Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека для учреждений, занимающихся проблемами детей-сирот

Проект Тасис "Поддержка партнерских связей
в области образования, здравоохранения и социальной помощи" Министерство образования РФ

 

Мартти Кемппайнен
О кооперативных обществах как поставщиках социальных услуг - опыт Финляндии и Швеции

6. Примеры

6.1 Детский сад "Тенхола" в Миккели, Финляндия

Детский сад "Тенхола" был учрежден в 1994 г. на базе муниципального дневного центра. Из-за экономического спада, начавшегося в начале 90-х годов, в городе Миккели решили перевести всех детей в возрасте до 3 лет из дневных центров в муниципальный семейный дневной центр. Будущее центра было под вопросом, хотя город не имел конкретных планов его закрытия.

Инициатором отделения от муниципалитета выступил персонал[1]. Основным мотивом было не только желание сохранить работу, но также изменить и обновить деятельность детского сада, а именно сделать его более самостоятельным в работе и принятии решений, чем раньше. Еще одной причиной стало то, что муниципалитет стал заинтересован в приватизации центра.

Вначале родители настороженно отнеслись к идее кооператива, особенно к финансовым обязательствам при ликвидации предприятия. Однако вскоре их отношение поменялось в положительную сторону, когда они получили информацию о кооперативе, и их уверили, что плата за услуги останется прежней, муниципалитет пообещал, что места в детском саде сохранятся в любом случае, а в устав включили пункт об отсутствии личной ответственности за долги и обязательства. Работникам также было обещано, что они смогут вернуться на работу в муниципалитет, если эксперимент не получится. Кооператив принадлежит персоналу и родителям детей, хотя согласно уставу членство в нем открытое. Персонал находится в трудовых отношениях с кооперативом и польза от членства проявляется в наличии рабочих мест и связанных с ними льгот. В отношении с кооперативом родители находятся в роли клиента, и для них польза от членства состоит в том, что они пользуются услугами.

Эти две группы членов кооператива иногда имеют разные цели и поэтому у них разные ожидания от услуг, от льгот для персонала и стоимости услуг. Пользователи оплачивают расходы, связанные с недвижимостью реальную стоимость, и кооператив получает дополнительный доход от некоторых услуг, оказываемых в соответствии со своим родом деятельности (продажа еды другим частным детским садам, находящимся по соседству, а также пожилым людям). Когда детский сад отделился от муниципалитета, он продолжил отношения с поставщиками на тех же условиях, как и муниципальные дошкольные учреждения. Когда "Тенхола" стал кооперативом, сняли помещение у муниципалитета и заключили с ним соглашение о покупке услуг. Следовательно, кооперативу не нужен был заемный капитал. Капитал и резервы (собственный капитал) состоят из членских платежей, которые обозначены в уставе. Новые члены должны платить вступительный взнос.

Муниципалитет выплачивает кооперативу компенсацию за каждого ребенка в соответствии со временем его пребывания в детском саду, а также компенсирует стоимость помещения. Основные финансовые действия - это покупка услуг, компенсация аренды и прочего (70%), а также оплата услуг родителями и плата за побочные услуги (продажа еды) (30%). Для поддержания своего материального положения кооператив готовит еду для другого частного детского сада, а также для пожилых людей, проживающих по соседству. Из этих же соображений часть помещения была сдана музыкальному детскому саду. Кооператив также проводит обучение по месту работы для студентов.

Родители привлечены к добровольному труду. Однако количество добровольной работы уменьшилось с самого начала, поскольку родителям сложно совмещать ее с выполнением других обязанностей. Условия труда для персонала хуже, чем при работе на муниципалитет. Однако довольно молодой персонал не считает это проблемой. Что касается рабочих часов и зарплаты, персоналу кажется, что они пошли на большее количество компромиссов, чем в муниципальных службах. Зато, они считают, их работа стала более разумной.

Город Миккели полагает, что в первую очередь необходимо развивать собственные дошкольные учреждения, но и согласен также на частные центры. Для этого требуется, чтобы пользователи услугами не попали в неравное положение, например, чтобы частные службы не отбирали только платежеспособных клиентов или других привилегированных клиентов.

