Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Права человека: опыт и методики

 

ПРАВОЗАЩИТНЫЕ МЕТОДИКИ

 

Права в сфере судопроизводства

 

Лишили педстажа? Обращайтесь в суд

Неожиданно пенсионная реформа настигла и педагогов. При чем в самый неподходящий момент, когда пора на пенсию по выслуге лет. Так случилось и с педагогом-переподавателем ведомственного детского сада № 422 Маргаритой Ивановной. Проработала она с детьми дошкольного возраста не мало, 25 лет. Можно сказать за это время выросло новое поколение. Обратилась она за сбором документов для назначения педагогической пенсии еще в 2000 году в свой отдел кадров при заводе, на балансе которого числился детский садик. Но как оказалась, в то время вышло новое постановление Правительства РФ 1999 года за № 1067, согласно которому педагогический стаж считался работникам только государственных учреждений. А работникам ведомственных детских садов, т.е. существующим при заводах, при организациях, в льготном исчислении стажа отказывали.

Не смирившись с таким положением дел, Маргарита Ивановна обратилась за разъяснениями в Пенсионный фонд Мотовилихинского района г. Перми. Там подтвердили, что льготная пенсия ей не положена. Только через некоторое время на консультации в общественной приемной Пермского регионального правозащитного центра, она узнала, что Постановление Правительства РФ за № 1067, в части ограничения льготного исчисления педагогического стажа работникам не государственных учреждений, было признано недействительным. Конституционный суд РФ своим Определением от 06.12.2001 года разъяснил, что Законом предусматривается равенство пенсионных прав преподавательского состава образовательных учреждений, независимо от того, в чьей собственности они находятся.

В 2002 году Маргарита Ивановна вновь обратилась за назначением педагогической пенсии в Пенсионный фонд Мотовилихинского района г. Перми. Пенсионная комиссия решила в назначении пенсии педагогу отказать, сославшись на то, что с 1 января 2002 года вступил в силу новый пенсионный закон "О трудовых пенсиях", который снова устанавливает отмененную ранее норму, что льгота на досрочную пенсию опять предоставляется только педагогам государственных и муниципальных учреждений для детей. Более того, детский сад № 422 не являлся юридическим лицом, а в соответствии с Законом "Об образовании", все учреждения для детей должны были приобрести статус юр.лиц. Последним аргументом для отказа было и то обстоятельство, что детский сад во время не переименовали. Дело в том, что детский сад с 1994 по 2001 год назывался ясли-садом. Руководство во время не привело в соответствие с действующим законодательством названия учреждений, поэтому у Пенсионного Фонда появился формальный повод для отказа в назначении пенсии.

Как объяснили Маргарите Ивановне в Пенсионном фонде, если бы она обратилась за назначением пенсии до 1 января 2002 года, то иначе бы посчитали трудовой стаж, а после нового года право на педагогическую пенсию она утратила, не смотря на то, что педстаж у нее на тот момент составил уже 28 лет.

Что же происходит с педагогами? Как же так? Законодателем установлено право на досрочную пенсию в связи с особыми условиями труда. Почему же до 2002 года данный вид деятельности как воспитание детей считался особым, а теперь нет? Может дети сейчас другие? Или в очередной раз государство нашло способ сэкономить?

Юристами Правозащитного Центра был подготовлен иск о включение в стаж педагогической деятельности, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии периоды работы, исключенные из подсчета Пенсионным фондом.

18 сентября 2002 года Мотовилихинский районный суд г. Перми под председательством судьи Ломова Б.Ф. вынес решение в пользу педагога. В суде был установлено, что, несмотря на смену названия, учреждения "характер деятельности, а равно функции Маргариты Ивановны не изменились". Методические рекомендации, развивающие программы детский сад получает из отдела образования администрации района.

Согласно Определения Конституционного суда РФ от 06.12.2001 года предусматривается равенство пенсионных прав независимо от ведомственной подчиненности". Кроме того, в то время действовал Закон РФ "О государственных пенсиях", ст. 80, 83 которого не предусмотрено назначение пенсии в зависимости от вида собственности принадлежности учреждений. Не может иметь значения и тот факт, что детский сад не является юридическим лицом, так как пенсия назначается от вида деятельности.

Можно сказать, что справедливость в отношении педагогов, которые успели выработать педстаж до 2002 года восторжествовала. В настоящий момент подобный иск удовлетворен в Свердловском районном суде г. Перми. Несколько исков находятся в стадии рассмотрения судами.

