Юр. адрес: 614016, г. Пермь, ул. Глеба Успенского, 13-17. Консультации ведутся по адресу: г. Пермь, ул. Екатерининская, 120а, запись по телефону: (342) 233-40-63. e-mail: palata@pgpalata.org
Сотням детей оказана помощь, десятки детей вернулись домой, приступили к учебе, все дети уменьшили употребление химических веществ, а 8 - отказались от их употребления. Изменился внешний вид детей, улучшилось их поведение, практически их перестали задерживать органы внутренних дел.
Ваня и Олег М. - работают, Наташа, окончила училище, готовиться к поступлению в колледж - воспитывает дочь, кстати, муж Женя тоже был в зоне нашего внимания
Олег С., Максим после центра "Шаг к дому" - вернулись и проживают дома, продолжают учебу.
Марина К., Дима Б., - направлены в госучреждения, где случаев побегов за 2 года не наблюдалось.
Света - направлена в патронатную семью и т.д.
В том числе и в результате осмысления нашей практики активизировалась работа муниципалитета по ликвидации безнадзорности в городе (с 1998 по 2000 г. открылись 4 социально-реабилитационных центра по работе с детьми группы риска), а главное социально-реабилитационный центр ночного пребывания.
Стал более гуманным подход к детям-беспризорникам: в ходе рейдов (в настоящее время задержанным во время рейда по выявлению безнадзорных детей им выдается сухой паек), прекратилось проведение рейдов ночью.
Главное - уменьшается количество беспризорных детей на улице.
Таким образом, можно утверждать, что в Перми существует модель работы с детьми-беспризорниками, дающая положительные результаты.
Выводы из нашего опыта и предложения, которые мы собираемся реализовывать сами и в переговорах с властью:
Ребенок всегда прав: искать ошибки необходимо, прежде всего, в себе, семье, обществе, а не в действиях ребенка.
Необходима корректировка нормативных актов в сторону более гуманных действий по отношению к ребенку.
Реабилитация детей-токсикоманов и детей девиантного поведения в большинстве случаев возможна без применения медицинской помощи в психиатрических больницах и интернатах.
Принципы работы с детьми - беспризорниками: терпение, принятие, объективность, уважение к ребенку, любовь, ласка, забота, внимание, равное (диалоговое) общение, честность; не создавать ребенку новых стрессовых ситуаций (постоянная смена места проживания ребенка без его согласия: дом - СЦР - приют - интернат (д./д.) и т. д.).
Ребенок, ушедший из дома, должен жить в том учреждении помощи детям, к которому "прикипело его сердце".
Основным положением при работе с детьми-беспризорниками является необходимость его (беспризорника) самостоятельного изменения, а не принудительного, под давлением окружающих (персонала д/д и СРЦ, например, где ребенок успевает изменяться меняется только внешне, т.к. на принятие новых установок, которые привели бы к убеждениям, необходимо больше времени).
В ходе реализации адаптационной программы ребенок сам занимается оформлением своих документов, мед. карты и т. п. в сопровождении прикрепленного к нему (его личного) воспитателя или соц. работника.
Прежде всего, необходимо работать с родительской семьей ребенка (как правило, антиалкогольные программы), а также с ребенком, ориентируя его в будущем на создание благополучной семьи. (Переориентация работы СРЦ на работу с ребенком через фостерные семьи).
Необходимо создание нескольких центров дневного пребывания детей на добровольной основе в городе (по микрорайонам).
Усилия средств СМИ необходимо использовать для профилактики безнадзорности, информировании семей о существующих центрах дневного пребывания детей.