Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека для учреждений, занимающихся проблемами детей-сирот

Проект Тасис "Поддержка партнерских связей
в области образования, здравоохранения и социальной помощи" Министерство образования РФ

 

III Процессы (услуги клиентам)

III.1 Поступление клиентов

Дети в учреждение поступают по направлению органов опеки и попечительства, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее по тексту - КДН и ЗП) по согласованию с органами опеки и попечительства. В экстренных случаях (например: в связи со смертью родителей) сотрудниками подразделения по делам несовершеннолетних Городского отдела внутренних дел (далее по тексту ПДН ГОВД), иногда их приводят посторонние люди или дети приходят сами. Центр не занимается самостоятельным выявлением детей, нуждающихся в помощи. Если в центр поступает информация о ребенке, нуждающемся в помощи, специалисты Центра направляют информацию в органы опеки и попечительства или в КДН и ЗП, оказывают содействие органам опеки и попечительства в окончательном определении социального статуса ребенка, защите его прав и интересов.

В случае поступления ребенка без направления органов опеки и попечительства, нами в их адрес и в адрес управления социальной защиты населения города в течение суток направляется информация о поступлении в центр такого ребенка. В случае экстренного внепланового поступления ребенка (например: по причине самовольного ухода из дома) информация об этом в течение часа передается в дежурную часть ГОВД, а также по возможности родителям ребенка (в этом случае учитывается согласие ребенка и его эмоциональное состояние).

Ребенку сразу при поступлении оказывается помощь в получении убежища, питания, медицинская помощь.

Прием ребенка осуществляется специалистами приемного отделения (врач, социальный педагог, психолог, воспитатель). С ним проводится беседа, в ходе которой ребенка информируют о времени возможного пребывания, условиях и правилах проживания, режиме дня, об учреждении и традициях, рассказывают о детях и семейных группах. Объем информации, а также ее содержание зависит от возраста ребенка.

Следует еще раз отметить, что работа специалистов строится с учетом мнения ребенка. При работе с детьми школьного возраста, особенно старше 10 лет, определение уровня развития ребенка, проблемных зон, целей и путей реабилитации происходит при его участии, что позволяет мотивировать ребенка на совместную работу, достижение целей, заинтересовать его новыми перспективами.

III.2 Оценка потребностей клиента

Предоставляемые услуги основываются на потребностях клиента, которые определяются в несколько этапов.

Если исходить из потребностей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, на момент поступления его в Центр, то можно ограничиться перечисленными ниже потребностями, поскольку они ограничены основной потребностью - самосохранения:

  • потребность в жилье (убежище), нормальных жилищно-бытовых условиях,
  • потребность в питании,
  • потребность в одежде ,
  • потребность в доброжелательном микроклимате, спокойной обстановке.
  • Если давать оценку потребностям ребенка как развивающейся личности, то необходимо учитывать, что важно заложить зачатки потребности к саморазвитию, самовоспитанию, самореализации и самоактуализации.

    Первоначальная оценка производится в течение первой недели пребывания ребенка в центре. В ее процессе определяется начальная ситуация и социальный статус ребенка, уровень его развития, проблемные зоны, перспективы в работе с ребенком (возвращение в кровную семью или подготовка документов на лишение родительских прав), а также объем необходимой помощи.

    Все последующие происходят согласно программы реабилитации ребенка, сроки определяются на заседаниях социального консилиума в зависимости от сложности ситуации, в которой находится ребенок.

    Направления оценки:

  • Социально-бытовые
  • Социально-педагогические,
  • Социальные (социальный статус и защита прав и интересов ребенка)
  • Социально-психологические,
  • Медицинские (комплексная оценка состояния здоровья)

    Методы оценки:

  • Тестирование,
  • Скрининг-тесты,
  • Наблюдение за общением и деятельностью ребенка,
  • Изучение продуктов деятельности ребенка,
  • Наблюдение за деятельностью и анализ роли ребенка в микро и макро социуме,
  • Изучение документов ребенка,
  • Сбор и изучение медицинского и социального анамнеза,
  • Полное медицинское обследование, в том числе узкими специалистами,
  • Изучение информации о ребенке со стороны партнеров (ПДН ГОВД, КДН и ЗП, органы опеки и попечительства, школы, поликлиника и др.),
  • Беседы с ребенком и его родителями или родственниками.