Педагогам на заметку
Если Вы решили побороться за право на досрочную пенсию в связи с педагогической деятельностью, то первое, что Вам необходимо - это набраться терпения. Скорее всего, отстаивать свое право придется через суд.

К сожалению, наши рекомендации касаются только тех педагогов, которые выработали пед. стаж до 2002 года.

Второе, посчитайте самостоятельно, или с помощью инспектора отдела кадров на предприятии или инспектора Пенсионного фонда своего района количество лет педагогического стажа. Он должен быть не менее 25 лет. Затем либо через представителя отдела кадров либо самостоятельно обратиться в Пенсионный фонд своего района с заявлением установленной формы о назначении Вам пенсии. Недостающие документы Вы можете донести потом в течение 3-х месяцев. Назначение пенсии производиться пенсионной комиссией. В Практике Правозащитного центра имелся случай, когда решение готовилось 6!!! месяцев. О дне заседания пенсионной комиссии Вас должны известить. На комиссии Вы можете присутствовать лично. В случае отказа в назначении Вам пенсии в связи с педагогической деятельностью Вам необходимо подать иск или жалобу в суд по месту жительства.

Жалобу или иск?
Для подачи жалобы существует срок исковой давности - это 1 месяц с момента получения письменного отказа или в течение 3-х месяцев, когда лицо узнало или могло узнать о нарушении своего права. Другими словами, если с момента отказа прошло не более 3-х месяцев, то подавайте жалобу. За подачу жалобы необходимо заплатить гопошлину в размере 15 рублей в местный бюджет. Пошлину можно заплатить в любой сберкассе. Если в жалобе Вы просите взыскать моральный ущерб, то придется доплатить еще 10 рублей. Порядок оплаты тот же.

В том случае, если Вы просите взыскать пенсию не с момента подачи официального заявления, а за более ранний срок, или же срок в 3 месяца для подачи жалобы пропущен, то Вам нужно подавать исковое заявление. Для нас вроде бы никакой разницы нет, но суд потребует от Вас порядка и ясности. Можно потребовать также и компенсацию морального вреда, но по нашей практике суды идут на это неохотно, как правило, в компенсации морального вреда отказывают. Размер морального вреда Вы должны определить сами. Каких либо таблиц или схем в определении подобных сумм не существует. К заявлению необходимо приложить копии ответов, копию трудовой книжки, квитанцию уплаты госпошлины, и др.

Заявление (жалобу) со всеми необходимыми документами можете отнести лично в канцелярию суда или отправить по почте.

На суде
В основном педагогам в назначении пенсии отказывают по следующим причинам:

  • У детского учреждения не статуса юридического лица;
  • Наименование (вывеска) детского учреждения не соответствует формальным требованиям, предъявляемым к нему действующим законодательством, либо не соответствовало данным нормам определенный промежуток времени, начиная с 1993 года.
  • Детское учреждение не является государственным, муниципальным. Основными аргументами в свою защиту являются определения и решения Верховного и Конституционного суда РФ, а также ссылки на судебную практику (в частности можно ссылаться на наш случай с Маргаритой Ивановной).

    С 1 января 2002 года вступил в силу новый пенсионный закон "О трудовых пенсиях". В законе нет нормы, которая бы придавала закону обратную силу. Поэтому до 2002 года должен применяться закон "О государственных пенсиях", в частности ст. 80 и 83. В этих статьях Закона и в Постановлениях Правительства, за 1993 год и 1999 год, регулирующих порядок подсчета педагогического стажа, нет ссылок на то, что учреждение должно иметь статус юридического лица. Об этом говорит и Судебная Коллегия Верховного суда РФ, в своем определении от 31.07.01.

    Конституционный суд РФ в своем определении от 06.12.2001 года закрепил равенство педагогов детских учреждений всех форм собственности (государственной, ведомственной, частной).

    Соответствие наименования детского учреждения действующему законодательству устанавливается путем признания судом юридического факта. То есть, вы должны доказать что по сути детское учреждение сменило только вывеску, название, а характер деятельности не изменился, не изменился адрес, не изменились Ваши функции. В общем, установить тождество двух названий одного учреждения. В доказательство Ваших слов пригласите свидетелей (заведующую детским садом, директора школы и т.д.).

