Юр. адрес: 614016, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, 13-17. Консультации ведутся по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 120а, запись по телефону: (342) 233-40-63. e-mail: palata@pgpalata.org
Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"
И.В. Аверкиев,
"Защита прав человека в России. 1996-2003 годы"
Сборник статей
"Чечня - черная дыра российской политики"
Из заявления Пермского регионального правозащитного центра
…Лозунги и идеологемы, используемые российскими властями и правящими чеченскими группировками для оправдания своих действий, в равной степени неоспоримы, и как реальные политические ценности признаются мировым сообществом. "Право наций на самоопределение", "национально-освободительное движение", "сохранение территориальной целостности государства", "борьба с терроризмом" и "соблюдение прав человека" - все это ценно и важно само по себе и в отдельности, но в совокупности порождает гремучую смесь, называемую Чеченский кризис.
Вместе с тем, совершенно очевидно, что с России больший спрос, т.к., в отличие от Чечни, Россия - зрелое, несмотря на все оговорки, цивилизованное государство с многовековой историей, с богатейшим опытом ответственности за судьбы народов, проживающих на ее территории, Всеобщая декларация прав человека является составной частью российской Конституции, а ее легитимная власть реально контролирует политическую ситуацию в стране.
Исходя из вышеизложенного, сегодня мы констатируем следующее:
Властные структуры Чеченской Республики Ичкерия продемонстрировали неспособность обеспечить на подконтрольной им территории жизнь, безопасность и гражданские права людей. Ичкерийские лидеры не смогли или не захотели пресечь грабежи, разбои, захват людей, осуществляемые незаконными вооруженными формированиями, базирующимися в Чечне. За несколько лет Чечня превратилась в пиратское государство, живущее на доходы от преступного бизнеса (торговля людьми, оружием, наркотиками) и паразитирующее на проходящих через ее территорию нефтепроводах. Чечня стала одним из мировых центров подготовки террористов.
Существующий в Чечне режим представляет собой реальную опасность для соседних российских регионов. Вторжение в Дагестан в августе 1999 года вооруженных формирований с территории Чеченской республики сделали очевидной необходимость принятия руководством России жестких мер, направленных на обеспечение жизни, безопасности, гражданских прав населения Чечни и прилегающих регионов. Применение вооруженной силы в этой ситуации и для достижения этих целей представляется вынужденной, но необходимой мерой.
Вместе с тем, чем дольше ведется, начатая по этим причинам, вторая чеченская война, тем менее адекватными становятся средства достижения поставленных российским руководством целей. По каким-то причинам федеральные войска отказались от приоритетного применения сверхточного и других видов современного оружия и тактических приемов, призванных минимизировать потери среди российских военнослужащих и гражданского населения. Военная повседневность изобилует многочисленными фактами гибели мирных жителей в результате неадекватного применения вооружений. В боевых действиях принимают участие плохо подготовленные солдаты срочной службы, что совершенно неоправданно увеличивает потери с российской стороны. Гибель попавших в засаду подмосковных и пермских омоновцев и героической роты псковских десантников говорит о низком качестве управления войсками, что в условиях войны также приводит к новым и новым бессмысленным жертвам, как среди военных, так и среди гражданского населения.
Российская сторона оказалась не в состоянии нести бремя гуманитарных обязательств. Убийства военнопленных, мародерство, пытки и издевательства в фильтрационных лагерях, бедственное положение беженцев стали обыденностью Чеченской войны. Зоны безопасности, гуманитарные коридоры, точечные удары и другие методы "цивилизованной" войны в исполнении российской военной и гражданской бюрократии оказались малоэффективными, во всяком случае, для мирного населения.
Пытки и убийства - одна из наиболее распространенных форм обращения чеченских боевиков с военнопленными. Более того, от боевиков страдает и мирное чеченское население. По данным Хьюман Райтс Вотч, "боевики-исламисты допускают нарушения в отношении мирных жителей, подвергают опасности их жизни, провоцируя ответные российские удары по жилым кварталам …размещая в густонаселенных районах позиции, с которых велся обстрел российских самолетов. …боевики неоднократно избивали и запугивали тех, кто пытался обезопасить свои села от российских бомбежек. …боевики избивали мирных жителей когда те просили их уйти". Известны случаи, когда по приказу Шамиля Басаева и других полевых командиров арестовывались мужчины тех населенных пунктов, "которые пытались поставить кордон… чтобы не допустить проникновения к себе боевиков. … Зачастую мирное население оказывается между чеченскими боевиками, не дающими им уйти, и российскими войсками, которые бомбят и обстреливают их дома".
Существенно осложняет ситуацию и провоцирует массовые нарушения прав человека отказ российской стороны придать конфликту адекватный правовой статус. Официально российские войска ведут "антитеррористическую операцию", но в условиях крупномасштабных боевых действий бессмысленно применение закона "О борьбе с терроризмом". Невведение чрезвычайного положения не позволяет поставить под контроль силовые структуры и обеспечить соблюдение основных прав человека. Непризнание конфликта "официальной" войной с мятежниками формально позволяет российским властям не применять нормы гуманитарного права, касающиеся ведения боевых действий.
Отсутствие в Чечне общепризнанных национальных лидеров и политических институтов, в полной мере контролирующих ситуацию в республике, делают крайне непрочными любые возможные договоренности между воюющими сторонами. Чеченская война должна быть прекращена, но прекращена таким образом, чтобы обе стороны предоставили реальные гарантии невозобновления боевых и иных действий, связанных с массовой гибелью людей. Эта война не может быть прекращена односторонне, а только в результате мирного соглашения воюющих сторон. Подобное соглашение, по-видимому, невозможно без участия третьих стран, которые бы взяли на себя значительную долю ответственности за соблюдения соглашения. Гарантами мирного соглашения могли бы быть государства-лидеры западного и исламского мира, союзы государств или международные институты.
До заключения такого мирного соглашения мы считаем необходимым:
направлять в Чечню только солдат-контрактников, постепенно заменив всех солдат-призывников
придание боевым действиям со стороны России адекватного правового статуса (введение чрезвычайного положения и т.д.)
ужесточить контроль за деятельностью силовых структур, провести расследования всех случаев совершения военных преступлений в отношении мирного населения, активно выявлять такие преступления, принимать самые суровые меры в отношении мародеров
добиваться мер международного преследования чеченцев, участвовавших в террористических актах и других преступлениях, повлекших гибель мирного населения
немедленное прекращение пыток и издевательств в фильтрационных лагерях
безотлагательное оказание всей необходимой помощи беженцам из Чечни
обеспечение доступа российских и международных наблюдателей в зону конфликта
если войне суждено продлиться еще какое-то время, то с российской стороны она должна вестись с применением вооружений и методов, максимально щадящих российских военнослужащих, мирное население и гражданские объекты
российскому руководству официально заявить о своих политических целях в Чечне.