    Нормы оценки:

  • Возрастные нормы развития ребенка,
  • Соответствие требованиям законодательства (при защите прав и интересов ребенка),
  • Соответствие разработанным специалистами Центра критериям по указанным направлениям реабилитации (социальное, психологическое, логопедическое, педагогическое).

    Оценка уровня развития ребенка и социальной ситуации, в которой он находился и находится, проводится специалистами социального консилиума учреждения, анализируется и утверждается на заседании консилиума.

    В состав социального консилиума входят:

  • Заместитель директора по реабилитационной работе (председатель)
  • Директор
  • Заведующие отделениями
  • Психолог
  • Социальный педагог (секретарь)
  • Логопед
  • Врач или медсестра при его отсутствии.

    Приглашаются на заседания:

  • Воспитатель семейной группы
  • Кровные родители
  • Учитель ребенка (по необходимости)

    Процесс оценки

    Социальные педагоги готовят информацию о семье воспитанника, причинах ее неблагополучия, выявляют истоки, причины социальной дезатаптации детей в семье, школе, социальном окружении, намечают пути дальнейшей работы по определению социального статуса, защите жилищных, имущественных и других прав ребенка, собирают или восстанавливают документы, составляющие личное дело ребенка, устанавливают его родственные связи. В своей работе, активно взаимодействуя с различными организациями города и за его пределами, составляют план социальной реабилитации. В данное время возникла необходимость получать более полную информацию до помещения ребенка в центр от соответствующих органов, направляющих детей (органы опеки и попечительства, КДН и ЗП, ПДН ГОВД, школы и др.)

  • Медицинские работники собирают сведения об особенностях внутриутробного и младенческого развития ребенка, о болезнях матери и, по возможности, близких родственников, информацию о развитии ребенка до поступления в Центр. В силу субъективных обстоятельств, при обследовании ребенка нет сведений о его клиническом развитии. Как правило, к первому консилиуму имеются очень поверхностные сведения о состоянии здоровье ребенка. Полное обследование дети проходят позже, планово и последовательно.

  • Психологи готовят психологическую диагностику, куда входит изучение особенностей личности, исследования ценностных ориентаций, интересов, склонностей, оценки интеллекта и умственной работоспособности, соотношения уровня развития возрастным нормативам. На заседания консилиума выносятся для обсуждения итоги диагностики, проведенной по данному ребенку. Психолог, курирующий данного ребенка, докладывает участникам консилиума результаты обследования. Освещает наличие проблем в психическом развитии ребенка.

  • Работа логопеда при подготовке к консилиуму заключается в обследовании речевой сферы, а у школьников еще и письменной речи.

  • Особую ценность для результативности консилиума имеет педагогическая диагностика уровня развития ребенка, которую готовят социальные педагоги совместно с воспитателем семейной группы и воспитанником, а также педагогические наблюдения, отражающие формы поведения детей, сообщаемые воспитателем семейной группы. Эти наблюдения содержат не только обязательные позиции, на которые обращает особое внимание педагог с учетом возрастных особенностей ребенка, но и несут в себе отражение личностных особенностей самого воспитателя. К консилиуму обобщаются все педагогические наблюдения, составляется подробная характеристика, в которой отражаются познавательная активность, отношение к учебе, нервно-эмоциональные особенности, социальные установки, ценности, интересы, особенности общения со взрослыми и детьми, проявления характера (положительные и отрицательные качества характера, формы поведения), степень овладения основными бытовыми и гигиеническими навыками.