    После суда
    Прежде чем судья вынесет решение, может состояться несколько судебных заседаний. Пенсионный фонд может еще воспользоваться правом кассационного обжалования в областной суд. Если областной суд решит в Вашу пользу, то пенсию назначат Вам с момента подачи заявления о назначении пенсии установленной формы в Пенсионный фонд. Желаем удачи!

    Оксана Борисенко, юрист-консультант
    Пермского регионального правозащитного центра

    ОБРАЗЕЦ ИСКОВОГО ЗАЯВЛЕНИЯ В СУД

    В Мотовилихинский районный суд г. Перми

    ИСТЕЦ: Иванова Маргарита Ивановна
    Адрес: 614077, г. Пермь, ул. Гайдара, 7а - 45

    Ответчик: Управление пенсионного фонда РФ
    по Мотовилихинскому району г. Перми
    Адрес: г. Пермь, ул. Уральская, 111

    ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

    Я, Иванова М.И, работаю преподавателем в ДОУ "Детский сад № 422". Данное учреждение является собственностью ОАО "Пермская приборостроительная компания".

    15 января 2001 года я выработала педагогический стаж - 25 лет. В это же время я обратилась к своему работодателю, чтобы подготовили документы на оформление пенсии. Позже я обратилась в Пенсионный фонд с просьбой назначить мне пенсию по выслуге лет.

    "18" апреля 2002 года я получила отказ в назначении мне пенсии. Мне отказались включить в трудовой стаж время работы в периоды:
    с 05.07.93 г. по 05.03.2002 года в должности преподавателя ясли-сада № 422 ОАО "Пермская приборостроительная кампания". В качестве обоснования отказа Фонд сослался на то, что садик не является государственным, муниципальным. Нет статуса юридического лица, а также наименование учреждения не соответствует законодательству.

    С отказом из ГУ ПФ РФ по Мотовилихинскому району г. Перми вынуждена не согласиться по следующим причинам:

    1. Право на досрочную "педагогическую" пенсию у меня возникло еще в январе 2001 года (выработан 25-летний пед.стаж), когда действовал еще закон 1991 года "О государственных пенсиях", по которому истица имела право на пенсию на основании ст. 80 и 83.

    2. Верховный суд РФ 7 июня 2001 года и Конституционный суд 6 декабря 2001 года своим определением признал незаконным п. 2 Постановление Правительства от 22.09.99 N 1067 устанавливающий, что утвержденные Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществляющейся только в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей. Поэтому ссылки ответчика на то, что я работала не в государственном или муниципальном учреждении противоречат действующему законодательству. Ст. 80 и 83 Закона РФ "О государственных пенсиях" не содержат положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью в зависимости от организационно-правовой формы образовательного учреждения. Законодатель лишь уполномочил правительство РФ на составление списков работ (профессий и должностей), с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет не оговаривая при этом форму собственности учреждений для детей.

    3. Это положение не соответствует ст. 55 ФЗ "Об образовании" в том, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получении пенсии за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 ФЗ "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовой формы.

    4. Определением СК Верховного суда РФ от 31.07.01 было установлено, что "пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях".

    5. Более того, новый закон "О трудовых пенсиях", нарушает ст. 55 Конституции РФ утверждающей, что не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина. Следовательно, новому закону "О трудовых пенсиях" не может быть придана обратная сила. Кроме того, 25-летний педагогический стаж уже был выработан еще в январе 2001 года.

    6. Согласно постановлению Конституционного суда РФ от 24 октября 1996 года № 17-П закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет.

    7. Согласно Определению Конституционного суда РФ от 6 декабря 2001 года пенсия назначается от вида деятельности.

    Всем этим мне причинен большой моральный вред. На этой почве у меня развилась бессонница, меня одолевает чувство несправедливости по отношению ко мне и досады, ведь я отдала все силы и здоровье своей работе, воспитывая подрастающее поколение.

    На основании ст. 55 Конституции РФ, ст. 14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 80 и 83 ФЗ "О государственных пенсиях", Определения Кассационной коллегии Верховного Суда РФ от 24.04.01, Решения Верховного суда РФ 7 июня 2001, ст. 55 ФЗ "Об образовании", постановлению КС РФ от 24 октября 1996 года № 17, Определения КС от 6 декабря 2001 года, ст. 151 ГК РФ

    прошу:

