09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Введение
За последние 10 лет в России становится все больше и больше беспризорных и безнадзорных детей. Эта тенденция не обошла стороной и Лангепас. Анализ работы Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних "Бельчонок" подтверждает, что с момента создания учреждения (1997 г) и по настоящее время количество детей, оказавшихся в трудной ситуации, постоянно растет.
Наметился устойчивый рост количества воспитанников, чьи родители не выполняют свои обязанности; лишены родительских прав; а также детей, поступивших в центр по личному заявлению ребенка или временно по заявлению родителей. Появились дети, самовольно ушедшие из дома, не проживающие в нашем городе, в основном из южных республик СНГ, чего раньше не наблюдалось. Увеличивается поступление детей в возрасте 16-17 лет с крайне выраженной социальной дезадаптацией. Это свидетельствует об ухудшении обстановки в семьях и росте количества неблагополучных семей, которые и являются основными поставщиками социальных сирот. За 5 лет работы учреждения количество воспитанников увеличилось почти в 4 раза. Данный факт можно объяснить разными причинами:
Проблема социального сиротства, к сожалению, становится все более острой и требует к себе пристального внимания. Дети, лишенные нормальных условий воспитания и развития, а самое главное, нормальных взаимоотношений в семье, страдают больше всего.
Искажения психического развития ребенка особенно ярко выражены у детей из кризисных и асоциальных семей в связи с большим "стажем" пребывания ребенка в неблагоприятной ситуации, увеличивающейся социально-педагогической запущенностью, накоплением нерешаемых эмоциональных проблем, снижением познавательного интереса, формированием специфических черт личности. Лишенные ласки и заботы, подчас подвергаемые физическим страданиям и унижениям, эти дети нуждаются в участии и поддержке со стороны общества. Не находя этой поддержки, они вступают в жизнь надломленные, эмоционально недоразвитые или даже эмоционально искалеченные, с ненавистью и обидой на весь мир, с сформированной отчужденностью от мира взрослых, неприятием норм и традиций общества, хорошей адаптированностью к условиям, в которые их поставила жизнь.
Основная часть детей, находящихся в приютах, социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних из семей с асоциальным образом жизни и асоциальными установками. Слишком очевидны детские беды и безнадежное положение их семей. Ребенок, лишенный положительного опыта семейной жизни, деформируется как в личностном, так и в индивидуальном развитии. Поэтому в социальной работе учреждения особое место занимает поиск возможностей получения каждым ребенком опыта жизни в семье.
Сегодня в России распространены две формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей:
Так сложилось, что проблемами семьи и детей в России занимаются учреждения нескольких министерств и ведомств (здравоохранения, МВД, образования, социальной защиты и др.). Каждое министерство курирует только свою, узко ведомственную проблему. Но особенность неблагополучных семей в том, что каждая из них имеет целый комплекс проблем, вызванных различными стресс-факторами со стороны родителей, детей или социальной ситуации как вместе, так и порознь. Эти люди, как правило, уже перестали бороться за себя и свою семью, поэтому просто не идут к специалистам. Для разрешения проблем одной конкретной семьи необходима координация действий многих учреждений, а самое главное - необходимо учреждение, которое взяло бы на себя комплексную, координирующую работу с семьей в целом.
В этой ситуации особенно актуальной становится проблема организации работы по профилактике социального сиротства, которая включала бы в себя:
Тогда ребенок сохраняется в семье, работа специалистов направлена на одновременное оказание помощи и родителям, и детям.