могут поддерживать «лоббизм», а разработка и продвижение кем бы то ни было законопроектов, с их точки зрения, именно этим и является. Но некоторые фонды могут закрыть на это глаза: типа, модернизация, развитие демократии и рынка в России дороже. А некоторые из международных организаций и подавно закроют на это глаза, если к ним за помощью в разработке того же законопроекта обратятся местные государственные органы.

Вообще, многие иностранные фонды предпочитают работать с российскими органами государственной власти и местного самоуправления: от российского правительства до мэрий маленьких городков. Такой статистики нет, но из того, что знаю я, совокупные вложения иностранных фондов в государственные и муниципальные проекты должны в несколько раз превышать их же совокупные  вложения в проекты российских некоммерческих организаций (см. «Россией уже давно руководят «иностранные агенты»»: http://www.pgpalata.ru/persons/agents)

   

Если ты большой учёный или не большой, но молодой и с перспективными идеями – у тебя есть шанс получить грант в одном из многочисленных западных научных благотворительных фондов.

Надо сказать, без западной поддержки многие направления в российской науке просто бы заглохли, хотя одновременно надо признать, что эта же помощь, в определённой степени, становится и причиной «утечки мозгов». Можно, конечно, запретить «утечку», но тогда нужно самим хорошо оплачивать «мозги», а то не будет ни «утечки», ни «мозгов». В наше время наука, искусство и спорт высоких достижений - родины не имеют, они живут там, где им лучше платят. Хотя мне лично это не нравится.

 

Если ты «авторитетный борец с путинским режимом», то вполне возможно, что однажды к тебе обратится человек из какой-нибудь мутной, никому не известной международной организации и предложит финансовую поддержку. И тебе самому придётся решать: стоит ли ради торжества свободы и гуманизма в родной стране ввязываться в тёмные игры «мировой закулисы» с непредсказуемыми для тебя и твоего дела последствиями.

 

На что точно не дадут деньги западные иностранные организации, так это на разжигание национальной, религиозной, социальной и прочей розни (на «разжигание политической розни» какие-то могут и дать); на проекты по военно-патриотическому воспитанию; на развитие спорта высоких достижений; на поддержку художественной самодеятельности: хоть «народной», хоть «антинародной»; на благоустройство улиц, ввёртывание лампочек, строительство детских садиков; на развитие скейтбординга, виндсёрфинга, пауэрлифтинга и на многое другое.

 

***

 

Самым очевидным образом западные доноры отличаются друг от друга по «отраслям» своей деятельности: одни специализируются на продвижении «демократии и прав человека», другие предпочитают тратить деньги на гуманитарную помощь обездоленным и жертвам всякого социального и политического насилия, третьи занимаются поддержкой сугубо экологических или сугубо научных проектов, четвёртые предпочитают поддерживать этническую идентичность и всевозможный мультикультурализм и так далее. Есть целая когорта фондов, которые специализируются на совсем узких темах: поддержка жертв домашнего насилия, борьба с современными формами рабства (очень актуально для наших кавказских регионов), против детского труда, за права женщин и так далее.

 

Очень важны различия, связанные с происхождением фондов. В этом смысле для себя я их делю на фонды международных организаций, международные частные фонды, иностранные государственные фонды и иностранные частные фонды. Например, фонды международных организаций действуют, соответственно, по мандату ООН, ЮНЕСКО, Всемирного банка, Совета Европы и других организаций, рождённых межгосударственными соглашениями, в том числе, с участием и финансированием России. То есть в фондах, действующих, например, по мандату ООН и ЮНЕСКО, есть и российские деньги.

В этой связи нелепой выглядит попытка российских властей наказать статусом «иностранного агента» Пермский региональный правозащитный центр за то, что он реализует проект «Укрепление права на информацию в Пермском крае», поддержанный «Фондом демократии ООН» (замечание от июня 2013 года).

