Пермская гражданская палата - Главная

НОВОСТИ



09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>



08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>



08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>



08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>



08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>



08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>



07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>



07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>



06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>



06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>

Архив новостей

ПИШИТЕ НАМ

palata@pgpalata.org

 





         

Библиотека гражданских технологий

 

Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"

 

"Детский мега-проект пермской Ассамблеи"

 

Реформирование пермской региональной системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите

Предложения Пермской гражданской палаты по развитию нормативно-правовой базы региональной системы государственной поддержки детей, нуждающихся в государственной защите

Введение понятия "дети, нуждающиеся в государственной защите"

Внести изменения в законы Пермской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", "О приемной семье", "О патронатном воспитании", "Об органах опеки и попечительства".

Изменения должны по-новому определить целевую группу детей, которой необходимо оказание государственной помощи. Другими словами, необходимо расширить категорию детей, чьи интересы должны защищать органы опеки и попечительства, включив в нее детей, положение которых еще не стало критическим, но может таковым стать, если не будут приняты соответствующие меры. Новое понятие "дети, нуждающиеся в государственной защите" должно включать в себя как "сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", так и детей, живущих в кровных семьях, но чье благополучие невозможно обеспечить без вмешательства органа местного самоуправления, по отношению к которым, однако, нельзя говорить, что это дети, оставшиеся без попечения родителей.

Введение минимальных социальных стандартов в сфере профилактики социального сиротства и помощи детям, нуждающимся в государственной защите

Разработка и принятие закона Пермской области "О государственных минимальных социальных стандартах в сфере профилактики социального сиротства и помощи детям, нуждающимся в государственной защите, в Пермской области".

В законе необходимо произвести установление государственных минимальных социальных стандартов в отношении:

  • категорий детей, нуждающихся в государственной защите

  • вопросов, относящихся к компетенции органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних

  • структуры органа опеки и попечительства

  • количественного норматива специалистов по опеке и попечительству органа местного самоуправления

  • качества оказания услуг по опеке и попечительству, патронатному воспитанию, социально-психологической помощи

  • подбора, подготовки и сопровождения приемных семей, патронатных воспитателей, опекунов и других лиц, осуществляющих вместо родителей функции по воспитанию детей, нуждающихся в государственной защите или оставшихся без попечения родителей

  • оказания финансовой помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, на уровне, превышающем размеры, установленные Правительством РФ

  • подготовленности ребенка, нуждающегося в государственной защите, к самостоятельной жизни по достижению им возраста выхода из-под опеки.

Предполагается возможным до внесения соответствующих изменений на уровне субъекта РФ принятие органами местного самоуправления нормативных актов, устанавливающих минимальные социальные стандарты по организации работы органов местного самоуправления по опеке над детьми. Основанием для этого является законодательство, действующее в области местного самоуправления и определяющее общие принципы его осуществления, в рамках которых создаваемые органы местного самоуправления вправе самостоятельно определять свою деятельность.

В качестве основных принципов деятельности органа местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми необходимо установить:

  • признание индивидуальности ребенка и его родителей

  • защиту ребенка от насилия и эксплуатации

  • признание важности и уникальности воспитания ребенка в родной семье, использование максимальных возможностей для оставления ребенка в родной семье, использование всех средств для возврата ребенка в родную семью

  • учет возраста, пола, языка общения, культурной принадлежности, особенностей личности ребенка при планировании мер по защите прав и законных интересов

  • признание оптимальной формой устройство ребенка в семью родственников или знакомых в случае, если оставление ребенка с родителями невозможно

  • осуществление мер по защите интересов ребенка в сотрудничестве с кровными родителями, если это не противоречит интересам ребенка

  • обеспечение участия родителей в воспитании ребенка (если это не противоречит его интересам) в случаях его временного (или постоянного) устройства вне его кровной семьи

  • конфиденциальность информации о ребенке, его кровной семье, патронатном воспитателе

  • признание труда патронатного воспитателя по воспитанию ребенка социально значимым, квалифицированным трудом, подлежащим оплате

  • координация органов здравоохранения, образования, социальной защиты и других органов и учреждений, осуществляющих защиту прав и законных интересов детей.