    1. Признать мое право на пенсию в связи с педагогической деятельностью с момента подачи заявления о назначении пенсии в Пенсионный фонд.
    2. Обязать ответчика назначить мне пенсию с марта 2002 года
    3. Взыскать с ответчика причиненный мне моральный ущерб в размере 5000 рублей.
    4. Запросить у ответчика пенсионное дело Ивановой М.И.
    5. Вызвать в качестве свидетеля заведующую дет.садом № 422 Петрову Марию Ивановну, адрес: г. Пермь, ул. Куйбышева, 9-1

    Приложение:

    1. Копии иска
    2. Копия трудовой книжки
    3. Квитанция уплаты гос.пошлины
    4. Отказ из УПФ
    5. Копии определений и решений Верховного суда РФ
    6. Приказ от 06.04.01 № 51 о переименовании ДОУ № 422
    7. др.
    	Дата:                                  Подпись:

    Жалоба на несоответствие п.10. ст.28
    ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" Конституции РФ

    В Конституционный суд РФ

    Заявитель: Иванов Иван Иванович
    Адрес: 614002, г. Пермь, ул. 25-го Октября, 11-8

    Государственный орган, издавший акт:
    Государственная Дума РФ,
    Москва, ул. Охотный ряд, 1

    Обжалуемый нормативный акт:
    Закон РФ от 17/12/01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

    опубликован:
    Российская газета, N 247, 20.12.2001 г.

    Жалоба
    На несоответствие п.10. ст.28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" Конституции РФ

    Я, ________ (Ф.И.О.), работаю воспитателем в ДОУ "Детский сад № 22". Данное учреждение является собственностью ОАО "Пермской приборостроительной компании". В ______ 2002 года у меня будет выработан 25-летний "педагогический" стаж, дающий право на назначение мне пенсии. Однако в связи с принятием нового закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ" в _________ в назначении мне пенсии в сентябре 2002 года будет отказано. Это подтверждается ответом из __________.

    В соответствии с пунктом 10 статьи 28 Закона РФ от 17.12.01 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации": трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, гражданам: "не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста"

    Ранее действующим федеральным законом "О государственных пенсиях в РФ" от 20.11.90 г. № 340-1, в частности статьей 80, было предусмотрено назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей при выслуге не менее 25 лет. Статья 83 ранее действовавшего Закона давало право Правительству РФ утверждать списки работ (профессий, должностей), с учетом которых назначается пенсия.

    Такой список был утвержден постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.91 г. № 463 "Об утверждении списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет". Одновременно был утвержден и перечень учреждений для детей, работа в которых засчитывается в стаж при выслугу лет, хотя Федеральным законом "О государственных пенсиях" это и не предусмотрено. В пункте 2 этого постановления говорилось, "что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет работникам образования, засчитываются все виды педагогической деятельности в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). Согласно этому постановлению у меня шел педагогический стаж.

    Однако Правительство РФ приняло Постановление от 22.09.99 N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", где в пункте 5 указаны формы собственности учреждений, работа в которых дает право выхода на пенсию по выслуге лет. Согласно этому Постановлению с 1 ноября 1999 года (с момента начала действия) я теряла право на льготное исчисление стажа.

    Однако, вступившим в законную силу решением Верховного суда РФ от 7 июня 2001 года п.2 постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года № 1067, устанавливающий, что утвержденные Список и Правила применяются в отношении педагогической деятельности, осуществляющейся в государственных и муниципальных школах и других государственных и муниципальных учреждениях для детей, признан недействительным.

    Между тем, Закон РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17.12.01 г. не содержит положений, предусматривающих возможность назначения пенсии в связи с педагогической деятельностью работникам образовательных учреждений других организационно-правовых форм. Это не соответствует ст. 55 ФЗ "Об образовании" о том, что педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на получении пенсии за выслугу лет. Закрепляя права, социальные гарантии и льготы работников образовательных учреждений, этот Закон также не связывает возможность их реализации с организационно-правовыми формами образовательных учреждений. В соответствии с пунктом 3 статьи 12 ФЗ "Об образовании" образовательные учреждения по своим организационно-правовым формам могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными). Действие законодательства РФ в области образования распространяется на все образовательные учреждения на территории РФ независимо от их организационно-правовой формы.

    Считаю, что п. 10 ст. 28 дискриминирует педагогических работников образовательных учреждений, направляющих свои усилия на сохранение духовного потенциала нации и воспитание подрастающего поколения. Это положение нанесло удар по жизненному благосостоянию педагогических работников образовательных учреждений, противопоставило интересы педагогических работников образовательных учреждений различной ведомственной принадлежности и разных организационно-правовых форм. Нарушает социальную справедливость и создает социальную напряженность в педагогической среде.