 

Важно отличать государственные и частные западные фонды. Государственные фонды накрепко привязаны к текущей политике своих правительств и, в конечном счёте, работают на их безопасность. Например, продвигая «демократию» и «права человека» в  «переходных странах» вроде России, они, прежде всего, исходят из того, что «демократия» и «права человека» - это политические инструменты, которые, в конечном счёте, снижают внутриполитическую напряжённость и внешнеполитическую агрессивность государств, а, следовательно, делают их более безопасными для окружающих (и, в общем-то, я с ними согласен, другое дело, когда мы сталкиваемся с западным «экспортом демократии» или «более демократических режимов» в странах, не завершивших собственное вызревание для восприятия модерной политики).

 

Частные фонды более «идеалистичны» и поддерживают то, во что верят как в реальное и очень ценное благо. Нам трудно поверить, но подавляющее большинство частных иностранных фондов реально независимы от своих государств, более того, многие из них реально космополитичны (международные частные фонды). Другое дело, что все они действительно - «западные фонды», то есть - порождения западной евро-христианской цивилизации. И если они все хором любят «демократию,  права человека, и толерантность», то не потому, что им приказывают их государства, а потому, что у них всё это, что называется, в крови. Если весь Запад в последних чеченских войнах был на стороне Чечни, то и западные фонды занимались гуманитарными проблемами, прежде всего, чеченской стороны. И не потому, что они «ходят под спецслужбами», а потому, что они просто «западные».    

 

Существуют, как я понимаю, и фонды, реально работающие в том или ином взаимодействии со спецслужбами, через них могут реализовываться и политические проекты.

 

При этом многие, если не большинство, фондов вообще аполитичны, так как занимаются защитой дикой природы, поддержкой науки, национально-культурной самобытности, помощью голодающим, жертвам насилия и так далее.

 

Одним словом, иностранные донорские организации, работающие в России, реально разные. Соответственно, и разного требуют к себе отношения как общества, так и государства.

 

***

 

Без поддержки западных фондов сотни тысяч российских граждан не получили бы так необходимую им правовую, социальную и гуманитарную помощь. Без экспертной и финансовой поддержки международных и государственных западных фондов не были бы разработаны десятки российских законов и профинансированы сотни программ, обеспечивающих хоть какую-то модернизацию России в самых различных отраслях. В 1990-х и 2000-х годах без грантов западных фондов никто бы в стране серьёзно не занимался проблемами защиты прав военнослужащих, заключённых, жертв пыток, детей-сирот, мигрантов.

 

Вместе с тем, неумение, а иногда и нежелание западных фондов адаптировать к российским реалиям укоренённые на Западе ценности и социальные технологии часто приводило к их непониманию и даже отторжению в нашей стране. Сказывается где осознанный, а где подсознательный универсалистский подход персонала многих фондов (особенно российского персонала) к любым западным ценностям и практикам – то, что некоторые называют «западоцентризмом», и я бы даже назвал «западным цивилизационным фундаментализмом» (можно к этому отнестись и как к «отрыжке просвещённого колониализма», и как к «рецидиву «миссии белого человека»). Высокомерное небрежение к адаптированию к российским условиям в общем-то важных и правильных вещей – главная, как мне кажется, проблема многих западных фондов в России.

 

При этом не надо сбрасывать со счетов и наших «безумных» «общественных тётушек» и очень даже не безумных высококвалифицированных «грантоедов», готовых за донорские деньги и заграничные поездки сидеть на любых конференциях, проводить любые семинары и молоть любую чушь, нравящуюся грантодателям.

 

Нормальные российские общественные организации сначала ставят перед собой цели, а потом ищут под эти цели фонды, а фиктивные и «грантоедские» общественные организации сначала выясняют, на что «дают гранты», а потом «под раздачу» придумывают себе цели. Но видит бог – это наша проблема, а не фондов.

 

Некоторые российские грантополучатели занимаются откровенной ерундой не потому, что их заставляют фонды, а потому, что они сами эту ерунду придумывают, чтобы понравиться фондам - неискоренимое русское желание «подладиться под Европу», какое-то неврастеничное  поклонение «всему западному», до пресмыкания. А у фондов не хватает самокритичности, времени и, наверное,  желания, отнестись к этим «российским подставам» адекватно. Поэтому и Пётр I в своё время боярам бороды рубил, чтобы было, чем похвастаться перед приятелями-голландцами. Вряд ли в этом стоит винить самих голландцев – они его об этом не просили, но бритые русские бояре им нравились больше, чем небритые. Уж сколько раз эта наша национальная черта была осмеяна, а всё одно и тоже.