    Участие в работе консилиума разных специалистов обеспечивает комплексный подход к определению уровня развития ребенка, его проблем и поиску наиболее эффективных путей реабилитации ребенка, координирует деятельность различных специалистов и служб учреждения, дает своевременную и полную информацию о ребенке одновременно всем специалистам.

    III.3 Планирование услуг

    Планирование услуг производится на заседании социального консилиума.

    Функции консилиума:

    1. Диагностическая - заключается в изучении социальной ситуации развития, определений доминанты развития, потенциальных возможностей и способностей детей, распознавании характера отклонений в их поведении, деятельности и общении.
    2. Воспитательная - включает в себя разработку проекта педагогической коррекции в виде ряда учебно-воспитательных мер. По характеру эти меры носят лечебный, контролирующий, дисциплинирующий, коррекционный характер.
    3. Реабилитирующая - предполагает защиту ребенка, попавшего в неблагоприятные условия жизни.
    4. Профилактическая - заключается разработке и включении в программу реабилитации ребенка мероприятий, направленных на предупреждение возникновения осложнений в процессе реабилитации.
    5. Координирующая - предполагает организацию единого подхода к проблема ребенка и его семьи разных специалистов Центр (при необходимости других органов и организаций) и их взаимодействия.

    Цели консилиума:

  • Сбор общей информации о ребенке.
  • Определение общего уровня развития ребенка, его проблемных зон.
  • Определение перспективы работы с ребенком (дальнейшее возвращение его в кровную семью, подготовка документов на лишение родителей родительских прав и др.)
  • Поиск наиболее оптимальных путей реабилитации, в том числе определение ребенка на воспитание в семейную группу.
  • Координация деятельности разных специалистов центра и других организаций.
  • Привлечение для реабилитации ребенка ресурсов, сохранных в его кровной семье.
  • Разработка и утверждение плана реабилитационных мероприятий на определенный период.
  • Мониторинг развития ребенка в семейной группе или социальном приюте.
  • Определение эффективности проведенной реабилитационной работы и корректировка дальнейшей.

    Сроки проведения консилиума в зависимости от времени пребывания ребенка в учреждении:

      Вновь прибывшие
    (период адаптации)
    В дальнейшем
    Группа приюта Семейные группы
    1 консилиум в течение недели 1 раз в 6 месяцев или в год, или же по мере необходимости (устанавливается на консилиуме) Передача
    2 консилиум на 15 день   Через 3 месяца
    3 консилиум 2 месяца   Через 6 месяцев
    4 консилиум 3 месяца   Через год или по мере необходимости (устанавливается на консилиуме)
    5 консилиум 6 месяцев    

    В течение недели перед заседанием консилиума (иногда раньше, в зависимости от необходимости) специалистами проводится диагностическая работа, анализируются полученные результаты, определяются рекомендации, ставятся определенные цели. Затем информация передается председателю и секретарю для анализа и оценки общей ситуации и составления предварительного плана реабилитационных мероприятий. На заседании социального консилиума заслушивается информация и рекомендации всех специалистов, дается оценка общего развития ребенка, динамика его развития, определяются проблемные зоны ребенка, координируется деятельность разных специалистов, служб и отделений. Также на заседании анализируется выполнение предыдущего плана реабилитационных мероприятий, определяются перспективы, дается оценка эффективности реабилитационной работы и утверждается план реабилитационных мероприятий на следующий период работы. Длительность реабилитационного периода определяется здесь же. Эффективность реабилитационной работы определяется динамикой развития ребенка. При положительной динамике развития ребенка можно говорить об эффективной реабилитационной работе и наоборот.

    При планировании услуг составляются следующие виды планов работы:

    1. Программа реабилитации ребенка.
    2. План работы с неблагополучной семьей.
    3. План социального сопровождения выпускника.
    4. План работы с патронируемой семьей (т.е. семьей, в которую возвращены дети после пребывания в Центре в связи с нормализацией обстановки).

    
  •