Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека для учреждений, занимающихся проблемами детей-сирот

Проект Тасис "Партнерство"

Министерство образования РФ

Институциональная организация в области защиты детства в Российской Федерации

II Существующая институциональная организация

В данном разделе речь идет об институциональной организации, касающейся формирования и реализации политики в области охраны детей с особыми потребностями. С этой группой детей работают, главным образом, три министерства.

II.1 Распределение обязанностей между федеральными министерствами

II.1.1 Министерство образования

Как говорится в Приложении Б, на Министерство образования (Минобразования) возложена функция формирования и реализации политики, касающейся вопросов общего и специального образования детей с особыми потребностями. Основной целевой группой министерства являются сироты и социальные сироты (среди которых имеются дети с незначительными отклонениями развития). К числу мер, принятых министерством в последнее время, можно отнести следующие:

по отношению к сиротам и социальным сиротам

разработка законодательной базы по защите прав сирот и социальных сирот;

разработка законодательной базы, регулирующей деятельность негосударственных и альтернативных организаций, работающих с сиротами и социальными сиротами;

разработка мер по обеспечению социальной интеграции сирот и социальных сирот;

разработка модели воспитания детей в приемных семьях;

разработка методических рекомендаций по диагностике психологического развития сирот различных возрастов, воспитываемых в разных типах учреждений (психологический мониторинг);

реализация Программы "Сироты";

создание базы данных по сиротам и социальным сиротам;

разработка стандартов работы в детских домах и интернатах.

по отношению к детям с незначительными отклонениями развития

разработка стандартов образования для детей с ограниченными возможностями;

разработка методических рекомендаций для специалистов, работающих с детьми инвалидами;

разработка новой модели школ/центров социально-трудовой интеграции детей с проблемами развития;

разработка нормативных документов о роли, обязанностях и работе психолого-медико-педагогических комиссий;

разработка нормативных документов для внутришкольных ПМП консилиумов;

разработка нормативных документов по системе обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии дома и в негосударственных организациях;

    реализация программы "Дети-инвалиды".

В систему Минобразования входят все типы приютов для детей от 3 лет и старше, школы-интернаты, коррекционные школы и коррекционные классы в обычных школах для детей с проблемами развития.

В таблице ниже представлены подробные данные об институциональной организации сферы, находящейся в ведении Министерства образования:

 

1997

1998

1999

Детские дома и детские дома и школы

-

-

1276

Школы-интернаты для сирот

-

-

155

Детские дома семейного типа

-

-

44

Опекунские и приемные семьи

-

-

2900

Специальные образовательные и воспитательные учреждения для детей с поведенческими проблемами:

. закрытого типа

. открытого типа

48

6

48

9

50

11

Школы-интернаты для детей с ограниченными способностями

1900

1400

2000

Специальные образовательные учреждения для детей с ограниченными возможностями (центры дневного пребывания и школы-интернаты) :

. для умственно-отсталых детей

. для глухих детей

. для детей с проблемами слуха и приобретенной глухотой

. для слепых детей

. для детей с проблемами зрения и приобретенной слепотой

. для детей с серьезными проблемами речи

. для детей с нарушениями моторно-двигательного аппарата

. для детей с проблемами психического развития

. для обучаемых дома детей-инвалидов (индивидуальное   обучение)

Всего

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1409

88

80

16

80

60

69

108

18

1928

Учреждения, предлагающие частичное обучение (вечерние школы) для детей и взрослых с ограниченными возможностями

-

-

53

Количество психолого-педагогических-медицинских центров

304

301

456

II.1.2 Министерство здравоохранения

Министерство здравоохранения (Минздрав) работает с детьми в возрасте до трех лет, от которых отказались их собственные родители. Министерство курирует программы планирования семьи и предотвращения детской беспризорности. Последнее время Минздрав осуществил следующие мероприятия:

разработка программы медико-социальной помощи для детей ранних возрастов, от которых отказались родители, или родители которых лишены родительских прав;

создание электронной базы данных о состоянии здоровья детей, воспитываемых в домах ребенка, с целью оказания таким детям необходимой и соответствующей медицинской помощи;

реализация президентской программы "Дети-инвалиды". Это, в частности, сбор статистических данных о детской инвалидности, разработка трехмерной концепции оценки состояния здоровья (на основе методических рекомендаций ВОЗ);

создание управления по защите репродуктивного здоровья;

принятие нормативных и правовых актов, регулирующих внедрение современной перинатальной технологии;

разработка и внедрение системы обследования новорожденных;

разработка и внедрение системы аудиологического обследования новорожденных детей;

меры по созданию сети реабилитационных центров.

