Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Права человека: опыт и методики

 

ПРАВОЗАЩИТНЫЕ МЕТОДИКИ

 

Права потребителей

 

Как покупателю защитить свои права без обращения в суд

При продаже товаров через предприятия розничной торговли зачастую происходят случаи реализации товаров ненадлежащего качества. Взаимоотношения с торговой организацией при нарушении ею своих обязательств регулируются положениями Гражданского кодекса РФ и Закона РФ "О защите прав потребителей". Покупатель, желая избежать судебного разбирательства, может действовать следующим образом.

1. Известный способ "Дайте жалобную книгу".

Эту книгу обязаны дать в любом магазине. Главное, в чем при этом следует убедиться - зарегистрирована ли она в местном муниципальном образовании. Несмотря на всю банальность данного способа, его может оказаться достаточно, ибо владельцу магазина нежелательно портить отношения с исполнительной властью в лице администрации вышеупомянутого округа. Если в жалобной книге появилось гневное замечание, директор магазина обязан урегулировать этот вопрос, поэтому его желание найти компромиссное решение заметно возрастает.

Если книгу жалоб получить не удалось, покупатель может обратиться с жалобой в управление Госторгинспекции либо в отдел по защите прав потребителей при местной администрации. Не исключено и возбуждение уголовного дела по ст. 200 УК РФ "За обман потребителя". Когда, скажем, Госторгинспекция проверяет жалобу потребителя, она, как правило, не останавливается на одном факте нарушения правил, а выполняет свои служебные обязанности по полной программе.

2. Куда следует обращаться в случае нарушения ваших прав как потребителя:

  • территориальные отделения Госторгинспекции;
  • инспекция по защите прав потребителей при администрации муниципального образования;
  • территориальное управление государственного комитета по антимонопольной политике;
  • территориальные отделения Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России).

3. Обращение в инспекцию по торговле

Государственная инспекция по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей Комитета Российской Федерации по торговле (Госторгинспекция) - государственная служба, основными задачами которой являются контроль за соблюдением норм и правил торговли и общественного питания, порядком применения цен, качеством и безопасностью товаров народного потребления, деятельностью по искоренению злоупотреблений в торговле, общественном питании и недопущению поступлений на потребительский рынок недоброкачественных товаров.

Территориальные управления Госторгинспекции выполняют следующие функции:

  • проводят проверки соблюдения правил торговли и качества товаров народного потребления у продавца, а также в соответствии с порядком, согласованным с Комитетом Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации, - качества продукции у изготовителя;
  • принимают меры по устранению выявленных недостатков и нарушений, обеспечивают широкую гласность результатов проверок;
  • приостанавливают реализацию товаров не соответствующих по качеству обязательным требованиям стандартов, опасных (вредных для жизни), здоровья и имущества граждан;
  • координируют свою деятельность с органами государственной власти и управления, общественными организациями потребителей в деле защиты прав и интересов граждан;
  • рассматривают в соответствии с законодательством письма, заявления, жалобы граждан на качество товаров, нарушения в работе торговых предприятий, предприятий общественного питания и после соответствующих проверок принимают по ним решения обязательные для исполнения продавцом.

Территориальные госторгинспекции имеют право:

  • осуществлять проверки с правом беспрепятственного доступа на торговых и промышленных предприятиях независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности в соответствии с основными задачами и функциями, определенными положением о Госторгинспекции;
  • производить контрольные закупки товаров с целью определения правильности расчетов с покупателями, изымать образцы товаров для проведения исследования их качества;
  • давать заключения по просьбе продавца, потребителя о качестве сертифицированных товаров, вызывающих сомнения в части их соответствия стандарту;
  • составлять акты и давать обязательные к исполнению продавцом, изготовителем предписания;
  • передавать материалы в следственные органы для привлечения к ответственности должностных лиц, допускающих неоднократные злоупотребления в торговле, выпуске и реализации недоброкачественной продукции.

В принципе, достаточно одного обращения в отделение Госторгинспекции, чтобы ваша проблема решилась положительно - после в этом магазине будет проведена проверка, которая неминуемо выявит определенные нарушения правил торговли (идеальных магазинов не бывает), в предписании директору магазина будет фигурировать и пункт относительно интересующего вас вопроса.

