09.09.16. Новый сайт ПГП на PGPALATA.RU >>
08.09.16. Павел Селуков: «Пермские котики станут жителями Европы» Подробнее >>
08.09.16. Пермяки продолжают оспаривать строительство высотки у Черняевского леса Подробнее >>
08.09.16. В Чусовом появятся 54 контейнера для сбора пластика Подробнее >>
08.09.16. Жителям Перми расскажут об управленческих технологиях и их применении в некоммерческом секторе Подробнее >>
08.09.16. Пермские общественные организации могут обновить состав Комиссии по землепользованию и застройке города Подробнее >>
07.09.16. Историческое общество намерено помочь пермяку, осуждённому за реабилитацию нацизма Подробнее >>
07.09.16. До открытия в Перми «Душевной больницы» для детей осталось чуть больше полугода Подробнее >>
06.09.16. В Перми на Парковом проспекте открылся новый общественный центр Подробнее >>
06.09.16. Павел Селуков: «Мой гепатит» Подробнее >>
Открытое партнерство "Пермская Ассамблея"
"Гражданская экспертиза - пермский опыт"
Гражданская экспертиза региональной системы помощи детям и семье для предупреждения социального сиротства
Управленческий анализ системы
1. Проведенный анализ среды для региональной политики помощи детям и семье для преодоления социального сиротства позволяет оценить среду для реализации политики преодоления социального сиротства как агрессивную (недружественную, не создающую достаточную условий для эффективной реализации). (См. профиль среды) Помимо этого можно сделать выводы о наиболее неблагоприятных и наиболее благополучных факторах, об условиях, ведущих к дисбалансу в системе мероприятий по преодолению социального сиротства. Выводы и гипотезы позволяют сформировать принципиальный подход к первоочередным мерам по формированию благоприятных условий для реализации региональной политики по социальному сиротству.
В приведенной ниже таблице № 1 отражено обобщенное и усредненное экспертное заключение об условиях для реализации политики по преодолению социального сиротства в области. По семибальной шкале (1 - абсолютно не удовлетворяет, 2 - не удовлетворяет, 3 - в основном не удовлетворяет, 4 - скорее удовлетворяет, 5 - в основном удовлетворяет, 6 - удовлетворяет, 7 - вполне удовлетворяет) оценены основные факторы, оказывающие наиболее сильное влияние на функционирование, рост и развитие системы поддержки детям и семье.
Таблица 1.
Оцениваемые параметры |
Степень удовлетворительности значений параметров | ||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 | |
Совершенство нормативно-правовой базы для помощи детям: |
|||||||
в целом |
|||||||
в части, определяемой региональной властью |
|||||||
в части, определяемой муниципальной властью |
|||||||
Совершенство нормативно-правовой базы для помощи семье: |
|||||||
в целом |
|||||||
в части, определяемой региональной властью |
|||||||
в части, определяемой муниципальной властью |
|||||||
Совершенство организационного механизма функционирования системы помощи детям и семье (с точки зрения участника системы): |
|||||||
Понятность системы подчинения «по вертикали» |
|||||||
Логичность системы подчинения |
|||||||
Понятность системы координации «по горизонтали» |
|||||||
Логичность системы координации |
|||||||
Наличие в системе каналов «обратной связи» (получения сигналов от «клиентов» и участников) |
|||||||
Мобильность системы - возможность быстро реагировать на изменения внешней среды |
|||||||
Стабильность и предсказуемость развития системы (понятно, куда и как именно она будет развиваться) |
|||||||
Понятность организационного функционирования системы для ее «клиента» |
|||||||
Соответствие компетенций и ресурсов (прав и обязанностей): |
|||||||
На уровне отдельной организации |
|||||||
На уровне муниципалитета |
|||||||
На уровне отдельного ведомства |
|||||||
На уровне региона |
|||||||
Совершенство финансирования системы: |
|||||||
в целом |
|||||||
в части, определяемой региональной властью |
|||||||
в части, определяемой муниципальной властью |
|||||||
Адекватность финансирования системы потребностям: |
|||||||
На этапе планирования |
|||||||
На этапе распределения имеющихся ресурсов между организациями |
|||||||
На этапе распределения ресурсов между направлениями деятельности |
|||||||
На этапе контроля над деятельностью |
|||||||
Уровень платежной дисциплины при финансировании деятельности: |
|||||||
внутри ведомства |
|||||||
внутри территории |
|||||||
Внутри региона |
|||||||
Вне региона |
|||||||
Возможности формирования новых институтов (создания новых организаций, учреждений) с необходимой технической базой: |
|||||||
Доступность земли. |
|||||||
Доступность помещений. |
|||||||
Доступность ресурсов: |
|||||||
материальных |
|||||||
административных |
|||||||
Наличие кадров (трудовых ресурсов), в т.ч. |
|||||||
Управленцев для органов власти |
|||||||
Управленцев для специализированных учреждений и организаций |
|||||||
Специалистов и педагогов для организаций и учреждений |
|||||||
Обслуживающего персонала для учреждений |
|||||||