Есть такой способ отличать патриотов от националистов. Патриот ищет источники проблем своей страны в самой стране, а националист ищет источники проблем своей страны в окружающих странах и народах – в иностранцах и инородцах. Для лучшей жизни патриот пытается измениться сам и изменить страну. Националист самовлюблён - ему не в чем изменяться, для лучшей жизни своей страны он пытается изменить иностранцев и инородцев. Или так: патриоты – «социальные интроверты»; националисты – «социальные экстраверты».

 

***

 

Вообще, чтобы не быть полным идиотом в этих делах, надо понимать, что подавляющее большинство западных благотворительных организаций работают в нашей стране не потому,  что они «за Россию» или «против России», а потому, что они за «права человека» или за «счастье всех обездоленных детей» или за «субсидиарность как ключ к истинной демократии».

 

Запад такой же разный в отношении к нам, как мы в отношении Запада.

 

Среди российского населения есть как явные «западники», так и явные «антизападники». Но такая чёткость позиции больше характерна для «политизированного класса». Подавляющее же большинство наших сограждан вообще не задумываются над этим, но по привычке, с советских времён, на словах (только на словах) демонстрируют некую настороженность ко всему «западному».

Одновременно все мы с большим воодушевлением потребляем почти любые  духовные и материальные «продукты» Запада. В быту мы очень радушны и приветливы к любым гостям с любого «Запада», порой радушны до подобострастия (особенно это забавно и одновременно противно выглядит в исполнении наших чиновников). А с гостями с Востока и Юга мы, как правило, наоборот, мало приветливы и даже высокомерны (исключение, наверное, составляют японцы, скоро, наверное, исключением будут и китайцы).

 

Точно так же и среди людей Большого Запада встречаются как русофилы, так и русофобы. И точно так же, как у нас, «западное большинство» - нейтрально по отношению к России, но по привычке, на всякий случай чуть-чуть опасается «русских», с той лишь разницей, что миф о «красном восходе» частично замещается легендами о «русской мафии» (и как мы все в душе гордимся ею).

 

Несмотря на внутриполитическую антизападную риторику путинского правительства, в нём тоже есть и «ястребы», и «голуби» в отношении Запада: одни ориентированы на конфронтацию с ним, как с традиционным с советских времён «стратегическим противником», другие, наоборот, видят в нём стратегического союзника. Большинство же российских политиков и чиновников, вслед за народом, предпочитают быть просто прагматичными в отношении Запада, в зависимости от политических раскладов и обстоятельств на данном конкретном этапе отношений.

 

Среди западных элит в отношении России тоже борются два течения: «конфронтационное» в духе  холодной войны и традиционного «антисоветизма» и «интеграционное», основанное на понимании цивилизационной и геополитической близости Западного мира и России. Большинство же западных политиков либо вообще никогда не погружаются в российскую тему, либо предпочитают ту же, что и у многих наших, далёкую от идеологических предпочтений, прагматичную позицию.

 

В отношении к нам западные люди также разнообразны, как мы в отношении к ним, с той лишь разницей, что на Западе о России в целом думают реже и меньше, чем в России о Западе.

Поперёк этого очевидного факта у некоторых наших политизированных сограждан сформировалась этакая особенная «патриотическая мания величия»: они убеждены, что Западному миру делать больше нечего, кроме как каждый день придумывать новые козни для нашей страны, чтобы окончательно сжить её со свету. Их вечные нападки на «тлетворный Запад» – это такой изысканный способ заставить «их» почаще думать о «нас» и, тем самым, повышать в нас нашу же самооценку? В России во многих газетах и журналах даже рубрики специальные есть, типа, «они о нас» - читаешь и повышаешь самооценку. У «них», насколько я заметил, таких рубрик нет. «Они» самостоятельнее, что правда, то правда. Но, может быть, потому, что исторически «они» старше, а «мы»  моложе. «Мы» вообще самые молодые из «больших цивилизаций».