4. Вот мы и добрались до главной надежды и опоры потребителя - ГКАП

Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (ГКАП) является центральным органом исполнительной власти Российской Федерации в проведении государственной политики по развитию конкуренции, ограничению монополистической деятельности, пресечению недобросовестной конкуренции и защите прав потребителей.

Территориальные антимонопольные управления по вопросам защиты прав потребителей имеют очень широкие полномочия. Они, в частности, имеют право:

  • возбуждать дела о нарушении законодательства о защите прав потребителей в отношении хозяйствующих субъектов различных форм собственности;
  • давать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания о прекращении нарушений прав потребителей;
  • налагать штрафы на хозяйствующие субъекты за неисполнение или несвоевременное исполнение предписания о прекращении нарушения прав потребителей;
  • осуществлять проверки предприятий любых форм собственности в целях соблюдения требований законодательства о защите прав потребителей;
  • требовать от должностных лиц хозяйствующих субъектов предъявления документов, сведений, письменных и устных объяснений, иной необходимой информации;
  • обращаться в суды с исками и заявлениями в защиту прав потребителей, представлять их интересы при рассмотрении дел;
  • направлять в органы прокуратуры материалы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по признакам преступлений, связанных с нарушением законодательства о защите прав потребителей.

Действия антимонопольных органов по защите прав конкретного гражданина потребителя начинаются с рассмотрения заявления гражданина, поданного в эти органы.

Далее происходит встреча с должностными лицами того хозяйствующего субъекта, на действия которого жалуется потребитель. При этом требуются объяснения по фактам нарушения прав гражданина и даются предложения в добровольном порядке удовлетворить законные требования потребителя (если законность этих требований подтверждается в ходе проверки).

Зачастую такого разъяснения бывает достаточно для удовлетворения требований потребителя и защиты его прав.

Если в ходе рассмотрения заявления потребителя вскрываются факты грубого нарушения положений законодательства о защите прав потребителей или должностные лица хозяйствующего субъекта отказываются в добровольном порядке удовлетворить законные претензии заявителя, то антимонопольные органы возбуждают дело о нарушении конкретных статей Закона "О защите прав потребителей" и принимают меры о принудительном удовлетворении требований потребителя путем выдачи обязательных для исполнения предписаний. Предусмотрена также выдача предписаний без возбуждения дел.

5. Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России) решает вопросы защиты прав потребителей в области контроля за качеством товаров (выполнения работ, оказания услуг).

С этой целью Госстандарт России, например,

  • направляет требования о приостановлении продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товарах (работах, услугах);
  • определяет номенклатуру товаров (работ, услуг), подлежащих обязательной сертификации;
  • выдает сертификаты и лицензии на применение знака соответствия и др.;
  • аккредитует органы сертификации конкретных видов товаров (работ, услуг), а также испытательные лаборатории (центры) для проведения соответствующих испытаний, предоставляет другим юридическим лицам право аккредитации;
  • осуществляет контроль за правильностью проведения сертификации товаров (работ, услуг);
  • ведет государственный реестр сертифицированных товаров (работ, услуг), аккредитованных органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров);
  • принимает решения о признании сертификатов, выданных зарубежными и международными органами.

Территориальные органы Госстандарта России, в частности

  • проверяют соблюдение субъектами хозяйственной деятельности обязательных требований государственных стандартов на стадиях разработки, подготовки продукции к производству, ее изготовления, реализации (поставки, продажи), использования (эксплуатации), хранения, транспортировки и утилизации, а также при выполнении работ и оказании услуг;
  • проверяют безопасность товаров в процессе их обращения (реализации), в том числе импортных;
  • выдают предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) об устранении выявленных нарушений, о приостановке или запрещении реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.

В случае невыполнения выданных предписаний органы Госстандарта России имеют право налагать штрафы на изготовителей (исполнителей, продавцов), а также непосредственно на руководителей указанных предприятий.

6. Следует отметить, что законодательством предусмотрены довольно жесткие штрафные санкции к продавцам и изготовителям, отказавшимся удовлетворить требования потребителя. Помимо стоимости товара, неустойки, морального вреда, с продавца при обращении потребителя в суд может быть взыскан штраф в доход государства в размере исковых требований потребителя, удовлетворенных судом. Об этом также, не стесняясь, следует напоминать продавцу или изготовителю, с тем, чтобы избежать необходимости прибегать к помощи судебных органов.

 

Назад