Педагогов для семейного устройства детей |
|||||||
Специалистов-консультантов |
|||||||
Доступность современных технологий и педагогических ноу-хау |
|||||||
Доступность услуг: |
|||||||
коммунальных |
|||||||
транспортных |
|||||||
Связи |
|||||||
Доступность консультационной поддержки по вопросам: |
|||||||
психологическим |
|||||||
Охраны здоровья |
|||||||
Правовым |
|||||||
Экономическим |
|||||||
Педагогическим |
|||||||
Совершенство системы информационного обеспечения деятельности. |
|||||||
Обеспечение уровня необходимой безопасности для детей и семьи |
|||||||
Внимание региональных органов управления к проблеме помощи детям и семье |
|||||||
Внимание органов местного самоуправления к проблеме помощи детям и семьи |
|||||||
Внимание законодательных органов к проблеме помощи детям и семье |
|||||||
Адекватность статистических данных и других информационных источников для принятия верных управленческих решений в сфере помощи детям и семье |
|||||||
Отношение населения к необходимости решения проблем социального сиротства |
|||||||
Информированность общественности о реальном положении дел с социальным сиротством |
|||||||
Готовность населения включиться в деятельность по преодолению социального сиротства |
|||||||
Готовность бизнес-сообщества к помощи детям и семье |
|||||||
Возможность влияния общественных организаций на принятие управленческих решений, касающихся социального сиротства |
|||||||
Достаточность условий для свободной конкуренции разных институтов (организаций и учреждений), оказывающих услуги детям и семье и т.п. |
Оценки условий, свидетельствующие о несбалансированности подсистем.
При оценке экспертами совершенства организационного механизма функционирования системы помощи детям и семье были выявлены противоречия:
Без снятия или смягчения этих противоречий невозможно декларируемое изменение системы. Кроме того, уже сейчас обнаруженный дисбаланс в системе управления свидетельствует о ее "замкнутости", об увлечении функциональными подчинениями (делегированиями полномочий) в ущерб содержательной (проблемной) координации.
При оценке нормативно правовой базы были выявлены противоречия:
Сложившиеся диспропорции свидетельствуют о проблеме реальных, а не декларируемых, компетенций и ответственностей, о невозможности в настоящий момент иметь уравновешенную и глубоко эшелонированную систему реализации государственной политики по предотвращению социального сиротства, о консервации неприоритетности профилактики.
Тот факт, что, несмотря на отдельные положительные моменты в системе помощи детям и семье, деятельность по предотвращению социального сиротства находится еще в очень несовершенной внешней среде, еще и еще раз подтверждает необходимость консолидированных действий общества и государства. Государственный аппарат в силу ряда ограничений, в т.ч. выявленных в процессе данного исследования, не в состоянии в одиночку справиться с решением проблемы сиротства. Общество в силу его низкой информированности и недостаточного практической включенности и компетентности, также не готово уже в настоящий момент взять на себя единоличную ответственность за проведение необходимых преобразований. Таким образом, данная сфера является полем партнерских действий государственных и негосударственных организаций. При этом необходимо прилагать целенаправленные усилия не только на выработку новых подходов и форсирования механизмов стратегических изменений, но и на практическое закрепление уже продекларированных изменений.
2. Экспресс - анализ готовности системы к проведению инноваций показал: специалисты, работающие в органах и учреждениях, включенных в реализацию политик по предотвращению социального сиротства, не имеют более или менее одинакового представления об основных ресурсах и проблемах деятельности по предотвращению социального сиротства. Помимо этого взгляды "руководителей" и "персонала" иногда расходятся диаметрально, что свидетельствует о серьезной потребности налаживания нормальных информационных потоков, а также проведению серии консультирующих, обучающих и дискуссионных мероприятий внутри системы для ее "настройки". В данном виде система к инновационным преобразованиям не готова.
В оценке приняли участие представители ведомств (регионального и муниципального уровня), руководители и сотрудники специализированных учреждений, работники отделов аппаратов Администрации и Законодательного Собрания, депутаты Законодательного Собрания, представители научного и экспертного сообщества, патронатные воспитатели, приемные родители и опекуны.
При этом сравнивались представления опрашиваемых, находящихся на разных уровнях принятия решений, с выделением мнений Руководителей и Сотрудников. Сотрудником мог выступать в рамках опроса любой представитель ведомства или организации, если в опросе участвовал его непосредственный начальник или представитель более высокого уровня управления в целом, а также конкретные исполнители.
Сводные итоговые оценки системы выглядят следующим образом