В систему Министерства здравоохранения входят следующие учреждения регионального/местного уровней:

дома ребенка для детей от рождения и до трех лет, от которых отказались родители. В 1998г. в РФ насчитывалось 249 домов ребенка;

родильные дома (не включая родильных отделений в больницах) – 247 (1999г.);

детские поликлиники: 491 (1999г.);

детские больницы (областные): 63 (1999г.);

    детские больницы (городские): 316 (1999г.).

Министерство здравоохранения решает также вопросы планирования семьи.

II.1.3  Министерство труда и социального развития

К числу важнейших мероприятий, проведенных Министерством труда и социального развития в области формирования политики, касающейся оказания помощи и услуг детям и семьям, можно отнести:

формирование политики, касающейся профилактической работы с семьями, направленной на недопущение кризисных ситуаций и отделение детей от семей;

реализация следующих программ: "Дети Севера", "Дети улицы", "Дети Чернобыля", "Дети с отклонениями в развитии".

К функциям министерства относятся также сбор и публикация комплексных данных об оказании социальных услуг семьям, женщинам, детям и молодым людям. Оно подготовило и выпустило следующие публикации:

статистические данные, полученные от учреждений и социальных служб – 2000г.

данные о детях в РФ – 1998г.;

государственная политика, опыт российских регионов в вопросах социальной защиты детей – 1999г.

В начале 2000 г. в 87 субъектах федерации действовало 2240 учреждений.

Среди управлений и учреждений, оказывающих социальную помощь на региональном/местном уровнях можно выделить:

Тип учреждения

Количество учреждений

1994

1995

1996

1997

1998

1999

2000

Центр социальной помощи семье и детям

36

92

169

190

259

287

334

Центр психолого-педагогической помощи людям

3

88

100

123

51

36

40

Центр срочной психологической помощи по телефону

5

78

80

93

48

25

20

Социально-реабилитационный центр для детей младшего возраста

7

61

116

159

206

231

276

Центр помощи детям, оставшимся без попечения родителей

1

25

23

24

20

14

13

Реабилитационный центр для детей- и подростков-инвалидов

33

94

138

151

152

174

182

Управление для работы с семьями и детьми в Центре социальных услуг, оказываемых людям

-

228

310

444

452

456

510

Комплексный центр социальных услуг, оказываемых семьям и детям 

-

264

267

291

240

Кризисный центр для мужчин

-

1

1

1

Кризисный центр для женщин

-

6

6

6

10

Прочие учреждения социальной помощи, оказываемой семьям и детям

-

158

174

203

230

203

202

Общее кол-во:

107

997

1421

2048

2079

2134

2240

Министерство работает также с детьми с серьезными отклонениями психического развития, которых помещают в интернаты после постановки диагноза " к обучению не способен ". В его систему входит также несколько учреждений для детей с серьезными физическими недостатками, но "способными учиться". В 1998 г. насчитывалось 154 таких учреждений. На момент составления этого материала данных за 1999 г. еще не было.

II.2. Негосударственные учреждения

Анализ институциональной организации оказания услуг негосударственными организациями позволил получить следующие данные:

В настоящее время в РФ зарегистрировано более 140 негосударственных организаций, занимающихся оказанием услуг сиротам и детям-инвалидам.

Сироты

73

Дети-инвалиды

72

Эти организации зарегистрированы в форме фондов, благотворительных организаций, родительских ассоциаций, учреждений образования и здравоохранения. Особо следует отметить следующие из них:

Российская ассоциация приютов, в состав которой входят 252 приюта на всей территории РФ;

3 больницы (Российская детская больница);

3 центра защиты ребенка (по одному в Москве, Самаре и Санкт-Петербурге.

Что касается возможностей оказания услуг, НГО существенно отличаются друг от друга. Нередко утверждают, что главным препятствием к сотрудничеству с государственными организациями является качество услуг, предоставляемых большинством этих организаций. В ходе многочисленных бесед с работниками местных органов управления последние нередко утверждали, что НГО это "попрошайки бюджетных средств" и больше ничего. Несомненно, вопрос имиджа НГО является исключительно важным, требующим срочного решения. Следует отметить еще один момент, а именно то, что большинство НГО, хотя и по вполне объяснимым причинам, сконцентрировано в крупных городах, что делает их услуги недоступными для сельских жителей. Это также очень важный вопрос, из которого следует, что существует достаточно высокая степень социальной исключенности детей (сирот или инвалидов и их семей).

Назад К оглавлению Вперед