    Более того, Закону придана обратная сила. Данное обстоятельство нарушает общие принципы права, по которым закону, ухудшающему положение граждан, не может быть придана обратная сила.

    Считаю, что пункт 10 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", распространяющий свое действие только на муниципальные и государственные учреждения необходимо отменить по следующим основаниям:

    1. На основании ст. 15 Конституции РФ она имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. Статья 8 Конституции гласит, что в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Норма п. 10 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях" нарушает действие этой нормы, ущемляя одну собственность перед другой.

    2. Более того, нарушает ст. 55 Конституции РФ утверждающей, что не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

    3. В соответствии с п. 2 ст. 19 Конституции РФ "Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности". П. 10 ст. 28 обжалуемого закона дискриминирует педагогов одной формы собственности учреждения перед другой.

    4. Также нарушает нормы Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод с дополнительными протоколами к ней (Протокол № 1, 4, 6, 7, 11, 12) от 04.11.50 г., в частности ст. 14, где говориться о том, что "пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой-либо дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или любым иным обстоятельствам".

    5. Противоречит ст. 12 и 55 ФЗ "Об образовании"

    На основании ст. 8, 15, 19, 55 Конституции РФ, ст.14 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и ст. 12 и 55 ФЗ "Об образовании" и ст. 3 "О конституционном суде"

    прошу:

    Признать несоответствующим Конституции РФ, ее ст. 8, 15, 19, 55, п. 10 ст. 28 ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ", в котором говорится о том, что право на досрочную пенсию имеют лица, осуществляющие педагогическую деятельность не менее 25 лет только в государственных и муниципальных учреждениях для детей.

    Прошу суд рассмотреть жалобу без моего присутствия.

    Приложение:

    1. Копия жалобы
    2. Копия трудовой книжки
    3. Квитанция уплаты гос.пошлины
    4. ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" - 4 экземпляра
    5. Ответ из __от ______

    Дата: Подпись:

    Лишение права на "педагогический стаж" - повод для обращения в Конституционный суд!

    Чтобы обратиться в Конституционный суд РФ, Ваша жалоба должна соответствовать следующим требованиям:

    В жалобе обязательно укажите:

    1) Конституционный Суд Российской Федерации в качестве органа, в который направляется обращение;

    2) наименование заявителя (фамилия, имя, отчество); адрес и иные данные о заявителе;

    3) необходимые данные о представителе заявителя и его полномочия, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности;

    4) наименование и адрес государственного органа, издавшего акт (Государственная Дума, Правительство РФ и т.д.), который подлежит проверке, либо участвующего в споре о компетенции;

    5) нормы Конституции Российской Федерации и настоящего Федерального конституционного закона, дающие право на обращение в Конституционный Суд Российской Федерации;

    6) точное название, номер, дата принятия, источники опубликования и иные данные о подлежащем проверке акте, о положении Конституции Российской Федерации, подлежащем толкованию;

    7) конкретные, указанные в настоящем Федеральном конституционном законе основания к рассмотрению обращения Конституционным Судом Российской Федерации;

    8) позиция заявителя по поставленному им вопросу и ее правовое обоснование со ссылкой на соответствующие нормы Конституции Российской Федерации;

    10) перечень прилагаемых к обращению документов в количестве 3 экземпляров для граждан и в количестве 30 - для юридических лиц.:

    а) текст акта, подлежащего проверке, или положения Конституции Российской Федерации, подлежащего толкованию;

    б) доверенность или иной документ, подтверждающие полномочия представителя, за исключением случаев, когда представительство осуществляется по должности, а также копии документов, подтверждающих право лица выступать в Конституционном Суде Российской Федерации в качестве представителя;

    в) документ об уплате государственной пошлины:
    жалоба юридического лица - в размере пятнадцати минимальных размеров оплаты труда;
    жалоба гражданина - в размере одного минимального размера оплаты труда.

    К обращению могут быть приложены списки свидетелей и экспертов, которых предлагается вызвать в заседание Конституционного Суда Российской Федерации, а также другие документы и материалы.

    Обязательно приложите ответ от компетентного органа, на основании которого можно сделать вывод, что обжалуемый Вами нормативный акт может быть применен к Вам уже сейчас или в будущем.

    Оксана Борисенко, юрист-консультант
    Правозащитного центра

    15.03.2002

     

     

    
  •