Введение института социального патроната

Внести в закон Пермской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", "Об органах опеки и попечительства" следующие изменения:

  • ввести механизм социального патроната в отношении детей, нуждающихся в государственной защите и их семей. Механизм социального патроната должен включать в себя меры материального, организационного и психологического характера, направленные на оказание содействия семье в преодолении трудной жизненной ситуации, а также контролирующие мероприятия, позволяющие оценить эффективность применяемых мер. Социальный патронат в отношении конкретного ребенка и его семьи осуществляет куратор службы социального патроната. Для конкретизации мер по осуществлению социального патроната необходимо установить:

  • обязательное разграничение ответственности по защите прав и законных интересов ребенка между родителями (законными представителями ребенка), патронатным воспитателем (если ребенок временно помещается в патронатную семью) и уполномоченной службой социального патроната в лице куратора (разграничение ответственности оформляется договором)

  • четкие приоритеты в области оказания услуг с большим упором на профилактическую работу, на нестационарные, амбулаторные услуги по месту жительства и на дому

  • перечень тех мер (материального, психологического и иного характера), которые будут направлены на преодоление социальной ситуации, нахождение в которой позволяет считать семью неблагополучной или относить лицо к группе риска. Они могут включать в себя такие формы работы и помощи, как обеспечение достаточных средств к существованию (финансовая и материальная помощь), устранение проблем с жильем, предоставление различного типа консультаций и методических рекомендаций, связанных с воспитанием детей и внутрисемейными отношениями, помощь по дому, предоставление добровольного помощника семье, помощь ребенку в учебе, в организации досуга, отдыха, занятости, услуг по реабилитации, лечению и т.д.

  • закрепить принцип поэтапного подхода к оказанию мер социального патроната: от мер разовой поддержки к комплексному обслуживанию; от амбулаторных мер поддержки к стационарным; от мер поддержки ребенка, осуществляемых в рамках семьи, к временной передаче ребенка на патронатное воспитание и так далее

Введение индивидуального плана развития ребенка

Внести изменения в закон Пермской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", в которых необходимо закрепить понятие "индивидуальный план развития ребенка" и предъявляемые к нему требования. Индивидуальный план развития ребенка является актом органа опеки и попечительства в котором устанавливается перечень мероприятий по обеспечению прав и законных интересов ребенка, нуждающегося в государственной защите, сроки их исполнения, устанавливается четкое разграничение ответственности при выполнении плана между сторонами участвующими в процессе воспитания и содержания ребенка. Предполагается регулярная проверка органом опеки и попечительства выполнения плана развития ребенка. Проверка должна включать в себя оценку состояния здоровья ребенка, его умственного развития, самосознания, отношений в семье, внешнего вида и гигиены ребенка, его эмоционального и поведенческого развития, навыков самообслуживания ребенка.

Создание системы профилактики социального сиротства

1. Разработать и принять соответствующие акты Губернатора Пермской области и органов местного самоуправления, направленные на реализацию органами социальной защиты мер по профилактике социального сиротства.

Основная задача органов социальной защиты при реализации данной деятельности - распространение информации и социальных услуг, сокращающих возможности возникновения ситуаций с риском социального сиротства. Профилактическая деятельность предполагает комплекс информационных, обучающих и PR-программ, направленных на пропаганду здорового образа жизни, безопасного секса, семейных ценностей, распространение информации о возможностях системы социальной защиты населения, инфраструктуре медицинской и социально-психолого-правовой поддержки подростков, молодежи и семей.

2. Разработать и принять Указ Губернатора Пермской области "О создании единой системы информационно-консультационной помощи детям, молодежи и семьям". Оказание помощи предполагается по принципу "телефон доверия" - диспетчерская служба - "скорая помощь".

Создание уполномоченных служб органов опеки и попечительства

1. Внести изменения в закон Пермской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", "Об органах опеки и попечительства", касающиеся создания системы уполномоченных служб органов опеки и попечительства, чья деятельность направлена на профилактику социального сиротства и оказание помощи детям, нуждающимся в государственной защите.

2. Разработать и принять акты местного самоуправления, определяющие порядок создания уполномоченных служб органов опеки и попечительства. Уполномоченные службы могут создаваться заново или на базе существующих учреждений социальной защиты, образования, здравоохранения. Уполномоченные службы могут иметь районный, городской, межрайонный и областной статус, что определяется соответствующим соглашением органов опеки и попечительства.

