09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"
"Социальный заказ по-пермски"
Взаимодействие органов власти, бизнес-структур и общественных организаций в Пермской области. Социальный заказ и ярмарки-форумы
Социальное партнерство в новых реалиях развития общества обретает новое содержание, суть которого в конструктивном взаимодействии между тремя общественными силами - властью, бизнесом и общественными организациями. Такое сотрудничество возникает тогда, когда представители трех секторов осознают не только взаимную ответственность за решение общих проблем развития территории, но и ощущают реальную выгоду от такого взаимодействия.
Формы такого взаимодействия можно назвать различные, но хотелось бы остановиться на некоторых, появившихся как отзыв на веление времени.
В Пермской области создана уникальная система конкурсной поддержки общественных инициатив на областном и муниципальном уровне, в основу которой положены принципы софинансирования, межсекторного, межведомственного и межтерриториального взаимодействия.
Город Пермь одним из первых инициировал проведение таких конкурсов в России. После проведения первых конкурсов (в 1997 г. среди органов территориального самоуправления, в 1998 г. - среди некоммерческих организация и органов территориального самоуправления) исполнительная власть города Перми почувствовала реальную пользу от решения социальных проблем через финансирование проектов некоммерческих организаций на конкурсной основе. Такая форма способствует, с одной стороны, более рациональному использованию бюджетных средств, выделяемых на социальные программы, а с другой - привлечению дополнительных человеческих, интеллектуальных ресурсов для реализации актуальных общественных инициатив. Кроме этого, объективный выбор из общего числа представленных на конкурс проектов муниципальных или некоммерческих организаций, наиболее эффективных и менее затратных, дает толчок развитию здоровой конкуренции в социальной сфере.
В области принят Закон "О государственном социальном заказе в Пермской области", создающий основу для успешного развития третьего сектора в регионе на долгосрочную перспективу. Поддержка общественных инициатив в рамках областного, городских и районных конкурсов социальных и культурных проектов дает возможность для развития общественных объединений, их эффективной деятельности.
Эффективность этой новой социальной технологии имеет несколько составляющих:
Финансовая эффективность: по итогам второго областного, городских и районных конкурсов социальных и культурных проектов в результате реализации проектов - победителей на каждый вложенный в их выполнение рубль бюджетных средств привлечено дополнительно 1,8 рубля собственных средств (финансовых или материальных);
Социально-экономическая: самосоздание временных и эластичных оплачиваемых рабочих мест для исполнителей проектов; повышение уровня доходов работников бюджетной сферы;
Культурно-этический эффект: в рамках проектов решаются задачи культурно-просветительского характера, привлечение в активную жизнедеятельность различных групп населения.
Например, в проекте "Вечная память" 90 подростков с. Елово в летний период были вовлечены в общественно-полезную деятельность по благоустройству местного кладбища, провели поисковую работу по восстановлению безымянных захоронений; в проекте "Этот разноцветный мир" была издана книга, собравшая стихи, рассказы и рисунки детей-инвалидов и ставшая, по сути, первым сборником их творческих работ;
Управленческая эффективность: проектная деятельность позволяет выстраивать партнерские взаимоотношения инициативных граждан, органов власти и хозяйствующих субъектов в решении проблем местного сообщества. Например, проект "Пустырник" (Березовка) объединил усилия общественных организаций, местного самоуправления, строительной организации и населения села по созданию оздоровительной зеленой зоны в центре села на месте бывшего пустыря.
Создаются новые или восстанавливаются утраченные социальные и культурные услуги населению.
Выполнение таких проектов как "Идею в замысел! Замысел в проект!" молодежного информационного центра г. Чайковского, "Лагерь Волонтеров" социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних г. Перми, "Учимся управлять" Гимназии №3 г. Перми, позволили выработать и практически апробировать методики формирования команд, способных работать самостоятельно и являющихся, по сути, неформальными общественными объединениями с подготовленными кадрами.
В проекте "Английский с телеучителем" центра шотландской культуры г. Перми создана технология дистанционного обучения детей английскому языку, позволившая 65 учащимся Еловского района приобрести начальные знания, получить навыки самостоятельной работы с использованием компьютера.
В ходе выполнения проектов реально созданы новые социальные технологии:
Общественное партнерство позволяет не только вовлечь активных и инициативных граждан в решение социально значимых проблем территории, но и использовать дополнительные средства тех коммерческих структур, которые занимают позицию социально ответственного бизнеса.
Так, например, мы становимся свидетелями появления и практического внедрения новых форм сосуществования бизнеса с социумом, при которых бизнес берет на себя часть ответственности за позитивные изменения в обществе.