6.2 Кооператив STIL, обслуживающий людей с ограниченными возможностями в Швеции

Стокгольмский Кооператив Независимого Проживания (STIL) был создан в 1987 г. людьми с ограниченными физическими возможностями. Как само за себя говорит название, целью кооператива является помощь, дающая возможность вести активный независимый образ жизни.

Основным мотивом создания кооператива было неудовлетворение инвалидов с опорно-двигательными низким качеством муниципального обслуживания и невозможностью влиять на принятие решений в отношении самих себя, а не отсутствие обслуживания как таковое.

Как независимые предприниматели, члены отбирают себе личных помощников.

Центральной функцией кооператива является обучение, поддержка и помощь людям, имеющим проблемы с моторно-двигательным аппаратом, в их роли предпринимателя по отношению к своим помощникам. То есть в отличие от муниципальных служб, кооператив не организует персональную помощь, но пытается создать такие условия и предоставить такое "ноу-хау", чтобы инвалиды сами смогли оценивать собственные нужды и принимать решения. Кроме персональной помощи новые члены получают помощь от старших членов кооператива.

Кооператив принял решение не заниматься организацией досуга для инвалидов, чтобы не создавать изоляцию от общественных мест досуга. Наряду с личными помощники и важны, главный способ улучшения качества жизни инвалидов - это создание повсеместно условий для их деятельности, а не создание для них специальной среды и тем, изолируя их от общества.

Голосовать и занимать ответственные посты могут только те инвалиды, у которых есть разрешение муниципалитета или страхового агентства на получение компенсации за наем персонального помощника. В качестве необходимого условия для этого - прохождение обучения на инспектора по труду или они наличие соответствующих умений. Это обучение важно, потому что сами члены отвечают за выплату заработных плат своим помощникам, выписку счетов и другие практические обязанности.

Лица, участвующие в деятельности кооператива, могут стать членами кооператива, имеющими право участвовать в собраниях кооператива, но не имеющими голоса в вопросах касательно самих инвалидов. Кооператив оплачивает консультантов и персонал офиса. Некоторые работники - сами инвалиды и полномочные члены кооператива. На практике персонал активно участвует в планировании и управлении деятельностью.

Многочисленные персональные помощники участвуют в разных видах деятельности. Большая часть помощников совмещает работу и учебу. Потребность в персональных помощниках у членов разная. Некоторым необходимо даже 10 чередующихся помощников, а большинство имеет 5-6 помощников. По отношению к кооперативу помощники являются посторонними, но часть - его кандидаты в члены кооператива.

Кооператив финансируется за счет контрактов с "посторонними" и поддержки государства. У кооператива нет своего собственного финансирования как такового, и членские акции играют незначительную роль в его экономике. Для кооператива характерна зависимость от государственного финансирования.

Кооператив работает в тесной связи с государственным секторома очень близки к общественному сектору. На практике государственный сектор является единственным источником дохода, в то время как кооператив отвечает за оказание услуг, организация которых - обязанность государственного сектора. Принцип кооператива STIL - быть первым не за счет дешевизны услуг, а за счет качества. Он стремится более эффективно использовать средства, получаемые от государства, но не зарабатывать деньги. Идея состоит в обеспечении членов персональными помощниками по цене, сравнимой с муниципальными службами, и чья деятельность соответствует ожиданиям членов.

Кроме самой деятельности кооператива очень важны демократическое принятие решения и возможность оказывать влияние. Целью людей с ограниченными физическими способностями при создании кооператива было создать условия для как можно более самостоятельного проживания.

Количество членов в кооперативе увеличилось, и они довольны своей активной ролью и возможностью оказывать влияние. Однако интерес к руководству упал. С помощью кооператива члены позаботились об обеспечении себе в помощь персональных помощников, заключили с ними контракты по найму, но они в какой-то степени устранились от выполнения обычных обязанностей общества. По некоторым причинам члены стараются избегать административных обязанностей, и тогда роль оплачиваемого персонала становится важнее.


[1] На это решение повлияло письмо из Национального Центра по Изучению и Развитию Социального Обеспечения и Здравоохранения, в котором было представлены материалы по альтернативному дневному содержанию детей, и с помощью кооперативов также.

Назад К оглавлению Вперед