Основные функции уполномоченных служб:

  • выявление и учет детей, нуждающихся в государственной защите
  • осуществление социального патроната детей и семей
  • устройство детей в семьи
  • консультационно-информационное обеспечение детей и семей
  • социально-психолого-правовое обеспечение замещающих семей
  • осуществление постпопечительского патронажа

Создание института Уполномоченного по правам ребенка в Пермской области

Разработка и принятие закона Пермской области "Об Уполномоченном по правам ребенка в Пермской области". Закрепление данного института в законодательстве Пермской области возможно также путем внесения изменений в Закон Пермской области "Об Уполномоченном по правам человека в Пермской области". Деятельность Уполномоченного дополняет существующие средства защиты прав, свобод и законных интересов ребенка, не отменяет и не влечет ни в какой мере пересмотра компетенции органов государственной власти, их должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений и коммерческих организаций субъекта РФ, участвующих в обеспечении защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов ребенка. Законодательство должно предусматривать создание сети представителей Уполномоченного по правам ребенка в районах области

Передача функций информационно-методического обеспечения деятельности органов опеки и попечительства органам социальной защиты

Разработка и принятие соответствующих нормативных актов Губернатора Пермской области и органов местного самоуправления, касающихся передачи органам социальной защиты функции по информационно-методическому обеспечению деятельности органов опеки и попечительства.

В рамках реализации данной функции органы опеки и попечительства должны обеспечить:

  • организацию профессионального обучения работников системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите
  • устройство детей в семьи на российском и международном уровне
  • координацию деятельности по профилактике социального сиротства
  • инновационно-методическое обеспечение системы помощи детям, нуждающимся в государственной защите

Введение постпопечительского патроната

Разработка и принятие закона Пермской области "О дополнительных гарантиях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в государственной защите". Данным законом необходимо предусмотреть осуществление социального патроната и предоставление льгот указанным категориям детей, достигших возраста выхода из-под опеки. Соответствующая государственная помощь должна предоставляться им до достижения 21 года путем оказания социально-психологической поддержки в учреждениях, специализирующихся на адаптации детей, нуждающихся в государственной защите (в частности, и потому, что эти учреждения должны обладать способностью оказания комплексной, многопрофильной помощи, в отличие от специализированных ведомственных учреждений для взрослых - психологических, юридических, социальных и т.п.).

Социальная поддержка семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

1. Внести изменения в закон Пермской области "Об охране семьи, материнства, отцовства и детства", устанавливающие почетные звания для лиц, осуществлявших воспитательные функции в отношении детей, оставшихся без попечения родителей или нуждающихся в государственной защите, а также лиц, оказывавших им иную помощь (психологическую, социальную, материальную и т.п.)

2. Внести изменения в закон Пермской области "О государственном социальном заказе в Пермской области", направленные на установление преимуществ на получение социального заказа лицами, осуществляющими свою деятельность по профилактике социального сиротства и поддержке детей, нуждающихся в государственной защите.

3. Разработка и принятие закона Пермской области, нормативных актов органов местного самоуправления об установлении льгот по налогообложению при оказании благотворительной помощи детям, нуждающимся в государственной защите, а также лицам, осуществляющим в отношении их воспитательные функции. Введение данных льгот возможно путем внесения изменений в закон Пермской области "О налогообложении в Пермской области" или в соответствующие акты органов местного самоуправления.

4. Разработка и принятие закона Пермской области "О государственных пособиях детям, оставшихся без попечения родителей, детям, нуждающимся в государственной защите", который бы обеспечивал развитие и поощрение семейных форм воспитания детей, нуждающихся в государственной защите.

5. Предусмотреть в проекте закона Пермской области "О дополнительных гарантиях детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, детей, нуждающихся в государственной защите" положение об обеспечении "временным" жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до предоставления им гарантированного законодательством жилья на постоянной основе.

6. Внести изменения в законы Пермской области "О приемной семье", "О патронатном воспитании", направленные на совершенствование системы оплаты и льготирования замещающих семей и патронатных воспитателей, а также предусмотреть регулирования труда патронатных и приемных воспитателей.

7. Разработать и принять закон Пермской области "О дополнительном пенсионном страховании приемных родителей и патронатных воспитателей", в котором необходимо закрепить систему дополнительного пенсионного обеспечения, обеспечивающего их социальную защищенность.

 

Назад К содержанию Вперед