Это происходит через:
В Прикамье родилась еще одна идея - проведение ярмарок социальных и культурных проектов как формы презентации потенциала общественности, механизмов межсекторного взаимодействия органов власти, бизнеса и некоммерческих организаций.
Пять лет назад, в апреле 1998 года, в Перми состоялась городская Ярмарка, которая не была похожа на любые другие, предлагающие различные товары. То была Ярмарка общественных организаций и ее главной задачей стала, своего рода, "оценка" того огромного ресурсного потенциала, носителем которого является общественность областного центра. Первая Ярмарка общественных организаций стала катализатором расширения сотрудничества органов власти и общественных организаций. Главный вывод, который был сделан ее участниками, межсекторное взаимодействие возможно и есть много направлений такого сотрудничества. После этой ярмарки общественные организации стали активнее участвовать в муниципальных программах, грантовых конкурсах и конкурсах на размещение социального заказа.
Логическим продолжением первой Ярмарки стали ярмарки проектов - ярмарки реальных дел и достижений общественных организаций, советов самоуправления, инициативных групп населения, учреждений культуры, образования, социальной защиты.
Идея проведения ярмарок проектов нашла поддержку полномочного представителя Президента РФ С.В. Кириенко. В результате этого состоялась первая окружная Ярмарка "Пермь-2000", принявшая финалистов I окружного конкурса социальных и культурных проектов "Социальное партнерство".
После этого были "Саратов-2001" и "Тольяттинский диалог-2002", была областная ярмарка социальных и культурных проектов в 2002 году.
Параллельно процессам развития партнерских отношений различных секторов общества в конкретных делах - социальных и культурных проектах, возникло новое явление - Гражданский Форум, представляющий собой открытый диалог власти, бизнеса и общественности. Именно в таком ключе проводился первый в России Гражданский Форум в Москве.
В ноябре 2002 года в Тольятти состоялась первая встреча Гражданского Форума и Ярмарки социальных и культурных проектов на окружном уровне в формате "Тольяттинского диалога".
Логично, что эта форма пришла и в Прикамье - территорию, где заинтересованные в конструктивном сотрудничестве и партнерстве стороны умеют слушать друг друга, договариваться друг с другом и действовать совместно. Власть, бизнес и общественность Прикамья способны наполнить новую форму партнерских отношений новым содержанием.
Проведение Ярмарки-форума "Пермь-2003" - новый качественный этап развития социального партнерства в Прикамье, ставшего событием не только регионального, но и окружного значения, поскольку символизирует дальнейшее развитие форм и расширение географии диалога и взаимодействия власти, бизнеса и общественности, представителей всех секторов общества, российских и международных экспертов, теоретиков и практиков для поиска новых моделей межсекторного партнерства, механизмов поддержки гражданских инициатив, разработки конкретных шагов и действий, способствующих развитию гражданского общества в России.
В мероприятиях Ярмарки-Форума "Пермь-2003" приняли участие около 1000 человек. Помимо представителей из Перми и Пермской области на Ярмарке побывали делегации из Москвы, Нижегородской, Кировской, Ульяновской областей, республик Марий-Эл, Башкортостана, Татарстана, Удмуртии, Екатеринбурга.
В Ярмарке-Форуме приняли участие министр образования РФ Владимир Филиппов, губернатор области Юрий Трутнев, заместитель полномочного представителя Президента РФ Любовь Глебова, руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления Пермской области, представители бизнеса, некоммерческого сектора.
Принципиально новым в формате ярмарки стало проведение форума - переговорного процесса между органами власти разного уровня (муниципального - регионального - федерального), бизнесом и общественностью по перспективным направлениям региональной социальной политики. В рамках мероприятий ярмарки-форума состоялось обсуждение стратегических направлений социального развития Пермской области; предложены новые общественные инициативы в социальной сфере. В результате переговоров между общественными организациями и органами власти достигнуты договоренности о выработке поправок в федеральные законы "Об альтернативной гражданской службе", "О товариществах собственников жилья"; в Закон Пермской области "Об историко-культурно-природном наследии населения Пермской области"; о включении правоохранительных и судебных органов в реализацию технологий восстановительного правосудия для несовершеннолетних; об алгоритме действий и ответственности сторон в создании безбарьерной среды инвалидов. С участием экспертного сообщества выработаны практические направления совместной работы по сохранению облика исторических городов; внедрению новых технологий взаимодействия власти, бизнеса и общественности; реформированию системы социального сиротства в Пермской области; развитию новых технологий медиаобразования; доступности социальных сервисов; развитию политической и правовой культуры населения. Впервые обсуждены практические вопросы добровольчества и попечительства в социальной сфере.