Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         


 

Игорь Аверкиев

Версия для печати

Приложение №1

 

Жизнь мировоззрений

Ценности, принципы, убеждения, знания о мире живут в нас не для споров1. Они - инструкции по применению жизни с максимальной для нас выгодой. Если некоторые взгляды: обыденные, сакральные или научные, оказывались полезными в частном и общественном быту конкретных людей – эти взгляды с необходимостью становились частью мировоззрения этих людей и … тут же одевались в «мундир истины». Истина и польза, конечно, как-то соотносятся между собой, но только не причинно-следственно.

 

Так или иначе, мировоззрение – это всего лишь удобная для жизни «картина жизни».

Мировоззрение - это интерпретация человеком мира, непротиворечиво и практически соединяющая человека с миром.

Мировоззрение – это совокупность моих ценностей и представлений о мире, человеке и общественной жизни, которые позволяют мне, в заданных обществом условиях, более или менее успешно защищать свои интересы.

Мировоззрение – это взгляды, ценности, знания, которыми мы руководствуемся, принимая решения.

В конечном счёте мировоззрение, как и всё, что в нас формируется естественным образом, существует для того, чтобы содействовать выживанию: человеческой особи и приютившей её человеческой популяции. Мировоззрение содействует нашему выживанию (применительно к «цивилизованным странам» - «достойному существованию»), так сказать, «идеологически», вооружая нас «правильными», жизнеспособными ценностями и представлениями о мире.

Всегда бросаются в глаза люди, с, казалось бы, явно «нежизнеспособными» мировоззрениями - всевозможные нонконформисты2 и инакомыслящие. Да, с общепринятой точки зрения, их «картины мира» очень неудобны и даже вредны для «нормальной» человеческой жизни. Но, во-первых, инаковые, «не от мира сего» люди живут в рамках собственных представлений о норме, а, во-вторых, за их «нежизнеспособными» мировоззрениями стоит иного рода польза – польза для популяции, общества/сообщества в целом. Они предназначены либо для очень специальных, узких и, как правило, рисковых общественных ниш (инновации, благотворительность, правда, лидерство), либо своей инаковостью они создают своего рода «общественный банк социальных мутаций3», который может пригодиться вмещающей человеческой популяции, если она столкнётся с необходимостью «срочно измениться». Без нонконформистов и инакомыслящих невозможен «социальный естественный отбор», без их «уродств» невозможно приспособление общества к изменениям в условиях существования.

Человек может обладать массой знаний и представлений, научных и обыденных, о мире и жизни в нём, но не входящих в его «мировоззренческий комплекс» только потому, что они не доказали своей социальной, духовной, психологической, бытовой и прочей полезности – ими невозможно руководствоваться, вписывая себя в жизнь, защищая свои интересы.

 

Именно поэтому никакое мировоззрение в своём общественном измерении не неизменно, не универсально и не вечно. Мировоззрения изменяются или сменяют друг друга в зависимости от общественных потребностей социальных групп и сообществ. Различные «полезные интерпретации» человеческой жизни сосуществуют друг с другом, обслуживая интересы разных групп людей.

 

В своё время в Средиземноморском, а потом и в Европейском мире с задачей «полезной интерпретации» мира для миллионов очень успешно справилось христианство, а затем пришедшая ему на смену на той же территории «парадигма модерна» во всём её мировоззренческом блеске в лице атеизма, прогресса, политики, экономики, гуманизма, либерализма, национализма, социализма и т.д.

 

Изменяются времена, изменяются и интерпретации людьми человеческого мира. Универсальные религиозные «картины мира» в своё время были заменены более дробными светскими «картинами мира» в виде политических идеологий и научно-популярных просвещенческих доктрин. Относительно недавно в западных странах модерный взгляд на мир был существенно потеснён постмодерным. В любом обществе существуют воззрения, объясняющие мир для «любителей свободы» и для «любителей справедливости», для «людей власти» и для простолюдинов. Женская «картина мира» всегда отличается от мужской, детская - от взрослой. Господствующие «мировоззренческие комплексы» в «богатых странах» всегда будут отличаться от таковых в «бедных странах». И т.д. и т.п.

 


1 Хотя мировоззренческие споры несут в себе и важную психотерапевтическую функцию: мы самоутверждаемся в мировоззренческих спорах, обретаем экзистенциальный покой, доказывая себе и окружающим «истинность» своих взглядов. Причём, психотерапевтический эффект гарантирован, даже если по каким-то формальным признакам мы проигрываем спор. В стрессе поражения представление об истинности собственных убеждений, как правило, только крепнет.

2 Нонконформист – поперёшный человек, которому противно «быть как все» и «поступать как все».

3 Мутации – случайные изменения сущности.